Протоиерей Владимир Шейдак о семинаре «Супружеские встречи»
Трехдневный семинар, посвященный семейным отношениям, который принял Паломнический центр Елизаветенского монастыря г .Минска, может стать началом нового для православной Беларуси движения — «Супружеские встречи». Само движение имеет давнюю историю и широко известно в Западной Европе.
Встречу организовал клирик Борисовской епархии протоиерей Владимир Шейдак вместе с супругой Инной. Как супружеская пара, отец Владимир и матушка Инна, принимают участие в работе Православного епархиального центра «Супружеские встречи» в Санкт-Петербурге, основанного протоиереем Александром Дягилевым. Полученный опыт и желание помочь другим подвигли их на проведение аналогичной работы в Минске.
Методики проводимого семинара, направленные на гармонизацию семейных отношений и оказание помощи семейным парам в кризисе, поддерживаются Патриаршей комиссией поддержки семьи, защиты материнства и детства.
Семь лет назад в Санкт-Петербурге центр помощи супружеским парам организовали протоиерей Александр Дягилев и его супруга Любовь. Методы работы были позаимствованы у римо-католиков, но их существенно изменили с учетом канонических норм Православной Церкви. Сегодня отец Александр является председателем Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Его начинание в разных городах России, Украины и Казахстана продолжают последователи — супружеские пары, активно участвующие в работе центра.
В Минске «Супружеские встречи» проходят с 19 по 21 мая по инициативе клирика столичного храма святого апостола Андрея Первозванного протоиерея Владимира Шейдака и его супруги Инны, которые по приглашению Санкт-Петербургской епархии участвуют в работе Православного центра в Санкт-Петербурге и уже проводили там подобный семинар.
— После участия в петербургском семинаре у меня появилась уверенность, что мы с супругом не случайно туда попали и что этими знаниями я должна делиться, — рассказывает Инна. — Но я, будучи многодетной мамой и всю жизнь реализовываясь в семье, не видела никаких резервов для того, чтобы заниматься еще и общественной деятельностью.
Что же способствовало вашему решению провести семинар в Беларуси?
— У многих людей из моего окружения есть серьезные проблемы в семье. Я пыталась рассказать, подсказать, но они не слышат. Главным мотивом для проведения «Супружеских встреч» стало желание помочь, потому что семинар дает людям реальный шанс что-то изменить в своей жизни. Например, одна из программ называется «Семейный диалог». На этом семинаре предпринимается попытка научить людей общаться друг с другом, слышать друг друга, обсуждать сложные вопросы, принимать совместные решения, относиться друг к другу терпимо. Мы говорим о принципах ведения диалога.
Что это за принципы?
— Эти четыре принципа ведения диалога, которые учат нас слушать, делиться, понимать и прощать, предлагаются в качестве основы семинара, — в беседу вступает отец Владимир. — Также мы говорим о духовной составляющей вопроса и о психологических понятиях в общении между людьми.
Кто проводит эти семинары?
Ведущие — это супружеские пары, которые сами в свое время были участниками семинара, соприкоснулись с методикой работы, увидели результат и хотят поделиться своим опытом с другими людьми.
Благодаря таким семинарам миряне также вовлекаются в активную духовную работу и жизнь церкви. Это важно, ведь сегодня многими церковь воспринимается просто как магазин услуг…
Поделитесь вашим опытом участия в подобном семинаре в Санкт-Петербурге.
В конце семинара и на заключительной встрече каждому участнику предоставляется возможность высказаться. Люди рассказывали, что они приобрели именно для себя. Сам семинар — это не волшебная палочка, которая решит все проблемы, но это инструмент, методика работы над собой.
Мы не можем изменить рядом с собой человека, но можем изменить себя. А меняя себя, мы, как известно, меняем и окружающий нас мир.
Расскажу вам об опыте отца Александра Дягилева, нашего друга и организатора этого движения в РПЦ. К нему на семинар приехали люди из Алма-Аты, и когда встреча завершилась, священник не увидел радости в глазах гостей. Быть может, они ожидали чего-то другого?.. А результат, они потом об этом говорили, почувствовали, уже когда вернулись домой, в Казахстан. Конечно, мы можем говорить о действии Божией благодати.
Богом человек задуман как семья! Мы на первой странице Библии читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю… (Быт. 1: 27, 28).
Вспомним святых отцов. Например, святитель Григорий Нисский образ Божий в человеке видит вот как: подобно тому, как Бог троичен в лицах — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, так и человек — не одинокая монада, а семья: муж, жена и дети как три ипостаси единого целого.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что супруги, по слову Священного Писания, да будут два одною плотью (Мф. 19: 5), будут в единстве. Прежде всего, это духовное единство, и из этого единства мужа и жены рождается множество.
