Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин принял участие в работе семинара для руководителей епархиальных ОРОиК

29 января в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя прошел семинар для руководителей епархиальных ОРОиК. Провел его председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. 

Семинар прошел в рамках I направления Международных Рождественских чтений-2020 “Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации”. Организацией направления занимается Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Тема Чтений — “Великая Победа: наследие и наследники”. 

Участие приняли руководители и сотрудники секторов СОРОиК:

  • протоиерей Александр Прытков, руководитель Аппарата Синодального отдела;
  • иерей Герман Демидов, руководитель сектора основ православной культуры;
  • иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель сектора приходского просвещения;
  • иеромонах Трифон (Умалатов), руководитель сектора мероприятий и конкурсов;
  • Игорь Метлик, заведующий Научно-методическим кабинетом;
  • Вячеслав Матвеев, ответственный секретарь Экспертного совета;
  • Сергей Платонов, пресс-секретарь Синодального отдела;
  • Екатерина Малахова и Лидия Морозова, сотрудники сектора основ православной культуры;
  • Дарья Кочкина, сотрудник сектора приходского просвещения.

Присутствовали председатель Отдела религиозного образования и катехизации Белорусского экзархата епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин и руководители и представители епархиальных ОРОиК.

Митрополит Меркурий обратился к собравшимся и поблагодарил всех за труды. Он поделился размышлениями о проблемах в религиозном образовании. Отметил важность работы в информационной среде:

Коммуникация, информационное поле современного образования требует постоянного мониторинга не только внимательного отслеживания новостей, но их анализа и сопоставления информации из разных источников, формирование самостоятельной повестки. Я бы хотел сделать на этом акцент — мы должны не просто реагировать на ту или иную новость, общественную, государственную позицию, но в первую очередь сами формировать повестку, задавать тональность, готовить общественное мнение, «почву» для того, чтобы церковные инициативы в образовании находили благодарный отклик в умах, и что намного более ценно — в сердцах наших сограждан. Не только среди единомышленников и православных! Нужно работать на более широкую аудиторию. Конечно, сбор, анализ, систематизация, презентация информации — дело само по себе крайне трудоемкое. Но именно здесь, в информационном поле, сегодня идет борьба за умы и души молодых людей, здесь проходит связь поколений. Если хотите — и наследие и наследники сегодня формируются в информационном поле. Победа или поражение тоже во многом зависят от слаженности наших действий.

Напомню, наше информационно-образовательное пространство должно быть качественным, однородным, без провалов и черных дыр. Главное свойство добродетели, как известно, постоянство. Пусть наше сотрудничество в этом направлении, в сфере коммуникации и создания информации будет одним из проявлений нашей добродетельной жизни и ответственного отношения к церковно-педагогическому послушанию.

Митрополит Меркурий поделился своим видением религиозного образования в школах и предметной области ОРКСЭ:

ОДНКНР – логическое продолжение ОРКСЭ на основном уровне общего образования, – так зафиксировано в официальных документах Министерства просвещения. Несмотря на продолжающиеся попытки определенных сил «слить» в единый курс все предметы по религиозным культурам, я абсолютно уверен, что наша консолидированная позиция, особенно поддержанная педагогической, православной родительской общественностью, будет и впредь иметь существенный вес и влияние. Пока содержание этой предметной области не определено. Единодушие, четкая артикуляция официального мнения Церкви на всех региональных и федеральных форумах, активное участие наших представителей в подготовке педагогов и учебных пособий в конце концов, я уверен, обеспечат высокое качество преподавания ОПК и достаточное количество учебных часов для полноценной реализации предмета.

Председатель Синодального отдела подчеркнул важность конфессиональной аттестации и содействия развитию православных образовательных организаций:

Православная школа, детский сад – это лицо, показатель уровня духовного просвещения в той или иной епархии. Кроме того, это самый эффективный индикатор развития или угасания церковной жизни. Ни величественные соборы, ни пышные облачения, а детские парты и кроватки для тихого часа в детских садах, игровые площадки – гарантия будущего процветания Церкви. Если выбор стоит именно так, то лучшего вложения и возврата средств и настоящем и в будущем, чем в развитие церковного образования – просто не существует. К сожалению, иногда сами школы дистанцируются от участия в общецерковных мероприятиях. Нередки случаи разногласий на епархиальном уровне. 

А одним из наиболее значимых и перспективных церковно-образовательных проектов митрополит назвал реализацию Стандарта для воскресных школ:

В данном случае все зависит непосредственно от нас. Это и хорошо, и одновременно ответственно. Если работа не идет, то нельзя сказать, что министерство или городская администрация препятствует процессу. Реализация Стандарта – конкретный показатель активности и ЕОРОиК, и каждого прихода, и что не менее важно, нашей консолидации. Необходимость новых подходов работы с молодежью на приходах давно назрела. Стандарт – лишь один из возможных вариантов активизации в этом направлении. Знаю, что во многих воскресных школах он уже успешно применяется. Если кто-то имеет свой, отличный, особенный опыт, можем обсуждать любые новаторские подходы. 

После выступления митрополит Меркурий и сотрудники Синодального отдела ответили на вопросы представителей из епархий.

Инфослужба Синодального ОРОиК


Return to Top ▲Return to Top ▲