О домовом храме святителя Саввы Сербского в Борисовском епархиальном управлении

Каждый храм выражает литургическую жизнь Церкви через свою символику, подчиненную древним канонам.

Проектом росписи храма святого Саввы, расположенного в здании Борисовского Епархиального управления, использованы структурно-композиционные особенности фресок Сербии XIII–XIV веков, являющих собой великий памятник христианского искусства, известный во всём мире. Средневековая Сербия – наследница византийских традиций, где глубокая осмысленность христианства нашла удивительное выражение в чистоте и одухотворенности образов, хранимых и поныне в её настенной живописи.

Росписи наоса

При разработке проекта росписи домового храма при Борисовском епархиальном управлении основное внимание было уделено святителю Савве и святым его родителям: на северной стене наоса изображены преподобные Симеон и Анастасия.

По периметру наоса располагаются сцены жития святителя Саввы: «Положение в епископы», «Примирение святителем Саввой братьев Вукана и Стефана», «Исполнение завета преподобного Саввы Освященного». Эти сюжеты выбраны не случайно. С их помощью представлен человек княжеского рода, отказавшийся от земного царства и ставший богомудрым пастырем, которого Бог определил быть во главе Сербской Церкви.

На клейме, изображающем примирение братьев, святитель Савва устанавливает согласие между враждующими, исполняя заповедь Христову: «Блаженны миротворцы» (Мф 5:9). Если же обобщать, это символ мирного решения конфликтов как в доме каждого верующего, так и на уровне государства.

На западной стене располагается композиция «Исполнение завета преподобного Саввы Освященного». Здесь, в иконографическом пространстве, где отсутствует тварное время, встречаются два подвижника: святитель Савва Сербский и преподобный Савва Освященный, заповедавший передать образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Млекопитательница», и пастырский посох своему соименнику. На фреске показана их встреча в Царствии Небесном и символическая земная «встреча» в обители Саввы Освященного. Кстати, в монастыре святого Саввы подвизался также преподобный Иоанн Дамаскин, известный защитник иконопочитания. Свою семейную святыню – образ Богородицы «Троеручица» – преподобный, по примеру игумена, завещал передать святителю Савве Сербскому. Возможно, это стало своеобразным предзнаменованием для Сербии, которая впоследствии станет местом создания фресок, известных во всем мире своей красотой и одухотворенностью.

На почетном месте, под южным сводом, размещен и сам образ Пресвятой Богородицы «Троеручица», композиционно объединяющий пространство наоса храма как святыня уже Афона. Над образом Богородицы по своду располагаются пять медальонов. На верхних изображены святые Исайя, Давид и Даниил, известные своими пророчествами о Пресвятой Богородице и рождении Спасителя. Два нижних медальона представляют образы сербских святых – мученика Аввакума и короля Стефана Дечанского, при котором был воздвигнут монастырь Высокие Дечаны.

Собственно, фрески этого монастыря легли в основу алтарных композиций храма святого Саввы в городе Борисове.

Росписи алтаря

На восточной стене алтаря храма, за престолом, располагается композиция «Литургия святых Иоанна Златоуста и Василия Великого». Ряд предстоящих святителей продолжается на боковых стенах: на северной – образами святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, на южной – святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в нижнем регистре, Иоанна Милостивого, Григория Богослова, Кирилла Туровского, Нектария Эгинского в верхнем регистре.

В северной нише – образ пророка Моисея, снимающего сандалию перед Неопалимой купиной, что сравнимо с чудом Причащения: человек попаляется, но не сгорает от прикосновения к Святым Дарам.

На своде алтаря в медальонах располагаются образ Пресвятой Богородицы «Знамение», именуемый в греческой традиции «Платитера», предстоящие архангелы Михаил и Гавриил – с северной и южной стороны, а также образ Святой Троицы – на западной части свода.

Весь храм по стенам и сводам украшен орнаментами, традиционными для средневековой сербской фрески. Это придает росписям торжественность и объединяет все сюжеты в единое символическое пространство.

Связь с Беларусью

Храм святого Саввы располагается в древнем белорусском городе Борисове, основанном в 1102 году. Его заложил князь Борис Всеславич, дядя покровительницы белорусского народа преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой.

Подобно тому, как сербы возносят свои молитвы к святителю Савве, белорусы обращаются к святой просветительнице Евфросинии. Её образ, а также образ преподобного Феодора Острожского, размещенные на боковых столпах возле алтарной преграды, стали частью иконостаса и продолжением его в виде местного ряда. Преподобный Феодор Острожский – предок знаменитых князей Острожских, поборников Православия, поддержавших первых белорусских книгопечатников Георгия (Франциска) Скорину и Ивана Федорова. Как и в Царствии Небесном, на стенах храма образы святых, близких по духу и значимости для наших народов, находятся рядом.

Все надписи в храме выполнены шрифтом, в основу которого легли литеры Библии Георгия (Франциска) Скорины, печатавшейся в один год (1519) с изданием «сербули», первой сербской богослужебной книги, сербским же первопечатником Божидаром Вуковичем.

Из святых, в нашей земле просиявших, представлен и образ святителя Кирилла Туровского, «русского Златоуста». В наосе помещен образ князя Бориса, основателя города Борисова.

В храме святого Саввы сербские и белорусские святые, разделенные расстоянием и временем земным, соединены временем литургическим в едином служении единой цели – молитве и заступничестве за славянские народы перед Господом.

Борисовская епархия/Фото: Климковича Александра


Return to Top ▲Return to Top ▲