Владыка Вениамин: «Нам, белорусам, нужно сохранить то доброе, что у нас есть»
«Здесь работал митрополит Филарет, — с этими словами владыка Вениамин приглашает нас в митрополичьи покои при Минском Свято‑Духовом кафедральном соборе. Стол под белой скатертью со свечой посередине, три небольшие иконы. Ничего лишнего. — Все, как было при нем». В ровном голосе, словно настроенном на одну частоту, спокойную и вдумчивую, улавливаю особую теплоту. Я уже знаю, какой вопрос первым задам Патриаршему Экзарху всея Беларуси, митрополиту Минскому и Заславскому Вениамину — радиофизику по светскому образованию и любящему молитву, как говорят о нем те, кто хорошо с ним знаком.
— Владыка, прошло почти полгода с момента назначения Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Что за это время для вас изменилось, что осталось незыблемым?
— Изменилась отчасти внешняя сторона жизни, стало больше поездок, богослужений, событий, связанных с церковной жизнью. Новая должность сопряжена с новыми обязанностями и заботами. Если раньше я осуществлял работу в пределах Борисовской епархии, то сейчас — в пределах всего экзархата: это прежде всего координация разноплановой церковной жизни, где возможно ее усовершенствование. Все остальное: привычки, внутреннее настроение, распорядок дня — осталось прежним. Человек ведь не так быстро меняется. Неизменны любовь к посещению храма, молитва в храме, богослужения. Без этого все остальное теряет смысл не только для священнослужителя, но и для христианина. Еще в Ветхом Завете премудрый Соломон говорил: «Все суета сует, ложь и томление духа». Так оно и сейчас.
— То есть формалистом не станете?
— Конечно, не хотелось бы, чтобы формализм проникал в церковную сферу. В то же время какие‑то дела для пользы необходимо и регламентировать, чтобы все устраивалось в соответствии с лучшей практикой. От этого никуда не уйти. Но ничто не должно заслонять главное — человека. Ведь можно все хорошо регламентировать, а отношения с людьми испортить.
— В 2013 году, будучи епископом Борисовским и Марьиногорским, в интервью «СБ» вы говорили, что государство и Церковь имеют достаточно много общих целей. Каковы они сегодня?
— Спектр соприкосновения действительно достаточно большой. Государство призвано заботиться прежде всего о внешней стороне жизни человека, о том, чтобы ему было мирно, спокойно жить, создавать семью, заботиться о подрастающем поколении, о старших. Церковь проявляет заботу о душе каждого человека — что для нее полезно, что вредно. Это не громкие слова, а то, что особенно важно для людей в современном мире. За многие годы у нас сложилось сотрудничество в сфере образования, культуры, с Вооруженными Силами, в социальной сфере, работе с молодежью. В доковидное время было много совместных мероприятий, сейчас по понятным причинам меньше. Но, думается, работу по этим направлениям необходимо развивать, находить формы, которые приемлемы для нынешнего времени. И как в притче о сеятеле, использовать всякую возможность везде сеять семя духовное.
— Молебны в клиниках, перепрофилированных под лечение пациентов с COVID‑19, — чья была инициатива?
— Это новая форма социального служения Церкви, которая выкристаллизовалась из общения с медиками и пациентами. Тема ковида постоянно возникала в разговорах с людьми. Было видно, что и медикам, и тем, кого они спасают от инфекции, и их близким нужна поддержка. Так появилась идея совершить молебны об исцелении непосредственно в клиниках перед Рождеством. Это нашло отклик. Были молебны на праздник Крещения, Сретения… Затем пришло осознание, что неправильно будет одни больницы, где лечат пациентов с ковидом, посетить, а другие нет. И понимание, что о молебнах следует шире рассказывать в СМИ, транслировать для людей, которые чувствуют в них потребность, но не могут принять непосредственное участие. Кроме того, это возможность сказать слова благодарности врачам, которые самоотверженно несут немалые труды в больницах. Посетить их, считаю, — долг людей Церкви.
— Владыка, сами не опасаетесь подхватить вирус?
