Статья из цикла «Сельский приход» о храме Богоявления Господня в деревне Веснино и Свято-Успенской церкви в агрогородке Беларучи Логойского района
В «Сельской газете» и на сайте Издательского дома «Беларусь сегодня» в рубрике «Сельский приход» вышла статья журналиста Алены Яско о храме Богоявления Господня в деревне Веснино и Свято-Успенской церкви в агрогородке Беларучи Логойского района, настоятелем которых является иерей Андрей Тараев.
Логойщина славится своим святым источником у храма Святого Николая Чудотворца, куда многие приезжают набрать целебную воду. Напомним, на минувшее Рождество в этом храме побывал Глава государства и передал в дар приходу икону Божией Матери «Смоленская», которая известна на Руси с древнейших времен.
В Беларучах само название деревни образовалось от словосочетания «белый ручей». В Веснино река Веснянка также была известна необычным родником: он бил на мелководье прямо в водной артерии. Многие приезжали издалека и с кладки набирали ценную воду. К сожалению, сейчас из-за повышения уровня воды этот источник скрылся под ней, однако перед началом строительства церкви для нее выбрали название в честь праздника Крещения или Богоявления.
— Оба храма строились уже в нашем веке, — рассказывает отец Андрей. — Но история православия здесь намного древнее, места намоленные.
В Беларучах было две церкви: Свято-Богородицкая и Свято-Успенская. До наших дней они не сохранились. В советское время Успенский храм закрыли, в 1941 году он был сожжен. В 2002 году Владыка Филарет благословил восстановление постройки. Священником назначили ныне покойного протоиерея Вячеслава Юхновича. Весной 2010 года храм в Беларучах освятили.
— Отец Вячеслав собрал на приходе очень ревностных людей, воспитал их в вере, — отмечает отец Андрей. — Он выбрал тех, кто хочет служить Богу, всегда приходит и приезжает на службу. Двадцать лет он был их духовником и связующим звеном.
Архитектура храма в Беларучах необычная, многие элементы украшения мастера вырезали вручную из простого кирпича. Получились затейливые узоры и обрамление окон. В планах, вероятно, было со временем объединить два здания в одно, в том числе колокольню и трапезную, однако чертежи не сохранились. Нынешний батюшка также планирует надстроить над маленьким храмом новые стены.
Отец Андрей неместный, родился в столице, а корни его — в России и Украине. Его мать — дочь священника, а батюшка — десятый в роду священнослужителей. Лето постоянно проводил у деда, протоиерея Иосифа Пинько, в Брянске. Вырос, получил экономическое образование. К тому времени его старший брат Игорь уехал на Брянщину и стал священником, а за ним последовала в 2014 году и семья Андрея Тараева.
— Не сразу, но осознал, что тоже хочу учиться в духовном училище, — вспоминает отец Андрей. — Восемь лет назад меня рукоположили в священника, мы сменили несколько приходов. В некоторые приходилось добираться из Брянска за 80 километров.
После смерти отца он принял решение вернуться в Беларусь и помогать матери. Так и оказался на Логойщине. «Это моя монастырская келья», — с улыбкой обводит рукой храм в Беларучах.
По мнению отца Андрея, в сельских храмах — особая благодать. Если в городе прихожане зачастую просто идут на службу и никого не знают, на селе благоговейная тишина маленькой церкви располагает к искренней молитве. Кроме того, возникает сообщество.
В Веснино хоть и меньше жителей, новое здание церкви там намного просторнее, даже оборудовано вторым ярусом, где в перспективе возможны занятия воскресной школы. Главным инициатором строительства выступила многодетная семья Ольги и Игоря Мирончиков (у них четверо детей). Через дорогу от храма — собственное производство, занимаются также фермерством. Ольга Евгеньевна рассказывает семейную историю:
— Я родом из этих мест, мои предки из деревни Боровые, которую сожгли немцы. Когда дети подросли, мы решили сделать что-то не только для себя. Первая икона для будущего храма в честь Александра Свирского попала к нам необычным способом. Знакомые попросили забрать из мастерской икону для них. Там мы и увидели другой образ. Оказалось, кто-то заказал его, а потом отказался. Александр Свирский — близкий нашей семье святой, мы ездили в монастырь, где хранятся его мощи. Икону купили, но она не должна храниться дома. Постепенно и пришли к идее храма.
— Строительство шло рывками, когда появлялись средства, — вспоминает прихожанка. — Иногда замирало на год-полтора. Нам помогали собирать деньги в минском храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Внесли вклад наши друзья: Елена и Александр Чернякевичи, Алла и Владимир Колтовичи, Ольга и Олег Зиновичи, Наталья Тризна и другие.
В здании проводили молебны, когда крыши еще не было. И всегда выглядывало солнце, над верующими кружили птицы. После молебна или чтения акафиста они улетали. Постепенно в храме собрали необходимую утварь, много писаных икон, в том числе пожертвованные из других церквей.
Пока мы разговариваем, познакомиться подходит зять Мирончиков, Захар Исаеня. Молодой человек родом из Солигорска, учится в духовной семинарии в Минске. В храме Богоявления прислуживает в качестве пономаря и уставщика, то есть следит за правильным ходом богослужения. Он поделился историей своего воцерковления.
— До 12 лет я никак не был связан с православием, а затем начал ходить на службы, прислуживал с 2017 по 2023 год в кафедральном соборе Рождества Христова, пел в хоре. Солигорский храм — один из самых больших в Минской области. Здесь, в Веснино, камерно и тихо. Я рад, что Бог меня здесь поставил помогать, не всегда большая семья строит храм, а ты можешь в этом поучаствовать.
Многие строительные работы Игорь Мирончик выполнял сам, а его зять помогал в отделке, укладке плитки. К храму все прикипели душой.
— Это вся наша жизнь, — резюмирует Ольга Евгеньевна.
А ведь, казалось бы, четверо детей, требующая внимания работа — как найти время хотя бы для того, чтобы прийти в церковь?
Подметил эту болезнь века и отец Андрей: слишком суматошная жизнь, повальное увлечение гаджетами, дети все чаще теряют связь с родителями, им ставят модные сегодня диагнозы гиперактивности. Совсем другое дело, когда семья объединяется общей верой.
— Вместо связи с ребенком, проведения с ним времени, мы выбираем погоню за деньгами, благосостоянием, — рассуждает батюшка. — Чаще всего люди в храм попадают, образно говоря, по болезни, а священник, как врач, ждет, когда болеющий придет.
Батюшка рассказывает, что и его семье пришлось перенести множество испытаний, приходилось учиться смирению. Иногда явственно ощущалась помощь и покровительство святых, Божьей Матери.
— Мы не знаем будущего, может быть, спустя десятилетия в этот храм Богоявления придут люди, — подводит он итог. — Тот крест, что Бог дал, нужно нести со смирением.
Фото: Александр КУШНЕР
Издательский дом «Беларусь сегодня»