Священник Николай Голубович

Иерей Николай Голубович прослужил на приходе храма святых апостолов Петра и Павла в селе Кищина Слобода 12 лет. Это были не простые годы становления пастыря, проповедника, богослова. О этом говорят его, можно сказать, письменные воспоминания, оставленные им на полях ведомостей в виде статей, в которых автор раскрывает свою пастырскую практику.

Николай Голубович поступил в приготовительный класс Минского духовного училища в 1883 году[1], а в первый класс в 1884[2]. Из этого следует, что родился Николай в 1874 году. В 1888 году Николай Голубович окончил училище в первом разряде с правом перевода в первый класс Минской духовной семинарии[3]. Учился он отлично. В 1894 году ученик Голубович окончил семинарию в первом разряде третьим в списке[4].

5 июля 1894 года Николая Голубовича выпускника семинарии отправили проходить практику псаломщиком в Турецкую церковь Новогрудского уезда[5]. Этот храм был недавно построен в 1888 году. Храм красивый, самобытный, из бутового камня.

Псаломщицкого хлеба Николай вкусил ровно год. 1 мая[6] ему предоставили место священника, а 11 июня 1895 года он был рукоположен в иерея к храму в селе Волосовичи Борисовского уезда[7].

20 июля 1900 года отца Николая перевели служить в храм святых апостолов Петра и Павла[8]. В этот период отец Николай в ведомостях был отмечен благословением епископом за усердие и ревностное отношение к «школьному делу» на приходе[9]. К 1900 году его сын Илья уже учился в Минском училище[10].

В кищинский период служения священник Николай Голубович вёл на полях ведомостей полемику на тему материального обеспечение современного ему духовенства[11]. К этому моменту синодальная система переживала глубокий кризис, священство деревенских приходов было в крайне слабом материальном состоянии.  По мнению кищинского пастыря так называемые «доброхотные даяния» в деревенских приходах просто не работали, а наоборот приносли вред материальной безопасности священника и его семьи. К примеру, он приводил случай из жизни престарелого священника соседнего с ним прихода[12]. «Побеседовав о сем, мы, между прочим, коснулись и вопроса о даяниях при исповеди в пользу причта. Старец-иерей сказал мне приблизительно следующее. «В настоящее время семейство моё состоит из меня и жены. Потребности наши невелики, и вот я решил хоть на старости пользоваться исключительно доброхотными даяниями.

С этой целию я объявил прихожанам, что с них за исповедь не будут взиматься пятачки при выдаче свеч, но что после исповеди каждый из них нравственно обязуется опустить в пользу причта сколько-либо копеек в кружку, которая и выставлена была на аналое, около духовника… В красную субботу, по окончании исповеди всех прихожан, кружка сия в присутствии псаломщика и ц.старосты была вскрыта, и оказалось в кружке, вместо обычных 100-120 рублей, только пять рублей с копейками да плюс 20-30 пуговиц и столько же фальшивых монет. Вот вам и доброхотные даяния наших прихожан, воскликнул нервно почтенный старец-иерей!»»[13]. Полемика отца Николая о материальном положении духовенства с неким чиновником из консистории длилась год с лишним. Кроме того, его принципиальное отношение к образовательному цензу и его влиянию на зарплату, вызвал резкую критику у коллег и к этому мнению[14].

В 1907 году 15 августа священник Николай был награждён набедренником[15], а также медалью от Крестного Креста[16].  В 1910 году он принимал участие в освящении храма святителя Николая в Смолевичах и даже произносил проповедь[17]. 10 сентября 1912 года его наградили скуфьёй[18]. А 20 сентября 1912 года он был уволен с должности настоятеля храм в селе Кищина Слобода в связи с поступлением в Киевскую духовную академию[19]. Учёба в академии подразумевала из-за административно-системных сбоев некоторые тяготы и лишения священника-студента, которые оставался в этом случае без постоянного источника средств к существованию. 3 июля 1913 года его определили к «временному, до усмотрения, исполнению обязанностей епархиального миссионера»[20].

В 1915 году указом от 6 апреля за № 1476 его назначили вторым священником к Князь-Озёрской церкви Мозырского уезда до 1 сентября[21]. В 1915 году как миссионер он издаёт статью в ведомостях «Строй римо-католических семинарий»[22]. 15 сентября 1916 года его отчислили с должности второго священника Щорсовской церкви Новогрудского уезда[23]. Но тем не менее, не смотря на такой кочевой образ служения, отцу Николаю удалось окончить в 1916 году академию и защитить своё кандидатское сочинение на тему «Самоистребление в русском расколе старообрядцев»[24].

О дальнейшей судьбе отца Николая Голубовича из материалов «Минских епархиальных ведомостей» узнать невозможно.

[1] МЕВ 1883, № 20, С. 481

[2] МЕВ 1884, № 21, С. 464

[3] МЕВ 1888, № 14, С. 401

[4] МЕВ 1894, № 14, С. 332

[5] МЕВ 1894, № 14, С. 330

[6] МЕВ 1895, № 10, С. 164

[7] МЕВ 1895, № 13, С. 236

[8] МЕВ 1900, № 15/16, С. 302

[9] МЕВ 1903, № 1, С. 4

[10] МЕВ 1900, № 22, С 440; МЕВ 1900, № 22, С. 446

[11] МЕВ 1906, № 3, С. 54 – его статья; МЕВ 1906, № 6, С. 130 – критика его статьи; МЕВ 1906, № 12, С. 356 – его ответ на критику; МЕВ 1906, № 17, С. 480; МЕВ 1907, № 11, С. 357 – ответ критика на ответ о.Николая.

[12] Скорее всего речь шла об отце Феодоре Адамовиче из села Бытчи.

[13] МЕВ 1906, № 12, С. 347

[14] МЕВ 1906, № 17, С. 480

[15] МЕВ 1907, № 17, С. 426

[16] МЕВ 1907, № 7, С. 100

[17] МЕВ 1910, № 16, С. 368

[18] МЕВ 1912, № 19, С. 593

[19] МЕВ 1912, № 19, С. 593

[20] МЕВ 1913, № 12, С. 302

[21] МЕВ 1915, № 9, С. 96

[22] МЕВ 1915, № 13, С. 341-347; МЕВ 1915, № 14, С. 359-365 — продолжение

[23] МЕВ 1916, № 14, С. 175

[24] Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819–1920-е гг. : Материалы

из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА: в 4 т. / [сост. В. И. Ульяновский] — К.: Из-

дательский отдел Украинской Православной Церкви, 2014. – Т. 1: А–Й. — С. 376


Return to Top ▲Return to Top ▲