Пуховичское благочиние
Марьина Горка, находящаяся в прошлом в Игуменском уезде, была окружена густым православным населением (Новоселковской, Блонской, Пуховичской, Дричинской, Вороничской и Туринской приходскими церквами) — Минские епархиальные ведомости. – 1870. – «О Марiино-Горской церкви»
Согласно летописи Новоселковской Покровской церкви и Мариино-Горской церкви, игуменского уезда, в урочище Мариина-Горка издревле особо почиталась икона Божьей Матери.
Чудотворный образ Богоматери, по местному преданию, явился некоему Исидору, жителю деревни Лядцев, во время тяжкой болезни.[1] В благодарность за исцеление Исидор построил на горе часовню , поставил в ней явленную икону и провел здесь в молитве всю свою остальную жизнь. В 1812 году часовня была сожжена отрядом Наполеоновской армии, икона осталась неповрежденною,[2] а воины за это были поражены слепотой. [3] В 1814 году на месте часовни построена церковь, которая была заменена через сорок лет на другую. Почитание иконы существовало с давних пор, а с 1863 года в Мариино — Горский храм совершались торжественные крестные ходы из ближайших приходских храмов: 1) 19 февраля в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, 2) 30 августа в день тезоименитства Государя Императора Александра II (Этот крестный ход установлен с целью увековечить в памяти имя Монарха-Освободителя), 3) Основной крестный ход в девятый четверток после Пасхи (Седмица 2-я по Пятидесятнице) в память воссоединения униатов с православной церковью. [4]
С 1859 года настоятелем Новоселковского прихода стал Иерей Фома Яковлевич Русецкий. К нему относился также приписной храм в урочище Мариино-Горка. Именно Фоме Русецкому принадлежит идея строительства нового каменного храма во имя св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, с тем чтобы храм этот служил хранителем чудотворного образа Марьиногорской иконы[5], общенародным вековечным памятником отмены крепостного права и подавления польского мятежа.
7 ноября 1939 г. храм в Марьиной Горке был взорван. Но по промыслу Божьему на окраине города уцелела лишь единственная церковь в селении Блонь, где святыня обрела свое временное пристанище.
В сложное атеистическое время люди утратили то, что их предки берегли веками. Почитание самого дорогого — своей местной святыни — вместе с верой в Бога стало затухать в сердцах людей. Конечно, по праздникам икона всегда выносилась на Крестный ход, и отношение к ней было особенное, но никто уже точно не помнил, что это за образ и какая удивительная история с ним связана.
Однако горящий светильник скрыть невозможно. Он должен светить миру! В угодное Богу время икона была вновь обретена. В 1998 году по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, патриаршего Экзарха всея Беларуси настоятелем храма в селе Блонь и строителем храма св. Александра Невского в г. Марьина Горка стал Иерей Александр Целков, который и занимался поиском сведений о Марьиногорском чудотворном образе.
1999 г. Митрополит Филарет благословил создание Пуховичского благочиннического округа. Благочинным был назначен Иерей Александр Целков.
В 2001 году по промыслу Божьему во время празднования 125-летия сельскохозяйственного техникума, который основал священник Фома Русецкий, принимал участие Иерей Александр Целков, также был приглашен на юбилей Архиепископ Стефан Пинский и Лунинецкий т.к. в начале 60-х годов Владыка учился в Марьиногорском сельскохозяйственном техникуме и втайне ходил в Блонский Свято-Троический Храм. Владыка Стефан захотел побывать в храме, который посещал в юности, помолится перед Марьиногорским чудотворным образом Божьей Матери. Зайдя в церковь, архиепископ Стефан узнал образ Божией Матери, перед которым когда-то молился. Так икона получила свое новое обретение.
В 2001 году в неделю всех святых в земле Российской просиявших Мирополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную Литургию в храме Святой Троицы д. Блонь. По окончании Литургии Владыка Филарет взял образ Божией Матери, благословил народ и установил день почитания иконы во вторую неделю по пятидесятнице. Позже были составлены молитвы Чудотворной Иконе: акафист, величание, тропарь, кондак и молитва. Составителями молитв стали протодиакон Николай Авсиевич и протоиерей Сергий Гордун.
Позже по ходатайству протоиерея Александра Целкова и в связи с уточнением исторического дня памяти Чудотворного образа, по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, день празднования иконы был перенесен на четверг второй седмицы по пятидесятнице.
В 2014 году в состав благочиния входят 20 приходов. На территории благочиния расположено 13 храмов. Самым старым храмом благочиния является храм Святой Живоначальной Троицы в д. Блонь, построенный в 1826 г.
Благочиннический центр расположен в г. Марьина Горка, на базе прихода святого благоверного князя Александра Невского. Благочинным является настоятель прихода протоиерей Александр Целков. Пастырское служение в благочинии совершают 13 священников.
Благочинный — иерей Григорий Целков.
В состав Пуховичского благочиния входят следующие приходы:
Приход храма Святой Живоначальной Троицы в аг. Блонь;
Приход храма Успения Божией Матери (приписной) в аг. Блужа;
Приход храма святых апостолов Петра и Павла в д. Ветеревичи (приписной);
Приход храма святого пророка Илии в аг. Дукора;
Приход кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского в г. Марьина Горка;
Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в аг. Пуховичи;
Приход храма Казанской иконы Божией Матери в д. Светлый Бор;
Приход храма святого великомученика Георгия Победоносца в д. Селецк;
Приход храма Преображения Господня (приписной) в д. Ситники;
Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы (приписной) в д. Талька;
Приход храма святого пророка Илии в аг. Шацк.
Приход храма святого Архангела Михаила в д. Вороничи (приписной);
Приход храма Рождества Христова в пос. Дружный;
Приход храма святой праведной Анны (приписной) в д. Дудичи;
Приход храма святителя Николая Чудотворца в д. Пережир;
Приход храма святого Архангела Михаила в пос. Правдинский;
Приход храма святого пророка Иоанна Предтечи в д. Птичь;
Приход храма преподобной Евфросинии Полоцкой в г.п. Руденск;
Приход храма преподобного Серафима Саровского в г.п. Свислочь;
Храм Воскресения Христова (приписной) в д. Заречаны;
Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в д. Сергеевичи.