Логойское благочиние

Логойск – один из самых древних городов Беларуси. Возник в IX в. на живописном берегу р. Гайна, за 40 км. от г. Менска.
Название свое город получил от слова «лог», «лагчына» и старобелорусского слова «гожы», «прыгожы». Со всех сторон Логойск окружен мощными возвышениями, поэтому въезжая в город, обязательно спускаешься с горки вниз, в долину. Это связано с тем, что. Как утверждают ученые, г. Логойск находится на месте единственного на Беларуси метеоритного кратера.
Впервые в летописи Лагожск, Логожеск упоминается в 1078 г. в «Поучении» Владимира Мономаха при описании его похода на полоцкого князя Всеслава. Однако археологические раскопки, проведенные в 1966г. сотрудниками Академии Наук Беларуси, свидетельствуют, что первоначально Логойск возник в Xв.
Центром древнего Логойска считается Замковая гора, или Замчище. Это историческое место сохранилось до наших дней. Когда-то на этом месте стоял величественный замок, на то время хорошо устроенная крепость.
В давние времена в Логойске было несколько святых мест.

Как свидетельствуют исторические данные, самым древним культовым сооружением на Логойщине является Свято-Никольская церковь построенная в XII-XIII вв. в имении Загородье, на так называемой земле «Церковище», впоследствии сожжена татарами. По утверждениям историка Теодора Норбута, при Свято-Никольской церкви в 1387 г., на месте разрушенного замка, был основан православный монастырь Иоанна Предтечи .
Неизвестно как долго просуществовал в Логойске Свято-Предтеченский монастырь. Во второй половине ХV в. польский король Казимир Ягеллончик отдал город князьям Чарторыйским. В 1505 г. в результате нападения перекопских татар Логойск был разрушен; вместе с ним враг разорил замковую Богоявленскую церковь. Монастырь в это время уже не упоминается  .
О церкви же Богоявления в Логойске мы узнаем впервые. Кроме нее, в местечке к началу XVI ст. существовала еще Пречистенская церковь, стоявшая на возвышенности над речкой и являвшаяся приписной к замковой. С древнейших времен вокруг этой церкви располагалось кладбище. В отличие от Богоявленской, она не пострадала от татар. Поэтому после разрушения замкового храма богослужения продолжились в ней. С 1532 г. владельцем Логойска стал воевода подляшский Василий Тышкевич. Его стараниями прежняя Богоявленская церковь была восстановлена. Он же основал при ней одноименный монастырь, около ста лет действовавший в Логойске .
Где-то в конце 20-х гг. ХVII в. в Логойске случился пожар и замковая Богоявленская церковь, а вместе с ней и монастырь, сгорели. Его не стали восстанавливать на прежнем месте, в 1631 г. перенеся в фольварок Селец, расположенный в 9-ти верстах от Логойска. Фундатором нового монастыря был Юрий Тышкевич со своей женой Марией Унеховской. Монастырь назвали во имя Воскресения Господня.
После смерти Юрия Тышкевича, его потомки изменили Православию, уния получила распространение в Логойске.
Не исключено, что с середины ХVII в. за православными на Логойщине остался один лишь Воскресенский монастырь в Сельце, хотя неясно, кому принадлежала старая Пречистенская церковь, и, возможно, уже действовавшие в то время церкви: Св. Юрия и Преображения Господня.
selezДо 1751 г. Воскресенский монастырь (позднее названный Свято Петро-Павловским) являлся православным, после чего был отнят бискупом Жмудским Антонием Тышкевичем и отдан базилианам, для которых в 1752 г. в Логойске тот же бискуп восстановил былую Богоявленскую церковь, и при ней основал униатский монастырь. Несколько позже, в 1763г. граф Станислав Тышкевич выкупил у православных монахов фольварок Селец за 20000 злотых и передал его в собственность базилиан . Так на Логойщине перестал существовать последний оплот древнего православия.
Во второй половине ХVШ в., помимо монастырского храма, в Логойске насчитывалось еще четыре церкви: Пречистенская, Свято-Юрьевская, Спасо-Преображенская и Свято-Никольская.
В «Визите» 1806 г. упомянуты 2 приписные церковки Николаевского униацкого благочиния: в д. Рудня Свято-Георгиевская и в д. Хатынь в честь Рождества Божией Матери .
В 1834 г. власти закрыли Логойский базилианский монастырь, а Богоявленскую церковь сделали приходской. Она действовала как самостоятельная до 1841 г., а затем на непродолжительное время была приписана к Свято-Никольскому храму. Служивший в нем протоиерей Константин Шишко, с ликвидацией в 1839 г. унии, вместе со своей паствой принял Православие. С 1848 г., после того, как храм Богоявления Господня отремонтировали, Свято-Никольской церкви придали статус приписной. К середине XIX в., наряду с Пречистенской и Спасо-Преображенской церквями, она крайне обветшала. Чтобы не тратить на их ремонт несоразмерно больших средств решили, вместо них решили возвести в Логойске один каменный храм .
1 мая 1860 г. во время знакомства с приходами Борисовского уезда Логойские церкви посетил Высокопреосвященный Архиепископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) .
 Новую церковь построили на возвышенном месте на правом берегу р. Гайна и освятили именем Святителя Николая Чудотворца в 1866г.
logoisk_oldВ «Описаниях церквей и приходов Минской епархии» дается следующая характеристика новоустроенной церкви: «Зданием каменная, устроена продолговатым прямоугольником с одним открытым куполом на середине здания и колокольнею во фронтонной части… Внутренняя вместительность приспособлена на 700 человек… Иконостас покрашен в светло-голубой цвет с золочеными карнизами и рамами, состоит из 20 икон, расположенных в два ряда. Кроме сего имеется местночтимая икона Божьеи Матери, величиною в полтора аршина, украшенная серебряным окладом… К ценным утварным вещам относятся два серебряных прибора литургийных сосудов… В колокольне помещается пять колоколов: один в 10 пудов, другой в 6 пудов и три колокола весом каждый около З6 фунтов» .
В конце 19 начале XX вв. за церковью Св. Николая числилось семь приписных кладбищенских церквей: Св. Василия Великого в д. Чудиничах; Св. апостолов Петра и Павла в д. Селец; Рождества Пресвятой Богородицы в д. Хатыни; Св. Георгия в д. Рудне; Св. Михаила Архангела, в д. Понизовье; Св. Александра Невского в д. Падонках (ныне: Знаменка); Св. Анны в д. Городище; а также часовни: в самом Логойске (близ приходской церкви, на источнике) и в д. Порхово .
Замечательное событие в жизни Свято-Николаевской церкви произошло в 1907 г. Тогда в храм была возвращена, еще недавно считавшаяся утерянной, древняя икона Логойской Божьей Матери, почитавшаяся здешними жителями как чудотворная. До этого она находилась в коллекции известного собирателя древностей Г. Х. Татура. 8 сентября 1907 г. состоялся многотысячный крестный ход, и икона была торжественно перенесена из Минска в Логойск.
Перед началом событий, последовавших за смутой 1917 г., церковная жизнь в логойском приходе была отменно налажена; в общей сложности, за Свято-Николаевским храмом значилось более 600 дворов (м. — ок. 2500 чел.; ж. — ок. 2400 чел.); причт церкви владел приличным наделом земли в 336 десятин . В Логойске и ближайшей округе действовали: в самом местечке — народное училище; в деревнях Гостиловичи и Понизовье — две земские школы; в д. Рудне, Подонках (Знаменке), Добрышеве, Белянах — школы грамоты .
Трагические будни в истории Логойска наступили с началом 1917г. Около десятилетия храм еще действовал и в нем продолжал пастырское служение о. Василий Вержбелович. В  20-х гг. его арестовали и сослали в лагеря, из которых он освободился только перед самым началом войны. Свято-Никольский храм закрыли и разместили в нем склад для хранения зерна.