Это очень важная мысль, высказанная святыми отцами по поводу замысла Божия о человеке.
Сегодня эта мысль в современном секулярном мире, при всем нашем разброде и шатании, звучит очень смело. Но я считаю чрезвычайно важным донести ее, показать и раскрыть, чтобы люди это понимали и этим жили.
Развитие данной темы очень интересно, ведь если брать глобально, то может так получиться, что через какое-то время, через сто — сто пятьдесят лет, сколько Господь нам отпустит, настоящие христиане будут идентифицированы именно тем, что имеют семью.
Правильно ли я понимаю, что главная задача участников семинара — научиться слышать друг друга?
Да, мы учимся слышать друг друга. Диалог и правила его ведения являются ключевыми понятиями семинара. Если будет диалог внутри семьи, то будет и семья. Если диалог прекращается, то семья тоже распадается. Кроме того, эти правила ведения диалога будут помогать людям не только в личной жизни, но и в общественной.
Жизнь человека имеет три грани, три сферы его бытия. Первая сфера — это личная жизнь. Сначала мы живем в семье с родителями, а затем создаем свои семьи. Вторая сфера — общественная жизнь. Если рассматривать общество как один большой организм, то каждый из нас будет являться его живой клеточкой. Третья сфера — это жизнь духовная.
И вот когда человек знакомится с диалогом, с его правилами и понятиями, то он эти принципы применяет сначала в семье, затем переносит их на общественную жизнь, на взаимоотношения с окружающими, а также на духовную жизнь — происходит диалог с Богом.
Семинар имеет закрытый тип. Интересно, почему выбрана именно такая методика? Почему все два дня работы семинара люди в основном должны находиться в монастырском Доме паломника?
В идеальном варианте такие семинары должны проводиться даже без средств связи, чтобы супруги полностью занимались только своими отношениями. Для них создаются комфортные условия. На западе это называется выезд на уикенд или реколлекция (лат. — «пересобирание, перезагрузка») отношений. Ведь одна из бед нашего времени и одна из причин кризиса семьи заключается в том, что люди очень сильно вовлечены в свою работу. Сегодня человек ведет больше жизнь общественную, а не семейную, личную. В результате мы создали такой социум, а на Западе это еще и больше видно, когда семья неудобна, удобно быть без семьи. Это наша реальность. Человек может легко погибнуть, не имея семьи. То есть мы создали такой социум, в котором сами себя обрекли на вымирание.
Именно по этой причине мы проводим нашу встречу здесь, в доме паломника, и создаем такие условия, чтобы муж и жена общались вдвоем и слышали друг друга, чтобы у них наладился семейный диалог.
Отец Владимир, матушка Инна, что изменилось в вашей жизни после того, как вы сами приняли участие в подобном семинаре?
— Изначально меня как многодетную маму интересовало все, что касается семьи. Если честно, на самой встрече в Санкт-Петербурге мне было очень сложно. Результат я увидела потом. В нашей семье существовали вопросы, которые не решались, которые я на протяжении многих лет пыталась донести. И мой муж после этого семинара вдруг услышал меня. Он постарался применить полученные знания. На семинар я ехала не за результатом, но результат пришел сам.
— Я считаю, что лучше стал понимать свою жену. Я стал лучше понимать то, что такое диалог, как он происходит. Во всяком случае, если не всегда получается полностью его выдерживать, то хотя бы понимать, каким он должен быть.
В работе семинара рассматривался вопрос о чувствах и их выражении. Это помогло мне лучше понимать, что переживает моя супруга. Мужчина и женщина ведь совершенно разные. Один автор, семейный психолог Джон Грэй, написал, что мужчина с Марса, а женщина с Венеры. Наши психология, эмоциональность, мировосприятие, способы передачи информации — все совершенно разное.
Важно отметить, что «Супружеские встречи» — это не просто какой-то духовно-психологический тренинг. Духовная составляющая является основой нашего семинара. В Минске семинар будем вести мы — священническая супружеская пара. Утром и вечером, после каждой встречи, после каждой темы мы читаем молитву, а также будем участвовать в вечерней службе в субботу и в воскресной Божественной литургии.
Мы надеемся, что Бог благословит нашу работу и поможет скрепить семьи. Без помощи Божией в наше время это очень трудно сделать…
Свято-Елизаветенский монастырь/ Беседовал Вадим Янчук