— Поначалу, не скрою, были опасения. Но стараюсь соблюдать меры предосторожности, остальное отдаю в руки Божии.
— Литургии в кафедральных соборах и небольших храмах, молебны в больницах, участие во Всебелорусском народном собрании, культурных акциях — далеко не все пункты из вашего напряженного графика. Есть ли что‑то, до чего руки, как говорится, пока не доходят?
— Есть, несомненно, есть. Надо просмотреть, как работают все церковные отделы, с целью совершенствования этой работы. Конечно, основное направление усилий — поиск форм, возможностей сказать современному человеку шире и в приемлемой форме о христианстве, о православии. Дать ответы на волнующие его вопросы духовного порядка, при этом сознавая, что на все вопросы мы ответить не сможем. Потому что ответы на них — у Бога. И сейчас поиск ответа на то, что волнует людей, — это стремление понять, что было бы угодно Ему, как Он хотел бы, чтобы мы поступали. Непростая задача, от решения которой зависит, как человек смотрит на мир, на себя в мире, как справляется с возникающими проблемами. И самой Церкви ее традиционное служение: богослужения, духовное попечение, преподание таинств, духовничество — надо сделать более доступным, понятным для современного человека и привлекательным в хорошем смысле. Да, Церковь по сути своей самодостаточна и не нуждается в том, чтобы привлекать людей во множестве, но вместе с тем священнослужителями движет стремление шире сказать о том, что открывается в Церкви, поделиться радостью веры, своими мыслями с надеждой, что они упадут на добрую почву.
— Прямую трансляцию вашей недавней встречи с минской молодежью посмотрели более четырех тысяч человек. Общение получилось теплым и неназидательным. Что вас в современной молодежи радует, от чего, быть может, хотелось бы ее предостеречь?
— Если говорить о том, от чего предостеречь, как раз получится назидание, мы ведь всегда исходим из того, что старшее поколение больше знает, понимает. Вот вы (молодые люди) послушайте и избежите тех или иных ошибок. В этом нет ничего плохого. Другое дело, что младшее поколение по мере взросления все больше чувствует свою самостоятельность, силу, возможности и пытается решать свои жизненные вопросы. Что мы видим? С одной стороны, активность, добрые качества молодых людей, их стремление к тому, чтобы все было правильно, совершенно, лучше. С другой стороны — недостаток житейского и духовного опыта, а также предлагаемый современным миром искусительный подход к жизни: ни в чем себя не ограничивать, смотреть на какие‑то вещи проще.
Если раньше в определении того, что хорошо, что плохо, присутствовала категоричность, то теперь предлагается многовариантность: и то не плохо, и это не плохо. Выбирай, что тебе удобней. Но уважая свободу человека, нельзя отступать от принципов, которые определены самим Богом. Духовные законы непреложны. Они созданы не во вред человеку, а как раз во благо, чтобы удержать от каких‑то неправильных поступков. Сейчас много где духовность отодвигается в сторону как ненужная вещь, эта тенденция становится все более явной в мире. И нам, белорусам, имеющим свои традиции, важно сохранить то доброе, что у нас есть: открытость, доверие, желание выслушать другую сторону, помочь друг другу.
— С чем сейчас люди приходят в храм?
— Вопросы различные: поиск помощи Божией и защиты в различных ситуациях, скорбь от потери близкого человека, недоумение, как поступить, желание исповедоваться. Ищут опору в переживаниях сегодняшнего дня и перспективу на будущее.
Реже приходят просто поблагодарить Бога, поставить свечу и сказать: «Мне ничего от Тебя не надо, ничего не прошу, но чувствую Твою заботу и любовь ко мне, пришел поблагодарить за то, что Ты есть».
— Что бы вы сказали тем, кто хотел бы прийти в храм, но не решается, мол, не знаю молитв и в какой руке свечу держать, одет не по форме, еще не готов?