В 1941 г. верующие открыли свои храм и с тех пор богослужения не прекращались в нем уже никогда. В Логойск вновь возвратился о. Василий (умер протоиерей Василий Вержболович в 1952 г.).
Его сменил новый настоятель отец Дмитрий Хмель, сразу же занявшийся ремонтом церкви. После о. Димитрия в местечке служил протоиерей Владимир Башкиров. Ныне Логойский приход окормляет отец Владимир Зимницкий.
internatСвято-Никольский храм разделен на две части: меньшая представляет собою зимнюю (теплую) церковь; большая, — летнюю. Из давних приписных сохранилась всего лишь одна церковка в д. Селец, находящаяся в крайне плачевном состоянии. Так   же в     местном доме-интернате для пожилых людей, настоятелем протоиереем Владимиром Зимницким была устроена небольшая часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери.
istochnikВажную часть живописного ландшафтно-архитектурного ансамбля исторического        центра        Логойска представляет собой «Логойская криница (источник)», которая находилась у основания правого берега р. Гайна, под оградой Свято-Никольской церкви.
Логойский источник является гидрологическим памятником природы местного значения. В 1999 г. она была благоустроена и в 2000 освящена Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом.

Духовенство:
Богоявленская моностырская церковь:
Иеромонах Софроний Калинич (в 1834-1835 гг.)

Свято-Преображенская церковь:
Священник Василий Томарович (с 1777 г., на 1800-1816 гг.)
Священник Адам Рыльцевич (на 1826-1835 гг.)
Священник Франц Будинович (1838-1843 гг.)
Священник Карл Ржецкий (на 1845-1846 гг.)
Священник Александр Смолич (с 1894 г.)
Священник Илия Рылько (с 1926 г.)

Свято-Николаевская церковь:
Священник Стефан Ржецкий (с 1756 г., на 1763 г.)
Священник Леонтий Пигулевский (с 1834 г., на 1855 г.)
Священник Константин Шишко (1802-1844 гг.)
Священник Иоаким Хруцкий (с 1856 г., + 7.6.1888 г.)
Священник Иосиф Соловьевич (с 1846 г., +25.8.1894 г.)
Священник Лука Ржецкий (с 1888 г., +24.7.1889 г.)
Священник Василий Вержболович (1889-1932 гг., 1944-1947 гг.)
Священник Антоний Зубович (в военное время)
Священник Корнилий Трешутин (1947-1949 гг.)
Священник Николай Демьянович (1949-1950 гг.)
Игумен Иосиф Стулевич (1950 г.)
Священник Игорь Зелезняк (1951 г.)
Священник Дмитрий Хмель (1951-1958 гг.)
Священник Иоанн Поцевич (1952 г.)
Священник Владимир Житковский (1958-1978 гг.)
Священник Владимир Башкиров (1978-1982 гг.)
Священник Владимир Зимницкий (с 1982 г.)

Новости  Логойского благочиния

Один комментарий

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.