Борис Всеславич – основатель Борисова
Территория современной Борисовщины входила в состав Полоцкого княжества с X столетия, а сам город Борисов был основан полоцким князем Борисом Всеславичем, сыном Всеслава Брячиславича (Вещего). К этому времени уже существовала Полоцкая епархия (992 г.), а князья, правившие полоцкой землей, начиная с полоцкого князя Изяслава, сына равноапостольного князя Владимира Киевского, были не язычниками, а христианами. Именно начиная с этого времени и происходит постепенный переход от языческой культуры к христианской.
Прежде чем говорить о самом городе Борисове и о том месте, где он изначально был основан, следует разобраться в вопросе о его основателе: какова была его личность, каким он был по характеру, чем жил и какое наследие он нам оставил.
К сожалению, исторических сведений о жизни и деятельности полоцкого князя Бориса весьма мало.
Если обратиться к первому летописному упоминанию о князе Борисе, то самой древней считается Лаврентьевская летопись 1377 года. Однако в ней имеются только сведения о смерти полоцкого князя Бориса, датируемые 1128 годом: «В лето 6636. Преставися князь полотьскый Борисъ»[1] (6636 год указан от сотворения мира. Разница в летоисчислении от Р.Х. 5508 л. – прим. авт.).
Упоминание о князе Борисе содержится в житийной литературе: житии преподобной Ефросинии Полоцкой; в Четьях-Минеях митрополита Макария есть свидетельство о призывании князя епископом Илием для помощи в устройстве Спасской женской обители преподобной Ефросинии: «призвавъ же епископъ князя Бориса праотца ея и сестры ея и отца ея Георгия и преподобную Ефросинию и боляръ и честныхъ мужъ множество и
рече се даю Ефросинии и место Святаго Спаса при вашемъ дрьжавствии».[2]
Исторические свидетельства наталкивают на мысль о том, что Борис Полоцкий был весьма набожным человеком – он вошел в историю как строитель и основатель церквей и монастырей. Он построил в своем княжеском городе Полоцке церковь святой Софии (в честь Господа Иисуса Христа – прим. авт.), а так же другие храмы и монастыри: церковь Спаса и женский монастырь, а недалеко от Полоцка – Бельчицкий монастырь в честь святых Бориса и Глеба и, конечно же, основал город Борисов. Об этом свидетельствуют западнорусские летописи. В третьем своде летописей «хронике Быховца» XVI века в более позднем имеющемся варианте – на польской транскрипции сохранились некоторые интересные сведения о характере и деятельности Бориса Полоцкого: «…kniaz Borys wczynil horod na imia swoie na rece Berezyni i nazwal ieho Borysow. Y buduczy iemu Rusinom byl welmi nabozon, i wczynil cerkow kamennuiu u Polocku swiatoie Sofij. Druhuju swiatoho Spasa, dewic monastyr, u werch reki Poloty ot horoda w polumili. Tretiuiu cerkow monastyr na Belczycy swiatoho Borysa y Hleba»[3].
В 1966 году был сделан перевод этого текста на русский язык известным белорусским историком и археографом Николаем Николаевичем Улащиком (1906-1986): «…князь Борис создал город по своему имени на реке Березине, и назвал его Борисов. И будучи русским [по вере], был очень набожным, и создал в Полоцке церковь каменную святую Софию, а другую – святого Спаса и девичий монастырь вверх по реке Полоте за полмили от города, третью церковь святых Бориса и Глеба – в монастыре в Бельчицах»[4].
Немаловажным является и то, что на территории Беларуси сохранились так называемые «Борисовы камни», которые ученые связывают с именем князя Бориса Всеславича. На этих камнях высечены кресты и сделаны надписи: «Господи, помози рабу Твоему Борису». Камни изучали многие ученые и исследователи, и существует несколько версий об их происхождении. Эти исторические памятники, несомненно, являются свидетельством не только перехода наших предков от язычества к христианству, но и личной глубокой религиозности князя Бориса Полоцкого.
