История

Промыслом Божиим

 

Ляденский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в д. Малые Ляды [1] Смолевичского района Минской области. Он расположен примерно в 47 км от г. Минска, 24 км от г. Смолевичи и 45 км от г. Червеня.

Монастырь в Лядах возник по особому Промыслу Божию. Один из летописцев монастыря, историк архимандрит Николай (Трусковский), в 1864 году писал, что о начале Ляденского монастыря сохранилось следующее местное предание.

Царица Небесная сжалилась над местным людом из-за его тяжёлого труда и бездуховного быта и восхотела укрепить его своей благодатной помощью. Она, явившись селянину по имени Кирик, указала место для возведения православной церкви, которая и была построена ляденским и окрестным населением в последней четверти XVII века. Известно, что та деревянная церковь, построенная недалеко от местечка Ляды, существовала долгое время.

ЗавишиВ первой четверти XVIII века владелица Ляд, помещица Тереза Завиша из рода Тышкевичей, жена минского воеводы Христофора Станислава Завиши (1668–1721), совершила паломничество в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Благочестивая женщина страдала тяжкой болезнью и, молясь перед чудотворной Жировичской иконой Божией Матери, получила исцеление от своего недуга. В знак благодарности она пожертвовала в Ляденскую церковь выполненный на доске список чудотворной Жировичской иконы. Вскоре от новой иконы стали совершаться многочисленные чудеса. Икона получила название Ляденская. Распространившаяся молва о чудесах, которые совершались перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся почитание этого образа побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней Ляденский мужской монастырь. На содержание монастыря были дарованы деревни Слободка и Грива, а также право бесплатного помола зерна на Смиловичской мельнице. Сей дар маршалок Великого Княжества Литовского граф Игнатий Аникита Завиша (1696–1738) вместе со своей матерью Терезой подтвердили в Трибунале Великого Княжества Литовского в 1732 году, приложив к тому же 4 000 польских злотых.

Спустя несколько лет, в 1737 г., Игнатий Завиша по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но обет исполнить не удалось вследствие скорой его кончины. Супруга же его выздоровела и в течение пятнадцати лет (с 1746 по 1760 гг.) в воспоминание обета мужа пожертвовала монастырю 10 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей в Лядах были также учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества св. Иоанна Предтечи.

ЛядыК концу XVIII века Ляденский монастырь владел капиталом и угодьями, которые обеспечивали ему нормальное существование и дальнейшее развитие. На пожертвования и монастырские средства в первой половине XVIII века было начато строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, завершившееся к концу 1794 г. при настоятеле иеромонахе Иулиане (Шумском, 1794–1803). В рапорте о посещении монастыря в 1797 г. сообщается, что церковь, построенная в Лядах, «гонтом крытая, в ней же три алтаря искусно расписанные, вблизи же ея другая старая деревянная церковь, в оней же служба церковная не справлялась. Монастырь дерева брусчатого, также уже старый».

Строительство каменного монастырского корпуса вместо старого деревянного началось в 1811 г. Свой нынешний вид, за исключением небольших изменений, корпус приобрёл к 1850 г. при настоятеле архимандрите Иоасафе (1841-1856).

Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, просвещение молодёжи. В последней четверти XVIII в. при нём была основана обширная богадельня. В 1809 г. по инициативе настоятеля иеромонаха Мелетия (Сержбутовского) открыто и им же возглавлено четырёхклассное, с правами уездного, духовно-светское училище, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий. Училище просуществовало до 1838 г., затем было преобразовано в духовное уездное училище с подчинением Святейшему Синоду, а в 1848 г. передано Пинскому Богоявленскому монастырю.

В 1878 г. по благословению Минского Архипастыря Преосвященнейшего Евгения монастырскую церковь существенно обновили и привели в достаточно благолепный вид: заменили купол и крышу, увеличили иконостас, обновили роспись. Работы завершились к 20 августа 1878 года, в этот же день храм был освящён. В 1900 г. произведён его первый и последний капитальный ремонт.

