Сведения о монастыре
Деревня Домашаны расположена в 25 километрах от города Минска и в километре от дороги Минск – Москва. Первый источник, в котором упоминается селение, — «Субботник Смолевичской церкви» за 1738 год. Это издание находится в Государственном национальном музее истории культуры Белоруссии в городе Минске. Документальных сведений, указывающих точную дату возникновения поселения, не сохранилось. Предполагается, что появилось оно в 16 веке на землях Смолевичской округи, принадлежавшей в первой половине этого столетия военноначальнику Великого княжества Литовкого Константину Острожскому, активному борцу за православие. Во время его княжения быстро увеличивалось число поселений, развивались города, открывались православные школы и церкви.
В 1508 году в Смолевичах была построена Свято-Никольская церковь, вокруг которой в близлежащих селениях впоследствии возникли приписные церкви и часовни. В деревне Домашаны церковь появилась предположительно в 19 столетии. Поселение окружали густые хвойные леса, поэтому основные занятия жителей этих мест были связаны со смоляными промыслами.
В 1793 году смолевичские земли после второго раздела Речи Посполитой присоединили в России.
Расположение деревни Домашаны таково, что ее жители не раз оказывались в центре огненных испытаний, выпавших на долю нашей родины. События Отечественной войны 1812 года непосредственно коснулись этих мест. Особенно тяжелые бои шли на Смолевичских землях и во время освобождения Беларуси в 1944 году. Но небольшой деревянный храм на вершине кладбищенского холма деревни Домашаны уцелел. Известно, что в самом начале Великой Отечественной войны жители этой округи во главе со священником совершили крестный ход вокруг деревни.
С 1988 года, отметив тысячелетие своего Крещения, земля Русская возрождала Православную веру и разрушенные святыни. Самоотверженно трудился над восстановлением храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в деревне Домашаны иерей Сергий (Плечков), у алтаря которого он обрел место своего упокоения. Незадолго до своей кончины (24 сентября 1997 года) отец Сергий принял монашество с именем Иоанн, в честь святого покровителя храма, где он служил Богу и людям с любовью и усердием.
Решением Синода Белорусской Православной церкви от 14 декабря 1997 года и по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Минского и Слуцкого Патриаршего Экзарха всея Белоруссии в деревне Домашаны утвержден Свято-Иоанно-Богословский женский монастырь. Настоятельницей его была назначена игумения Неонилла (Ярешко), дочь благочестивых христиан – протоиерея Тихона, расстрелянного за веру Христову в 1937 году, и матушки Анны.
Матушка Неонилла, с юных лет посвятившая свою жизнь служению Богу, 33 года несла святое послушание в Свято-Успенском Пюхтицком женском монастыре. Подвижница и молитвенница, игумения Неонилла, потрудилась над возрождением Свято-Троицкого женского монастыря (Винницкая область) и Свято-Тихвинского женского монастыря (Гомельская область). В конце жизненного пути, имея непоколебимую веру в промысл Божий несмотря на ослабевающие телесные силы, матушка Неонилла самоотверженно трудилась над созданием нового Свято-Иоанно-Богословского монастыря Минской епархии в деревне Домашаны.
Приняв великий ангельский образ, схиигумения Неонилла почила о Господе 13 апреля 2005 года и погребена около Свято-Тихвинского храма на территории обители.
С апреля 2005 года послушание настоятельницы несет игумения Саломия (Овчинникова).
В обители свято хранится тот монашеский уклад и молитвенное делание, которые прививала ее основательница схиигумения Неонилла. Она напоминала: «Сестры, хорошо строить и благотворить, но главное в монастыре – это молитва, которая обнимает и согревает всех людей».
Каждый день неизменно совершается полный суточный круг богослужения:
5.30 – утренние молитвы,
— полунощница,
— акафист Иисусу Сладчайшему.
6.30 — акафист Пречистой и Преблагословенной Деве Богородице Марии поется перед чудотворным Ее образом, нарицаемым «Тихвинский».
— Чтение Апостола,
— чтение Святого Евангелия,
7.30 – чин обедницы.
В дни воскресные и двунадесятые праздники совершается Божественная Литургия, а накануне – Всенощное бдение или полиелей.
После утреннего правила и трапезы сестры несут различные послушания: на огороде, на кухне, на скотном дворе, в просфорне, шьют необходимую одежду и выполняют многие другие послушания. Во время телесных трудов, сестры не забывают правило своей духовной матери и старицы схиигумении Неониллы: «Дело – в руках, молитва – в устах».
В обители читается Псалтирь, которая является молитвенным щитом и оградой.
Вечернее Богослужение начинается в 16.30 и включает в себя:
— 9-й час, вечерня,
— утреня, 1-й час,
— акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.
По окончании вечернего Богослужения и трапезы совершается вечернее монашеское правило:
— малое повечерие с канонами Иисусу Сладчайшему, Божьей Матери, Ангелу Хранителю,
— вечерние молитвы.
В конце молитвенного правила, испросив прощение и приняв благословение, сестры идут в кельи.
При своей малочисленности, скромных условиях жизни, многотрудных телесных послушаниях сестры обители совершают свой посильный подвиг молитвы о нашем земном Отечестве.
Адрес: 222219, Беларусь, Минская обл., Смолевичский р-н, с. Домашаны; тел.: (01776) 6-11-21.
Фотография Василия Доросевича с сайта sobory.ru