Его доброе христианское отношение к своим подданным также сохранилось в летописях: «И правя в Полоцке, был ласков со своими подданными и дал им, своим подданным, вольности и право собирать вече и звонить в колокол и обсуждать дела, как в Великом Новгороде и Пскове»[5] — свидетельствует «хроника Быховца».
Еще один важный факт из биографии князя: его племянницей была великая святая – преподобная Ефросиния Полоцкая.
К сожалению, на данный момент не сохранился портрет князя Бориса, и каким он был, остается только догадываться. Однако в основанном им монастыре в церкви Бориса и Глеба в Бельчицах до ее окончательного разрушения еще помнился образ святого в розово-желтом одеянии с зеленоватым оттенком, который держит в руках ее маленькую модель. Существует предположение, что это и был образ Бориса Всеславича – ктитора (прим. авт: греч. κτήτωρ — основатель, создатель, строитель) этого храма[6].
Такие изображения присутствовали в храмах в период Средневековья в восточной и западной церковных традициях и назывались ктиторские портреты. Одно из самых знаменитых среди таких изображений: выполненное в X в. в Константинопольском храме Св. Софии и сохранившееся до наших дней мозаичное панно, на котором представлены святые императоры Константин I Великий и Юстиниан I.
Одним из последних исследователей фресок разрушающегося храма святых Бориса и Глеба, основанного князем Борисом, был Николай Николаевич Щекотихин (1896-1940) – один из основателей белорусского искусствоведения. К 1925 году от храма уже оставались только руины.
Исследуя фрески, он описывает частично сохранившуюся фигуру святого: «согнутая левая рука фигуры сохранилась очень невыразительно, как видно, она поддерживала книгу, от которой теперь сохранилось одно только деформированное пятно сурикового цвета. Так же, к сожалению, окончательно испорчена часть головы и все лицо… Из атрибутов сохранилось еще только маленькое здание – возможно церковь – около ног фигуры справа»[7] (пер. авт. с белорусского языка).
На данный момент достаточно сложно сделать какие-либо серьезные выводы об изображении князя Бориса в основанном им храме святых Бориса и Глеба. Это может быть лишь в разряде предположения, что таковое могло быть. К сожалению, также нет возможности говорить и о былом народном почитании полоцкого князя Бориса, так как таких свидетельств в исторических источниках и народной памяти мы не имеем, либо они утрачены.
Традиции почитания памяти князя Бориса в наше время возобновляются.
В 2002 году был установлен и торжественно открыт памятник князю в старой части города Борисова на площади близ кафедрального собора в честь Воскресения Христова. Эта площадь получила название в честь 900-летия основания г. Борисова. Памятник был освящен епископом Борисовским Иоанном (Хомой) (ныне архиепископ Брестский и Кобринский) при стечении духовенства и народа. В приветственной речи после освящения владыка отметил, что «у народа, который помнит свое прошлое, есть будущее». И эти слова как никогда ложатся в основу народной памяти об основателе города.
В наши дни в Борисове установилась добрая традиция ежегодно 15 мая в день перенесения мощей мучеников благоверных князей Бориса и Глеба проводить торжества в честь памяти основателя города Борисова полоцкого князя Бориса Всеславича. Празднование возглавляет Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин в сослужении многочисленного духовенства. По окончании Литургии совершается крестный ход к памятнику князя Бориса, совершается его молитвенное заупокойное поминовение, возлагаются цветы.
Митрополит Вениамин, обращаясь 14 мая 2022 года к собравшимся на торжества в честь основателя Борисова отметил: «Князь Борис был очень благочестив, богобоязнен. И об этом свидетельствуют изготовленные по его поручению камни, на которых были высечены кресты с надписями: «Господи помоги рабу своему Борису». С помощью таких камней Борис свидетельствовал свою веру и обращение к Богу, у которого он просил помощи, вразумления и заступления. Если мы обратим внимание на то, как жил князь Борис Полоцкий и как жил его брат Глеб Минский, то увидим большую разницу между ними. Князь Борис искал мира и согласия, строил много храмов и обителей. В противоположность ему князь Глеб порой начинал междоусобные брани, от чего большие скорби несли и лично он сам и другие люди. И много было непростого в его жизни».
