РУССКОЕ МОНАШЕСТВО НА СВЯТОЙ ГОРЕ. РУССКИЙ НА АФОНЕ ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ
Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители (дословно — «обители Ро́са»). Речь шла, скорее всего, о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне имеет статус скита.
Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, к примеру, то, что первый, Десятинный, храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери — совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. Исследователи вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Киево-Печерской лавры, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.
Афон — полуостров протяженностью около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят к VII-VII векам, а уже в IX веке византийский император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин. В IX-XII столетиях постепенно сложились организованные формы монастырской жизни с насельниками — монахами разных национальностей: греками, грузинами, болгарами, русскими, сербами. Современный Афон — настоящая монашеская республика, со своей столицей — Кареей, двадцатью монастырями, множеством скитов и келий.
В описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался причислен к ней как скит.
Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий — это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.
До этого времени Руссик переживал непростые времена. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться Римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.
В средние века для русских иноков-книжников становится традицией пожить на Афоне под руководством опытных афонских старцев и вернуться домой, чтобы перенести на русскую почву греческую духовную культуру. Таков был, к примеру, Епифаний Премудрый (конец XIV — начало XV века), составитель жития преподобного Сергия Радонежского. Несколько лет на Святой Горе прожил преподобный Нил Сорский (1433 — 1508), научаясь у старцев непрестанной молитве.
После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, усилилась. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии.
В 1518 году по приглашению великого князя Василия Иоанновича в Москву прибыл высокообразованный афонский монах Максим, который вошел в историю русской святости как преподобный Максим Грек.
В 1730 году монастырь Руссик опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик).
С Афоном тесно связана жизнь преподобного Паисия Величковского, уроженца Полтавы. В святогорском монастыре Пантократор, при котором жили монахи-славяне, он принял монашеское пострижение около 1746 года. На Афоне святой провел 17 лет, основал там существующий и доныне Ильинский скит. Преподобный Паисий был одновременно духовным преемником святого Нила Сорского и предшественником святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, которые, следуя его примеру, переводили и истолковывали творения аскетических писателей древности, для чего требуется немалый собственный духовный опыт.
В самом конце XIX века в Пантелеимонов монастырь на Святой Горе пришел тамбовский крестьянин и отставной военный Семен Антонов. В историю он вошел под именем преподобного Силуана Афонского.
Появление в монастыре преподобного Силуана подняло монашескую жизнь на новую высоту. Аскет, сподобившийся таинственно узреть Христа, он так сформулировал принципы праведности: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего — и Господь возлюбит такую душу, явит Себя, научит любви и смирению и все полезное даст ей».
Поток русских монахов на Афон прекратила советская власть. По разным данным, к началу революции 1917 года на Святой Горе в разных ее монастырях проживало от 3 до 5 тысяч насельников из России (из них около 1,5 тысячи — в Новом Руссике). Спустя всего три десятилетия русских святогорцев осталось меньше сотни. Их присутствие стало понемногу возрастать в 60–70-е годы XX века, когда Московской Патриархии удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь.
Крупный специалист по святоотеческой письменности архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) (1900 — 1985) провел на Афоне 22 года. Именно пребывание на Святой Горе сформировало его научный интерес к исследованию творений великих православных мистиков — преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы.
В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским Патриархом. Небольшие группы монахов прибывали в обитель в течение 70-х и 80-х годов, а после перестройки поток уроженцев бывшего советского Союза, желающих подвизаться на Святой Горе, увеличился.
В 1974 году разрешение поселиться в Новом Руссике получил иеромонах Иеремия (Алехин). Спустя 5 лет Патриарх Константинопольский Димитрий утвердил отца Иеремию, к тому времени удостоенного сана архимандрита, в должности игумена Пантелеимонова монастыря. Отец Иеремия отошел ко Господу 4 августа 2016 года, на сто первом году жизни.
Сегодня братия Пантелеимонова монастыря насчитывает около 50 человек.
Официальный портал Белорусской православной Церкви