РУССКОЕ МОНАШЕСТВО НА СВЯТОЙ ГОРЕ. РУССКИЙ НА АФОНЕ ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

Впервые присутствие русских монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году. В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители (дословно — «обители Ро́са»). Речь шла, скорее всего, о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне имеет статус скита.

Об истории этой обители известно немного. Вероятно, она была устроена при князе Владимире. Среди доводов в пользу этого факта упоминают, к примеру, то, что первый, Десятинный, храм в Киеве и храм в монастыре Ксилургу были посвящены Успению Божией Матери — совпадение, которое многим исследователям кажется не случайным. Исследователи вспоминают и святого Антония Печерского, основателя Киево-Печерской лавры, уроженца Чернигова: приблизительно в это время он оказался на Афоне (а возможно, и принял постриг от Герасима, игумена Ксилургу) перед тем, как вернуться на Русь для создания монашеской общины по образцу святогорской.

Афон — полуостров протяженностью около 60 километров и шириной, разнящейся от 7 до 20 километров, с доминантой в виде двухкилометровой горы. Появление здесь первых отшельников-монахов относят к VII-VII векам, а уже в IX веке византийский император Василий Македонянин официально подтверждает право на существование здесь монашеских общин. В IX-XII столетиях постепенно сложились организованные формы монастырской жизни с насельниками — монахами разных национальностей: греками, грузинами, болгарами, русскими, сербами. Современный Афон — настоящая монашеская республика, со своей столицей — Кареей, двадцатью монастырями, множеством скитов и келий.

В описи 1142 года монастыря Ксилургу перечисляется 49 русских книг на 25 человек братии. О греческих же книгах не сказано ничего, пишет игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия и преподаватель Московской духовной академии. Более поздние афонские документы XII века уже однозначно именуют Ксилургу «русской обителью». В том же столетии игумен монастыря попросил у Собора Святой Горы выделить ему один из заброшенных монастырей на горе: по его словам, братия Ксилургу сильно разрослась и места всем недостаточно. Собор удовлетворил просьбу: русским афонитам предоставили пустующую обитель Фессалоникийца, ныне известную как Старый Руссик. При этом Ксилургу остался причислен к ней как скит.

Покровительство российского государства своему «представительству» на Афоне началось в конце XV века. Тогда в Москву с просьбой о материальной поддержке прибыл игумен Руссика Паисий — это послужило началом постоянных и все более тесных контактов Москвы и святогорской обители.

До этого времени Руссик переживал непростые времена. В XIII веке ему пришлось временно подчиниться Римскому папе, когда латиняне захватили Константинополь в 1204 году (это подчинение продлилось 20 лет), а в XIV веке обитель сожгли каталонские пираты. Тогда же монастырь взяли под свое покровительство правители Сербии. В 1347 году Стефан Урош IV Душан, сербский король, передал братии Руссика главу великомученика Пантелеимона. В эти годы Афон стал частью сербских владений.

В средние века для русских иноков-книжников становится традицией пожить на Афоне под руководством опытных афонских старцев и вернуться домой, чтобы перенести на русскую почву греческую духовную культуру. Таков был, к примеру, Епифаний Премудрый (конец XIV — начало XV века), составитель жития преподобного Сергия Радонежского. Несколько лет на Святой Горе прожил преподобный Нил Сорский (1433 — 1508), научаясь у старцев непрестанной молитве.

После захвата Константинополя турками в 1453 году поддержка, оказываемая Москвой Святой Горе, усилилась. Остались свидетельства о помощи Руссику русских князей и впоследствии царской династии.

В 1518 году по приглашению великого князя Василия Иоанновича в Москву прибыл высокообразованный афонский монах Максим, который вошел в историю русской святости как преподобный Максим Грек.

В 1730 году монастырь Руссик опустошили турки. А спустя 40 с небольшим лет обитель пережила большой пожар. Из-за разрушений, вызванных огнем, насельники были вынуждены переселиться в принадлежащую монастырю прибрежную келью. Из нее и вырос Пантелеимонов монастырь (или Новый Руссик).

С Афоном тесно связана жизнь преподобного Паисия Величковского, уроженца Полтавы. В святогорском монастыре Пантократор, при котором жили монахи-славяне, он принял монашеское пострижение около 1746 года. На Афоне святой провел 17 лет, основал там существующий и доныне Ильинский скит. Преподобный Паисий был одновременно духовным преемником святого Нила Сорского и предшественником святителей  Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, которые, следуя его примеру, переводили и истолковывали творения аскетических писателей древности, для чего требуется немалый собственный духовный опыт.

В самом конце XIX века в Пантелеимонов монастырь на Святой Горе пришел тамбовский крестьянин и отставной военный Семен Антонов. В историю он вошел под именем преподобного Силуана Афонского.

Появление в монастыре преподобного Силуана подняло монашескую жизнь на новую высоту. Аскет, сподобившийся таинственно узреть Христа, он так сформулировал принципы праведности: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего — и Господь возлюбит такую душу, явит Себя, научит любви и смирению и все полезное даст ей».

Поток русских монахов на Афон прекратила советская власть. По разным данным, к началу революции 1917 года на Святой Горе в разных ее монастырях проживало от 3 до 5 тысяч насельников из России (из них около 1,5 тысячи — в Новом Руссике). Спустя всего три десятилетия русских святогорцев осталось меньше сотни. Их присутствие стало понемногу возрастать в 60–70-е годы XX века, когда Московской Патриархии удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь.

Крупный специалист по святоотеческой письменности архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин) (1900 — 1985) провел на Афоне 22 года. Именно пребывание на Святой Горе сформировало его научный интерес к исследованию творений великих православных мистиков — преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория  Паламы.

В 1972 году Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским Патриархом. Небольшие группы монахов прибывали в обитель в течение 70-х и 80-х годов, а после перестройки поток уроженцев бывшего советского Союза, желающих подвизаться на Святой Горе, увеличился.

В 1974 году разрешение поселиться в Новом Руссике получил иеромонах Иеремия (Алехин). Спустя 5 лет Патриарх Константинопольский Димитрий утвердил отца Иеремию, к тому времени удостоенного сана архимандрита, в должности игумена Пантелеимонова монастыря. Отец Иеремия отошел ко Господу 4 августа 2016 года, на сто первом году жизни.

Сегодня братия Пантелеимонова монастыря насчитывает около 50 человек.

Официальный портал Белорусской православной Церкви

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.


Return to Top ▲Return to Top ▲