«Год исторической памяти побуждает нас вспомнить о своих истоках, взглянуть в глубину веков, осмыслить, как жили предыдущие поколения, что было сделано за прошедшие века, чем стоит наш город и в чем залог успеха в будущем, – сказал Митрополит Вениамин. – Несомненно, что память историческая, память духовная, молитвенное поминовение, почитание основателя города привлекает Божию благодать на наш город».
Важным является и то, что в г. Борисове по инициативе Борисовской епархии и при всецелой поддержке Борисовского райисполкома регулярно проводятся различные мероприятия, посвященные памяти князя Бориса. Это городские крестные ходы, конференции, выставки, школьные мероприятия. Активную деятельность в этом направлении проявляет Духовно- просветительский центр Борисовской центральной районной библиотеки имени И.Х. Колодеева. В 2021 г. была издана книга: «Град во имя свое поставил», посвященная основателю города Борисова.
Имеющиеся сохранившиеся исторические факты и свидетельства о благочестии князя Бориса оставляют нам возможность говорить о князе Борисе как о «благоверном князе». И в этом не возникает противоречий ни в церковной, ни в научной среде.
К примеру, доктор исторических наук и археолог Эдуард Михайлович Загорульский, исследуя исторический образ и жизнь Бориса Всеславича, пришел к выводу, что князь «был противником внутрирусских конфликтов и во имя мира шел на тяжелые жертвы. Жизнь сделала его глубоко религиозным человеком, и он много времени и средств отдал храмовому строительству, принесшему славу полоцкому зодчеству. Борис не прославил свое имя громкими военными победами, стремился сохранить мир и спокойствие в стране, чем заслужил почтение своих подданных и благодарную память потомков»[8]. В дальнейшем, возможно, когда-либо станет вопрос о канонизации князя Бориса Полоцкого в лике «святых благоверных князей». Однако это вопрос времени и содействия воли Божией. А на данный момент, как в свое время отметил митрополит Вениамин, что хотя князь Борис не причислен к лику святых, но наш долг почитать его как основателя города и молиться об упокоении его души[9].
Материал подготовил священнослужитель Василий Рубцов
[1]Лаврентий, монах. Лаврентьевская летопись/ Монах Лаврентий: – 1377. – Л.99 об.,pdf.
[2]Макарий, митрополит. Великие Минеи Четьи. / МитрополитМакарий: – сер. XVI в. – Май, Л. 640, pdf.
[3] Полное собрание русских летописей. Издание императорской археографической комиссии. Западнорусские летописи. – СПб. – «Типография М.А. Александрова», 1907. – С.479.
[4] Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы. Хроника Быховца. Академия наук СССР. Институт истории. Ред. колл. авт.: Тихомиров М.Н., Королюк В.Д., Никитин С.А, пер. Улащик Н.Н. – М. «Издательство Наука», 1966. – С.38-39.
[5] Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы. Хроника Быховца. – С.39.
[6] Алексеев Л.В. Полоцкая земля. Очерки истории северной Белоруссии в IX — XIII вв./ Л.В. Алексеев – М. Издательство «Наука», 1966. – С. 219-220.
[7]Наш край. Штомесячнiк №1 кастрычник. / колл. авт.– Мн. Цэнтральнае Бюро Краязнауства пры Iнстытуце Беларускай Культуры, 1925. – С. 26.
[8]«Град во имя свое поставил…» Полоцкий князь Борис Всеславич – основатель города Борисова/ сост.: протоиерей Александр Вербило, Л.Ф. Анцух., колл. авт.: А.Ф. Медельцов, А.Ю. Бендин, Э.М. Загорульский. – Мн., «Четыре четверти», 2021. – С.34.
[9] Там же – С. 48.
[10]Лаврентий, монах. Лаврентьевская летопись/ Монах Лаврентий:– 1377. – Л.99об.,pdf.