История

Краткая историческая справка

о Ляденском мужском монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы

СТАНОВЛЕНИЕ

Благовещенский мужской монастырь находится в д. Малые Ляды  Смолевичского района Минской области. Он расположен примерно в 47 км от г. Минска, 24 км от г. Смолевичи и 45 км от г. Червеня.

Монастырь в Лядах возник по особому Промыслу Божию. Один из летописцев монастыря архимандрит Николай (Трусковский) в 1864 году писал, что о начале Ляденского монастыря сохранилось следующее местное предание.

Царица Небесная, сжалившись над местным людом из-за его тяжёлого труда и бездуховного быта, восхотела укрепить его своей благодатной помощью. Она явилась селянину по имени Кирик и указала место для возведения православной церкви, которая вскоре была построена ляденским и окрестным населением. Об этой деревянной церкви, построенной недалеко от местечка Ляды, известно, что она существовала с конца XVII века.

В первой четверти XVIII века владелица Ляд, помещица Тереза Завиша из рода Тышкевичей, жена минского воеводы Христофора Станислава Завиши (1668–1721), совершила паломничество в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Благочестивая женщина страдала тяжкой болезнью и, молясь перед чудотворной Жировичской иконой Божией Матери, получила исцеление от своего недуга. В знак благодарности она пожертвовала в Ляденскую церковь список чудотворной Жировичской иконы. Список по её просьбе выполнил на доске восьмидесятилетний живописец, мастер Киево-Печерской Лаврской иконописной школы Василий Стефанович, проживавший тогда в г. Минске.

Икона получила название «Ляденская». Распространившаяся молва о чудесах, которые совершались перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся почитание этого образа побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней Ляденский мужской монастырь. Для содержания монастыря Завиши отделили от своего имения Смиловичи землю, находившуюся рядом с церковью, a так же деревни Слободку и Гриву. Ляденскому монастырю было даровано право бесплатного помола зерна на Смиловичской мельнице и пожаловано 4000 польских злотых. Сей дар маршалок Великого Княжества Литовского граф Игнатий Аникита Завиша (1696–1738) вместе со своей матерью Терезой подтвердили в Трибунале Великого Княжества Литовского в 1732 году.

Спустя несколько лет, в 1737 году, Игнатий Завиша по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской дал обет построить в Лядах вместо деревянной новую, каменную церковь. Но исполнить обет не успел, 16 августа 1738 г. он скончался. Супруга же его выздоровела и в течение пятнадцати лет (с 1746 по 1760 гг.) в воспоминание обета мужа пожертвовала монастырю 10 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей в Лядах были также учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества св. Иоанна Предтечи. (На снимке Игнатий Завиша).

К концу XVIII века Ляденский монастырь владел капиталом и угодьями, которые обеспечивали ему нормальное существование и дальнейшее развитие. На пожертвования и монастырские средства в первой половине XVIII века было начато строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, завершившееся к концу 1798 года при настоятеле иеромонахе Иулиане (Шумском, 1794–1803). В инспекционном рапорте о посещении монастыря в 1797 г. сообщается, что церковь, построенная в Лядах, «гонтом крытая, в ней же три алтаря искусно расписанные, вблизи же ея другая старая деревянная церковь, в оней же служба церковная не справлялась. Монастырь дерева брусчатого, также уже старый».

Строительство каменного монастырского корпуса вместо старого деревянного началось в 1811 г. Свой нынешний вид, за исключением небольших изменений, корпус приобрёл к 1850 году при настоятеле архимандрите Иоасафе (1841-1856).

В последней четверти XVIII века при монастыре была основана обширная богадельня. В 1809 году по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия (Сержбутовского) открыто и им же возглавлено четырёхклассное, с правами уездного, духовно-светское училище, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий. Училище просуществовало до 1838 года, затем было преобразовано в духовное уездное училище с подчинением Святейшему Синоду, а в 1848 году передано Пинскому Богоявленскому монастырю.

Коренные изменения в Ляденском базилианском монастыре произошли после вхождения Минского воеводства в состав России в результате второго раздела Речи Посполитой. В 1831 году был восстановлен чин совершения церковного богослужения по уставу Православной Церкви, в храме разобраны боковые алтари при колоннах, вынесены лавки. Акт воссоединения Ляденского монастыря с Православием совершился мирно, без каких-либо потрясений и неурядиц. Этому немало способствовал Преосвященный Иосиф (Семашко, 1799-1868), тогда епископ Литовский, неоднократно посещавший обитель.

В 1878 году по благословению архиепископа Минского Евгения (Шерешилова) монастырскую церковь существенно обновили и привели в достаточно благолепный вид: заменили купол и крышу, увеличили иконостас, обновили роспись. По завершении реставрационных работ 20 августа 1878 г. храм был освящён. В 1900 г. проведён его первый капитальный ремонт.

По штату, утверждённому Святейшим Правительствующим Синодом в 1839 году, Ляденскому монастырю полагалось иметь 13 человек: настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 5 послушников. До 1856 года им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели: иеромонахи Иулиан (Шумский), Мелетий (Сержбутовский), Пий (Маевский), архимандрит Иоасаф. С 1856 г. монастырь поступил в ведение ректоров Минской духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году ректор Минской семинарии архимандрит Ианнуарий дела управления монастырём передал новому его настоятелю – игумену Адриану, после смерти которого в 1876 г. настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырём управляли только настоятели.

Богослужения в Ляденском монастыре совершались седмичным порядком, со всей строгостью монастырского Устава и в определённое время: утреня во весь год – в 6 часов утра, Литургия в будние дни – в 9 часов, а в праздничные – в 10 часов дня. По субботам во весь год, за исключением Пасхальной недели и двух недель Рождества Христова, самим настоятелем совершались заупокойная Литургия и панихида с поминанием знаменитых иерархов Церкви, бывших настоятелей монастыря, братии и всех почивших православных христиан. В праздничные дни до Литургии настоятелем в сослужении двух-четырёх иеромонахов читался акафист перед Ляденской иконой Божией Матери. При засухах, падеже скота, эпидемиях и других общественных бедствиях совершались молебны и крестные ходы. Наиболее торжественными событиями в монастыре были праздники в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и в честь святых апостолов Петра и Павла.

Время испытаний

В начале 1920-х годов из-за развёрнутой кампании «богоборчества» Ляденский монастырь закрыли с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались. Монастырские помещения были переданы в распоряжение Наркомата образования. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1939 г. закрыли и его. С деревянной колокольни, располагавшейся справа от входа в храм, сбросили колокола, а саму её разрушили.

В период Великой Отечественной войны богослужения в храме возобновились. Местные жители приходили молиться о своих близких, стране и народе, а также об окончании войны, о чём просили Спасителя и Его Пречистую Матерь пред Ляденской чудотворной иконой. 2 июня 1942 г. немецкая служба безопасности доставила в монастырь митрополита Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского) с келейником Иулианом. Насильственный переезд Владыки был вызван тем, что Митрополит Пантелеимон, возглавлявший в годы войны Белорусскую Православную Церковь, противостоял вмешательству в церковные дела немецких властей. По этой причине против Владыки затеяли интригу, завершившуюся его отстранением от церковных дел и ссылкой в бывший Ляденский монастырь. Здесь непреклонный предстоятель Церкви оставался до поздней осени, а к зиме перемещён в г. Вилейку, где жил под надзором немецкой военной полиции. Однако перед Пасхой 1943 г. по требованию епископов БПЦ немецкие власти вернули опального митрополита в Минск, чтобы он мог исполнять свои прямые обязанности.

Весной 1944 г. священника, служившего в храме монастыря, немцы схватили по подозрению в связях с партизанами. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Богослужения в храме стали совершаться вновь после окончания войны, когда по просьбе местных жителей, организовавших церковный приход, осенью 1946 г. в Ляденский храм назначили нового священника.

Хотя война закончилась и пришёл долгожданный мир, но не было его в духовной жизни народа. В конце 1950-х годов с новой силой возобновилась атеистическая пропаганда. Искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и всё, что о ней напоминало. Гонения коснулись и Ляденского прихода. По настоянию директора местной школы, размещённой в братском корпусе обители, Благовещенскую церковь окончательно закрыли. Своё прошение директор школы мотивировал тем, что проводимые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. И это при том, что более полутора веков монастырь являлся источником духовности, просвещения и нравственного воспитания местного населения. К просьбе директора было приложено заявление о закрытии церкви «по причине её вреда», составленное деревенскими жителями. В действительности, заявление составили местные власти, обманом собрав подписи сельчан на чистом листе бумаги якобы для открытия школьной столовой. В результате этого весной 1960 г. церковь закрыли, а приход при ней упразднили.

Здание церкви передали в распоряжение спиртового завода, который располагался в д. Слободка, в двух километрах от деревни Малые Ляды, но директор завода использовать храм в производственных целях отказался. Несколько лет убранство храма вместе с чудотворным образом оставалось нетронутым. В 1963 г. по указанию вышестоящего начальства местные власти начали разорять храм. Большинство находившихся в нём икон передали действующим приходам близлежащих деревень. Некоторые иконы выкупили сами прихожане. Благодаря этому часть ляденских икон удалось сберечь. Писанные на холстах, они до сих пор украшают храм великомученика Георгия Победоносца в д. Заболотье Смолевичского р-на. Остальное убранство храма, в том числе иконостас, богоборцы вывезли на грузовике в лес, порубили и сожгли.

Очевидцы тех событий рассказывали, что к чудотворному образу Пресвятой Богородицы разорители не решались прикоснуться, но всё же нашёлся один сельчанин, попытавшийся это сделать. Икона прочно удерживалась на месте незримой силой и святотатец долго не мог отделить её от стены. Тогда он ударил по ней ногой. Икона медленно спустилась со стены на пол. Кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед образом Богородицы, попросить у Неё и Её Божественного Сына прощения, но несчастный, к сожалению, так и не нашёл в себе силы это сделать, и вскоре в муках скончался.

С храма варварским образом сорвали купол – его подпилили и стянули трактором. А саму церковь превратили в зернохранилище. Главная святыня храма – Ляденская икона Божией Матери – исчезла и до сих пор не известно, где она находится.

Возрождение

Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища. Он стоял без ремонта и присмотра, находясь в запустении: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями. Весь вид изуродованного, полуразрушенного храма являлся ярким свидетельством катастрофического падения духовности некогда боголюбивого и богомольного народа Белой Руси.

Однако непреходящи слова, сказанные Спасителем о том, что даже врата ада не одолеют Его Церкви (ср.: Мф. 16:18). По Своей великой милости Господь вновь обратил взор на заблудший народ, благоволив оживить Ляденский храм и монастырь.

В 1992 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси открылась приходская Благовещенская церковь. Богослужения в ней совершал настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца г.п. Смиловичи протоиерей Валериан Бугаенко. 21 апреля 1994 г. Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о возрождении Ляденского мужского монастыря.

Священноархимандритом, т. е. настоятелем Ляденского монастыря, являлся митрополит Филарет, по благословению которого строилась вся жизнь обители. Его наместником, управляющим повседневной жизнью обители, вначале был назначен насельник Жировичского монастыря архимандрит Софроний (Ющук), с 2001 г. – епископ Могилевский и Мстиславский.

 «Мы приехали сюда в августе 1994 года, – вспоминал позднее владыка Софроний, – я, послушник Владимир и два паломника. 19 октября 1994 г. монастырь был зарегистрирован, и началось его восстановление. В храме монастырском ранее было зернохранилище, всё было в большом запустении – дырявая крыша, выбитые окна, летали голуби, бегали крысы. Прежде всего мы возвели крышу, а затем постепенно, шаг за шагом, восстанавливали храм… В первое время из бывшего монастырского здания нам отдали четыре комнаты, где мы устроили келии, трапезную, принимали паломников, а остальную часть здания занимала школа. Вот такое у нас было трудное начало».