По штату, утверждённому Святейшим Правительствующим Синодом в 1839 г., Ляденскому монастырю полагалось иметь 13 человек: настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 5 послушников. До 1856 года им непосредственно управляли вышеупомянутые настоятели: иеромонахи Иулиан (Шумский), Мелетий (Сержбутовский), Пий (Маевский), архимандрит Иоасаф. С 1856 г. монастырь поступил в ведение ректоров Минской Духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 г. ректор Минской семинарии архимандрит Ианнуарий дела управления монастырём передал новому его настоятелю – игумену Адриану, после смерти которого в 1876 г. настоятелем стал игумен Всеволод. В последующие годы монастырём управляли только настоятели.

Богослужения в Ляденском монастыре совершались седмичным порядком, со всей строгостью монастырского Устава и в определённое время: утреня во весь год – в 6 часов утра, литургия в будние дни – в 9 часов, а в праздничные – в 10 часов дня. По субботам во весь год, за исключением Пасхальной недели и двух недель Рождества Христова, самим настоятелем совершались заупокойная литургия и панихида с поминанием знаменитых иерархов Церкви, бывших настоятелей монастыря, братии и всех православных христиан. В праздничные дни до литургии настоятелем в сослужении с 2–4 иеромонахами читался акафист перед Ляденской иконой Божией Матери. При засухах, падеже скота, эпидемиях и других общественных бедствиях совершались молебны и крестные ходы. Наиболее торжественными событиями в монастыре были праздники в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и в честь святых апостолов Петра и Павла.

Время испытаний

 

В начале 1920-х годов из-за развёрнутой кампании «богоборчества» Ляденский монастырь закрыли с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались. Монастырские помещения были переданы в распоряжение Наркомата образования. Храм продолжал действовать как приходской, но в 1939 г. закрыли и его. С деревянной колокольни, располагавшейся справа от входа в храм, сбросили колокола, а саму её разрушили.

В период Великой Отечественной войны богослужения в храме возобновились. Местные жители приходили молиться об окончании войны, просили у Спасителя и Его Пречистой Матери мира. 2 июня 1942 г. немецкая служба безопасности доставила в монастырь Митрополита Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского) с келейником Иулианом. Насильственный переезд был вызван тем, что организованная в годы войны Белорусская Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Пантелеимоном, противостояла вмешательству в церковные дела немецких властей, которые затеяли против Владыки интригу, завершившуюся его отстранением от церковных дел и ссылкой в бывший Ляденский монастырь. Здесь Владыка оставался до поздней осени, а к зиме перемещён в г. Вилейку, где жил под надзором немецкой военной полиции. Однако перед Пасхой 1943 г. по требованию епископов БПЦ немецкие власти вернули опального Митрополита в Минск, чтобы он мог исполнять свои прямые обязанности.

Весной 1944 г. священника, служившего в храме монастыря, немцы схватили по подозрению в связях с партизанами. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Богослужения в храме стали совершаться вновь после окончания войны, когда по просьбе местных жителей, организовавших церковный приход, осенью 1946 г. в Ляденский храм назначили нового священника.

Хотя война закончилась и пришёл долгожданный мир, но не было его в духовной жизни народа. В конце 1950-х годов с новой силой стала вестись атеистическая пропаганда. Искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и всё, что о ней напоминало. Гонения коснулись и Ляденского монастыря. По настоянию директора местной школы, размещённой в братском корпусе обители, Благовещенскую церковь окончательно закрыли. Своё прошение директор школы мотивировал тем, что проводимые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. И это при том, что более полутора веков монастырь являлся источником духовности, просвещения и нравственного воспитания местного населения. К просьбе директора было приложено заявление о закрытии церкви «по причине её вреда», составленное деревенскими жителями. В действительности, заявление составили местные власти, обманом собрав подписи сельчан на чистом листе бумаги якобы для открытия школьной столовой. В результате этого весной 1960 г. церковь закрыли, а приход при ней упразднили.