— Не откладывайте и не смущайтесь, приходите в дом Отца небесного. Он принимает вас такими, какие вы есть. Тут ведь важна не столько форма, сколько внутреннее состояние. Господь говорит: «Сыне, дай мне сердце твое». Не говорит: вот так перекрестись, там стань. Важно, чтобы сердце было расположено к общению с Ним. Этого вполне достаточно на первое время. Но даже если этого нет, не надо смущаться и откладывать, потому что не сразу мы в жизни что‑то постигаем, даже азбуку человек не сразу выучивает.
— Мы беседуем накануне Великого поста. Как вы проведете Прощеное воскресенье? И как настроиться на пост мирянам?
— Если все сложится, собираюсь утром послужить литургию в Борисовском кафедральном соборе как правящий архиерей, испросить прощения у прихожан, сказать им слова напутствия на Великий пост. К вечеру прибыть на богослужение в Минский кафедральный собор. Здесь пройдет трогательная служба с чином прощения, во время которого мы, с одной стороны, испросим прощения друг у друга в надежде искренне примириться, чтобы с чистой совестью начать пост. С другой стороны, испросим помощи Бога, благословения на наступающее время поста. А вечером почитаю что‑то для души и буду внутренне настраиваться на пост, который предполагает большие перемены, касающиеся не столько питания, сколько увеличения богослужений и более внимательной, строгой жизни внутренней.
Всем нам нужно сознавать важность поста. Это не нечто придуманное, искусственное, а такое духовное делание, которое помогает и людям, и обществу стать лучше, совершеннее. Недаром в трудные времена наши предки специально накладывали на себя пост и молитвы. Ведь что делает нашу жизнь безотрадной? Проступок, нераскаянный грех. Сознательно или несознательно мы нарушаем заповеди Божии. Душа это чувствует и стремится загладить добрыми делами, постом, покаянием. И тогда возвращается мир. Бог может все простить, если человек искренне кается, может исправить любую ситуацию, если люди искренне будут Его просить об этом.
Определите себе меру поста по силам. Кто не может держать его полностью, пусть отведет несколько постных дней в неделю. Кто‑то откажется только от мяса, и это тоже пост. Если человек выберет для себя посильный подвиг и сможет его выдержать, тогда Пасха будет переживаться совершенно по‑другому.
— Научите, как сотворить «достойные плоды покаяния»?
— Это слова святого Иоанна Предтечи из Нового Завета, он нас научает покаянию. От наших неправильных действий происходят беда, скорбь, вред самому человеку, другим людям. Масштабы могут быть различны. Исходя из этого и должны быть плоды покаяния. Если кого обидел — примирись, загладь вину добрыми поступками, чтобы тебя простили. Тут важно не впадать в крайности. Иногда человек, образно говоря, согрешит на копейку, переживает на рубль, а вред, впадая в уныние, получает на 100 рублей. Или наоборот: грех на рубль, а переживаний у человека на пять копеек. Естественно, это не плод покаяния, которое принимает Бог. В совете со священником, духовником при внимательном отношении к своей совести можно найти оптимальную форму, как принести достойные плоды покаяния.
— Владыка, спасибо за беседу. Быть может, я о чем‑то не спросила?
— О геометрии.
— ?
— Есть два вектора, которые, по большому счету, определяют все. Один со знаком плюс, складывается из добрых дел, поступков, мыслей, чувств, переживаний каждого отдельного человека и в целом общества. Сюда же относятся взаимоотношения между людьми и с Богом, с природой. Второй — со знаком минус, состоит из плохих дел, поступков, мыслей, переживаний, желаний, из неправильного отношения к людям, к Творцу, окружающему миру. Когда мы складываем два вектора, получается третий, который определяет направление движения и размеры этого движения. Будущее как нашей страны, так и всего мира определяется этими двумя большими слагаемыми векторами. Какое из них окажется определяющим, зависит от каждого из нас. И если общая положительная составляющая будет велика, значит, нам будет более радостно, мирно, спокойно жить в нашей стране. Будущее не только в руках Божиих, но и в наших руках как Его детей.
Сетевое издание SB.BY
Галина ТОРОПЕЦКАЯ
gala@sb.by