Много сил отдал отец Софроний на восстановление поруганной и разрушенной Благовещенской церкви и возрождение монашеских духовных традиций. Благовещенский храм отремонтировали, восстановили купол, иконостас и звонницу. Как и прежде, стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники. Возрождающейся обители благодетели подарили иконы «Жировичская», «Утоли моя печали» и многие другие.

С 2001 по 2007 гг. послушание наместника монастыря нёс насельник Жировичского монастыря игумен Афанасий (Ванкевич). При нём началась полномасштабная реконструкция Ляденской обители, которая стала возможна благодаря тому, что в 2001 г. Ляденскую базовую школу упразднили и келейный корпус, прежде ею занимаемый, вернули монастырю. С Божьей помощью реставраторы восстановили планировку келий, близкую к первоначальной, была заново построена каменная монастырская ограда.

С 2007 по 2009 гг. обителью управлял игумен Патапий (Пронин).

С 2009 г. по 2015 г. наместником обители являлся архимандрит Вениамин (Тупеко), ныне епископ Борисовский и Марьиногорский.

10 ноября 2011 г. Ляденскую обитель посетила делегация Ватопедского монастыря Святой Горы Афон во главе с настоятелем архимандритом Ефремом, прибывшим в Беларусь по приглашению Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Архимандрит Ефрем передал в дар монастырю точный список широко известной и особо почитаемой во всём православном мире Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».

В 2013 году усердием благочестивых попечителей Ляденской обители переданы со Святой Горы Афон точные списки чудотворных икон Божией Матери «Всецарица» и «Геронтисса» («Старица)», икона священномученика Киприана и мученицы Иустинии.

В Благовещенском храме хранится также часть облачения (тапочек) со святых мощей святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, которую передала в дар Ляденскому монастырю в 2013 году Керкирская митрополия Элладской Православной Церкви (Греция).

20 декабря 2016 года епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин совершил освящение домового храма в честь Всех преподобных и богоносных отцев, в подвиге просиявших (переходящий праздник в субботу Сырной седмицы). Храм расположен в братском корпусе обители.

Ляденский монастырь по своему Уставу – общежительный. Общая жизнь – общая молитва, общие труд и трапеза – обучает насельников обители кротости, смирению и братской любви.

Молитва является основой жизни православных иноков. Каждый из них большую часть своего времени посвящает чтению келейного молитвенного правила, совершаемого в тишине келий, а также молитве в храме на общих богослужениях. Братия монастыря несут также послушания по благоустройству обители, совмещая таким образом молитву и труд. Насельники и паломники трудятся в столярной и пошивочной мастерских, в саду и огороде, на ферме и кухне. Их работа на земле и в саду обеспечивает монастырь овощами и фруктами, работающие на ферме дополняют трапезу молочными продуктами. В пекарне иноки выпекают хлеб, а содержание пчелиной пасеки даёт запас целебного мёда.

Усердие и любовь к святой Ляденской обители и вера в помощь Небесной Заступницы никогда не оскудевали в окрестном населении. Ныне, как и прежде, монастырь является духовным центром и местом паломничества православных христиан. Из разных уголков Беларуси, а также других стран они приезжают в святую обитель для подкрепления духа и исцеления души. Скромный приют паломникам, преимущественно мужчинам, предоставляет монастырская гостиница. Паломникам, живущим в обители более двух дней, благословляется посильное трудовое послушание.

В связи с образованием в Минской области новых епархий 3 июня 2015 года Синод Белорусской Православной Церкви принял решение изменить статус Благовещенского Ляденского ставропигиального мужского монастыря, упразднить ставропигию, а монастырь передать в ведение новообразованной Борисовской епархии. Игуменом монастыря избран иеромонах Лавр (Будич). В настоящее время (январь 2019 г.) в монастыре подвизается 22 насельника: 13 монахов, из них 8 – в священном сане, 4 инока и 5 послушников.