Здание церкви передали в распоряжение спиртзавода, который находился в д. Слободка в 2-х км от д. Малые Ляды, но директор завода использовать храм отказался. Несколько лет убранство храма вместе с чудотворным образом оставалось нетронутым, но в 1963 г. по указанию вышестоящего начальства местные власти начали разорять храм. Большинство икон, находившихся в церкви, передали действующим приходам близлежащих деревень. Некоторые иконы выкупили сами прихожане. Благодаря этому многие ляденские иконы удалось сберечь. Писанные на холстах, они до сих пор украшают храм великомученика Георгия Победоносца в д. Заболотье Смолевичского р-на. Остальное убранство храма, в том числе иконостас, богоборцы вывезли на грузовике в лес, порубили и сожгли.

Однако к чудотворному образу Пресвятой Богородицы никто не решался прикоснуться. Да нашёлся-таки один сельчанин, попытавшийся это сделать. Икона прочно удерживалась на месте незримой силой и святотатец долго не мог отделить её от стены. Тогда он ударил по ней ногой. Икона медленно спустилась со стены на пол. Кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед образом Богородицы, попросить у Неё и Её Божественного Сына прощения, но он, к сожалению, так и не нашёл в себе силы это сделать и вскоре в муках скончался.

…С храма варварским образом сорвали купол – его подпилили и стянули трактором. А саму церковь превратили в зернохранилище. Главная святыня храма – Ляденская икона Божией Матери – исчезла и до сих пор не известно, где она находится.

 

Возрождение

 

Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища. Он стоял без ремонта и присмотра, находясь в запустении: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями. Весь вид изуродованного, полуразрушенного храма являлся ярким свидетельством катастроф и падения духовности некогда боголюбивого и богомольного народа Белой Руси.

Однако непреходящи слова, сказанные Спасителем о том, что даже врата ада не одолеют Его Церкви (ср.: Мф.16,18). По Своей великой милости Господь вновь обратил взор на заблудший народ, благоволив оживить Ляденский храм и монастырь. В 1992 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси совершено официальное открытие церкви в д. М. Ляды как приходской. Богослужения в ней совершал настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца г.п. Смиловичи протоиерей Валериан Бугаенко. Спустя два года решением Синода Белорусской Православной Церкви возобновлён Ляденский мужской монастырь.

Архимандрит-СофронийСвященноархимандритом, т. е. настоятелем Ляденского монастыря, является Митрополит Филарет, по благословению которого строится вся жизнь обители. Его наместником, управляющим повседневной жизнью обители, вначале был назначен насельник Жировичского монастыря архимандрит Софроний (Ющук), с 2001 г. – епископ Могилевский и Мстиславльский.

«Мы приехали сюда в августе 1994 года, – вспоминал позднее владыка Софроний, – я, послушник Владимир и два паломника. 19 октября 1994 г. монастырь был зарегистрирован, и началось его восстановление. В храме монастырском ранее было зернохранилище, всё было в большом запустении – дырявая крыша, выбитые окна, летали голуби, бегали крысы. Прежде всего мы возвели крышу, а затем постепенно, шаг за шагом, восстанавливали храм… В первое время из бывшего монастырского здания нам отдали четыре комнаты, где мы устроили келии, трапезную, принимали паломников, а остальную часть здания занимала школа. Вот такое у нас было трудное начало».

Много сил отдал отец Софроний на восстановление поруганной и разрушенной Благовещенской церкви и возрождение монашеских духовных традиций. Благовещенский храм отремонтировали, восстановили купол, иконостас и звонницу. Как и прежде, стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники. Возрождающейся обители благодетели подарили иконы «Жировичская», «Утоли моя печали» и многие другие.

