Летопись

Краткая летопись Ксениевского женского монастыря.
«…Се, нова вся творю: и глагола ми: напиши, яко сия словеса истинна и верна суть. И рече ми: совершишася. Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец: Аз жаждущему дам от источника воды животныя туне» (Откр. 21: 5,6). Сей глагол Господа нашего Иисуса Христа раскрывается в делании созидания святой обители блж. Ксении на земле и ее духовном устроении, о котором есть предвечный замысел Господень, в вечности. Ибо все, что строиться благословением Божиим и вспомоществованием святых Его, уже есть как бы исполненное, т.к. пред очами Его будущее и настоящее составляет единую нераздельную целостность и лишь на земле благовремение исполнения и сама возможность земного созидания замысла Божия о конкретной идее, зависит от времен и обстоятельств. Источники же воды живой – суть благодать Святого Духа, изливающиеся чрез святых Божиих, Таинства Церкви, слова Священного Писания, молитву, делание заповедей, а сугубо же чрез святые монашеские обители, в которых человецы стремятся ко всецелому исполнению слов Благовестия Христова и учения Церкви от Духа реченного.
В августе 2002 года решением Синода Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви был учрежден женский монастырь в честь святой блаженной Ксении Петербуржской в деревне Барань, Борисовского района. Этот монастырь стал первым в мире монастырем, посвященным всеми любимой блаженной Ксении.
Место расположения обители весьма живописно – лес, холмистые поля, небольшие ручейки, бегущие средь этих полей, озерцо. Монастырь, в подобие древним, стоит на возвышении в начале большого лесного массива. Вся земля здесь уже освящена благочестивой жизнью наших предков. Обитель взрастает на месте древней кладбищенской часовни в честь св. пророка Божия Ильи. На деревенском подворье (в самой деревне) в пятистах метрах от ограды монастыря некогда была старинная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая в 1837 году была возвращена в лоно Православной Церкви, после захвата ее униатами еще на рубеже 17 го и 18 го веков. В богоборческое время храм разрушили, но в пределах ее основания уже восстановлена небольшая церквушка. В ней совершаются Богослужения и чтится Престольный Праздник Покрова Богородицы. Прямо на месте древнего церковного кладбища, на пригорке, где и стоял прежний храм, ныне возводится большая деревянная церковь в честь Покрова Богородицы, из толстых бревен и с шатровой кровлей, в стиле северного русского храмового зодчества.
На территории самого монастыря за прошедшее время уже построены каменные храмы: в честь св. блаженной Ксении Петербуржской, как основной храм обители, нижний придел представляет собой небольшой криптовый храм в честь прп. Серафима Саровского. На основании древней кладбищенской часовни возведен небольшой, но удивительно гармоничный храм в честь св. вмч. Георгия Победоносца. Архитектура храма умозрительно представляет нам образ древней Святой Руси, это и воинственный храм-крепость, и гармоничная пластика линий и форм, и богато украшенное внутреннее убранство с чудесными иконами и каменным иконостасом. Храм раскрывает образ человека в его Божественно замысле, христианина – простого, чистого, гармонично сдержанного и аскетичного снаружи, но с богатым внутренним миром и неописуемой красотой внутри. Таким образом, осознание этого, выраженное в архитектуре Георгиевского храма, сподвигает и к образу жизни христианскому, напоминая нам образы Церкви воинствующей, святости, чистоты и того, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
С Божьей помощью на территории монастыря построен корпус для монашествующих с большой трапезной для насельниц монастыря и гостей. Имеется в монастыре и подсобное хозяйство, где содержатся коровы, овцы, куры и пчелиная пасека. На подворье выращиваются овощи в больших теплицах. Собранная на монастырских полях пшеница, используется для выпечки богослужебных просфор и хлеба. Хлеб печется по старинным рецептам на закваске с добавлением меда с собственной пасеки. Между деревенским подворьем и самим монастырем, у дороги, расположен источник в честь ангела монастыря – блаженной Ксении. Источник обустроен крытой купелью, удобными сходами к струям вод и ознаменован большим крестом. Рядом с источником строится деревянная часовня в честь св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Символический замысел этой часовни и ее расположение рядом с источником выражает всегдашнее предстательство пред Господом святого Иоанна за всех приходящих сюда и омывающихся в живоносных водах с верой, молитвой и благоговением, а само погружение в воды источника прообразует обновление нашего крещения, проповеданного Пророком.
За минувшие годы в обители появилось много частиц святых мощей: святителей, преподобных, мучеников, праведных мужей и жен, которые почтили обитель своим мистическим присутствием. Можно сказать, что дальнейшее строительство монастыря ведется на мощах святых и их молитвами, укрепляющими всех труждающихся и притекающих к обители. Есть и чудотворная икона св. бл. Ксении Петербуржской, которая обрелась во время пожара, случившегося в обители в 2007 году. Сгорели дубовые доски, киот иконы обгорел, а сама небольшая икона блаженной Ксении ничуть не пострадала… В алтаре Ксениевского храма находится святыня вселенского значения — частица Животворящего Креста Господня. Ее присутствие согласуется со словами акафиста в честь блаженной Ксении, где говорится о помощи святой в избрании собственного креста нашего спасения. Есть еще и ряд других святынь, которые помогают укрепляться духовно и телесно в нашем мятущемся суетном мире.
За время существования монастыря в нем сменилась лишь одна игуменья. Первая настоятельница – матушка Фомаида окормляла сестер с первых дней основания обители на протяжении двух лет. В бытность игуменьи Фомаиды были освящены два престола – в честь святой блаженной Ксении Петербургской и преподобного Серафима Саровского. Устроилось водное отопление в них. С 2004 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня из Свято-Елисаветинского женского монастыря, матушка Василисса, которая с воодушевлением взялась за строительство и устроение новой обители.
Кроме корпуса с трапезной, перестроены и обновлены храмы в честь св. блж .Ксении, в честь св. вмч. Георгия Победоносца, реконструировано внутренне убранство храма в честь прп. Серафима Саровского. Местный клуб переоборудован под трапезную для поклонников, как раньше именовали пеших странников и вообще всех христиан, приходивших поклониться святыням и помолиться в обители. Построены обширные теплицы для выращивания овощей, устроена большая пчелиная пасека и скотный двор. Строится гостиница, возводится подворье сего монастыря в г. Борисове, на деревенском подворье созидается деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается часовня в честь Иоанна Крестителя у источника. Разрабатываются проекты большого храма в честь пророка Божия Илии, православного культурного центра, который будет приписан монастырю и будет располагаться вблизи его… Сделано уже очень много, всего и не перечесть, что по молитвам блж. Ксении далось в устроении ее обители. А предстоящих духовных деланий и видимого созидания хватит еще на многие годы. Божья милость почиет над святой обителью, которая и устрояется Господним благословением, как Он Сам и сказал «…без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).
В настоящее время в обители более десяти насельниц, чьими трудами и молитвами содержится уже не малое хозяйство и, самое главное, ежедневно совершается полный круг богослужебной чреды. Читается неусыпаемая Псалтирь, служатся акафисты святым покровителям обители, каждый день совершается Божественная Литургия. Обитель окормляют три священника. Два батюшки служат рядовые богослужения, а третий несет послушание духовника монастыря. С приходом матушки Василиссы при монастыре было основано белое сестричество, где несут свои послушания более 25 сестер милосердия.
Все необходимое для укрепления души здесь обретут благоговейные паломники. Обитель устраивает Рождественские и Пасхальные праздники для детей, летом принимает группы школьников в православном лагере, располагающемся на период лагеря на территории монастыря. В праздничные дни, особо же в дни престольных праздников, монастырь принимает много гостей от низкого, до высокого чина, которые равны пред Господом и устраивает общие праздничные трапезы в продолжение духовного общения после богослужений.
Молитвами св. блж. Ксении Петербуржской, св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, прп. Серафима Саровского, св. вмч. Георгия Победоносца и под Покровом Самой Пресвятой Девы Марии, да возрастает сия святая обитель во образ раскрытия предвечного замысла Господня о ней, ради обретения сил, веры и надежды в деле спасения душ человеческих, во укрепление святости, чистоты и Любви в нашей единой Святой Белой, Малой и Великой Руси!

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.