С 2001 по 2007 гг. послушание наместника монастыря нёс игумен Афанасий (Ванкевич), также бывший насельник Жировичского монастыря, который приступил к полномасштабной реконструкции Ляденской обители. Работы по восстановлению стали возможны благодаря тому, что в 2001 г. Ляденскую базовую школу упразднили и келейный корпус, прежде ею занимаемый, вернули монастырю. С Божьей помощью реставраторы восстановили первоначальную планировку келий, была заново построена каменная монастырская ограда.

С 2007 по 2009 гг. обителью управлял иеромонах (ныне – игумен) Патапий (Пронин).

С 2009 г. наместником обители является викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин (Тупеко).

«Отрада-и-Утешение»10 ноября 2011 г. Ляденскую обитель посетила делегация Ватопедского монастыря Святой Горы Афон во главе с настоятелем архимандритом Ефремом, прибывшим в Беларусь по приглашению Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Архимандрит Ефрем передал в дар монастырю точный список широко известной и особо почитаемой во всём православном мире Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Согласно иконописной традиции Святой Горы Афон, краски для написания иконы были соединены с частицами мощей афонских подвижников, а сама ватопедская братия молилась Пресвятой Богородице в течение всего времени написания иконы.

Теперь дар иноков Ватопедского монастыря – икона Божией Матери «Отрада и Утешение» – находится в Свято-Благовещенском храме Ляденской обители. Каждую пятницу после вечернего богослужения братией читается акафист Пресвятой Богородице перед её чудотворным образом.

Ляденский монастырь по своему Уставу – общежительный. Общая жизнь – общая молитва, общие труд и трапеза – обучает насельников обители кротости, смирению и братской любви.

Молитва является основой жизни православных иноков. Каждый из них большую часть своего времени посвящает чтению келейного молитвенного правила, совершаемого в тишине келий, а также молитве в храме на общих богослужениях. Братия монастыря несут также послушания по благоустрой­ству обители, совмещая таким образом молитву и труд. Насельники и паломники трудятся в столярной и пошивочной мастерских, в саду и огороде, на ферме и кухне. Их работа на земле и в саду обеспечивает монастырь овощами и фруктами, работающие на ферме дополняют трапезу молочными продуктами. В пекарне иноки выпекают хлеб, а содержание пчелиной пасеки даёт запас целебного мёда.

Усердие и любовь к святой Ляденской обители и вера в помощь Небесной Заступницы никогда не оскудевали в окрестном населении. Ныне, как и прежде, монастырь является духовным центром и местом паломничества православных христиан. Из разных уголков Беларуси, а также других стран они приезжают в святую обитель для подкрепления духа и исцеления души. Скромный приют паломникам, преимущественно мужчинам, предоставляют монастырские гостиницы, которые размещены в нескольких деревенских домах. Паломникам, живущим в обители более двух дней, благословляется посильное трудовое послушание.

В настоящее время продолжаются восстановительные и ремонтные работы храма, жилых и хозяйственных построек, поэтому обитель нуждается в посильной материальной помощи, но при этом внешнее благоустройство не ставится во главу угла.

Истории явления иконы и основания церкви была посвящена «Песнь историческая о Пресвятой Деве в Церкви Ляденской», отрывок из которой в переводе с польского приводится ниже.

…А придя на место избранное, Божья Мать

Прорекла: «Моё здесь имя будут прославлять!

Крест поставь, знак Сына моего Небесного.

Не найти Мне места лучше этого, чудесного!»

На заре остановиться Дева Кирику приказала,

Где поставить Церковь, место указала,

Где больницу, где колодец, чтоб воды напиться,

Слободу, чтоб людям поселиться.

«Если сможешь – храм построй,

А пока часовенку устрой.

Заложи фундамент, понемногу

Соберутся люди на подмогу».

Стало местом изобильной благодати,

Когда в Лядах поселилась Божья Мати…

[1] Само название селения – Ляды – говорит о его древней истории. Существует предположение, что название это происходит от слова «ляда», означающего участок, на котором вырубали и сжигали лес, а землю использовали под пахоту. Такое лядное земледелие известно на территории Беларуси с древнейших времён и существовало до XIX века.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники