О святом покровителе Пуховщины

Священномученик Александр Семенович Шалай (1879–1937).

От автора

Священномученик Александр Шалай

Одним из новомучеников Пуховщины является Александр Семенович Шалай. О житии новомученика на данный момент известно немного. Божиим промыслом информация о нем и по сей день открывается по крупицам. В 2017 году на основании архивных данных было установлено, что долгое время А. С. Шалай служил в д. Дричин. В этой же деревне вырос и настоятель прихода храма преподобной Евфросинии Полоцкой г. п. Руденск, иерей Михаил Романенков. Еще будучи ребенком, он проходил мимо старого кладбища и любовался соломенной часовней, слушал рассказы местных жителей о храме.

Промыслом Божиим длительное время ответственным за прославление новомученика А. С. Шалая являлся иерей Михаил Романенков. По его благословению я начала искать фотографии Александра Семеновича. 27 января 2017 года был сделан первый шаг – запрос в Центральный архив Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (далее – КБ). В ходе поисков  я нашла информацию о служении новомученика в д. Дричин, его семье, наградах, работе в Копейнинской церковно-приходской школе, сведения о храме.

На основе жития Александра Семеновича Шалая, которое ранее составил протоиерей Феодор Кривонос, и полученных архивных данных предлагаем более  подробную информацию о новомученике во имя сохранения исторической правды и светлой памяти о нем.

 

Жизнеописание

Александр Семенович Шалай родился 20 ноября 1879 года  в семье слуцкого мещанина.

Образование получил в Слуцком духовном училище, в которое поступил в 1889 г. Затем учился в Минской духовной семинарии на одном курсе с будущим священномучеником Иоанном (Пашиным). 12 июня* 1901 года по окончании полного курса наук уволен с аттестатом второго разряда [1]. 13 августа* 1901 года рукоположен в сан диакона, 15 августа* – в сан иерея. Епископом Минским и Туровским Михаилом определен на должность священника Острожанской церкви Покрова Пресвятой Богородицы Мозырского уезда.

1 апреля* 1905 года переведен в Кимейскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы Борисовского уезда. В архивах отмечено, что требы А. С. Шалай начал совершать с июля 1905 года, а с 1906 года его помощником был псаломщик Феодот Ясинский. Последняя запись А. С. Шалая в метрической книге Кимейской церкви – крещение дочери борисовского мещанина, совершенное 19 июня* 1908 года.

1 мая* 1908 года А. С. Шалай переведен в Иоанно-Предтеченскую церковь с. Дричин Игуменского уезда. В этом же селе отец Александр проходил службу законоучителя Дричинского народного училища и заведующего Копейнинской церковно-приходской школой [2].

В 1909 году награжден набедренником [3], в 1917 году – скуфией [2]. В 1920 году Его Преосвященством, Преосвященнейшим Мелхиседеком, епископом Слуцким, управляющим Минской епархией, к празднику Святой Пасхи Александр Шалай награжден камилавкой [4].

О составе его семьи в церковной ведомости за 1917 год указано: жена Александра Антоновна (36 лет), дети Наталья (8 лет), Ираида (5 лет), Александр (1 год) [2]. Позже родился сын Воля [6].

Фото жены А. С. Шалая –Александры Антоновны, 1973 год [7].

Согласно материалам архивного уголовного дела Центрального архива КГБ, Александр Шалай родом из г. Слуцка, по национальности белорус, не женат.

В архивах найдена перепись 1926 года священнослужителей приходов Игуменского уезда, согласно которой А. С. Шалай записан как священнослужитель в д. Дричин.

Последним местом служения новомученика была Свято-Троицкая церковь с. Блонь Пуховичского района Минской области, где отец Александр в 1930-е годы был настоятелем. После закрытия Свято-Троицкой церкви он продолжал совершать требы по просьбе верующих людей. До ареста проживал в д. Заречье Блонского сельсовета Пуховичского района.

Отец Александр был человеком твердых религиозных убеждений, усердным молитвенником и заботливым пастырем. Во время Всесоюзной переписи населения организовал среди жителей Блони сбор подписей за открытие местного храма. Когда в августе 1935 года в Блони закрыли храм и начали снимать с него колокола, отец Александр подошел к творившим беззаконие и в сердцах сказал: «Зачем вы беретесь не за свое дело? Видимо, вам делать нечего, что вы портите церковное добро!» Нашелся некто, запомнивший эти слова и впоследствии донесший на батюшку.

Отец Александр арестован Пуховичским РО НКВД БССР 6 августа 1937 года в д. Заречье. Его обвинили по ст. 72 УК БССР в том, что на протяжении ряда лет проводил антисоветскую агитацию против мероприятий партии и правительства. Но подлинная причина ареста была в другом – нежелании отречься от веры в Бога и от сана священнослужителя. Блоньского настоятеля допрашивали несколько раз. Но отец Александр не признал себя виновным и никого не оговорил.

По постановлению Особой Тройки НКВД от 10 октября 1937 года отец Александр был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Приговор был приведен в исполнение 14 ноября 1937 года в г. Бобруйске. Все имущество священника конфисковали, семью выслали. Сведений о месте захоронения батюшки в архивных материалах не имеется.

10 апреля 1989 года Александр Семенович был реабилитирован прокуратурой БССР. Спустя 10 лет, 28 октября 1999 года, протоиерей Александр Шалай канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.

В августе 2000 году – причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

 

Исторические данные об Иоанно-Предтеченской церкви с. Дричин

Село Дричин находилось в Игуменском уезде Минской губернии, в первом благочинном округе, вблизи проселочной дороги, располагалось на возвышенности и со всех сторон было окружено болотами.

Приходская церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Иоанна была построена в самом селении во второй половине XVIII столетия на средства бывшего местного помещика Буримского. Внутреннее пространство – около 25 квадратных саженей. Церковь была построена из тесанных брусьев, устроена продолговатым крестом с одним глухим куполом, гонтовою крышей, двумя входными дверями. Пол и потолок – деревянные, стены – выбелены, к отоплению церковь не приспособлена. Вокруг церковного погоста устроена простая деревянная ограда. В колокольне, состоящей из четырех столбов, находилось два колокола: один – в три, а второй – в два пуда. В приходе было два кладбища с маленькими деревянными часовнями. Приписных и кладбищенских церквей в приходе не имелось.

В 1835 году церковь починил помещик Ратинский. В 1885 году она была перестроена на средства прихожан с пособием от казны, в 1900 году – перекрашена. Здание церкви было деревянное, на каменном фундаменте, с деревянной колокольней.

По состоянию на 1913 год церкви требовался ремонт. Престол был один во имя Святого Предтечи и Крестителя Иоанна. Утвари и облачения для свершения служб было достаточно, но все обветшало и требовало замены. По штату в церкви должны быть священник и псаломщик. Жалование священнику составляло 391 рубль 48 копеек, а псаломщику – 117 рублей 48 копеек. Кружечные доходы за 1913 год – 177 рублей 40 копеек, а в 1917 году – 202 рубля 50 копеек. Других источников содержания членов причта не было.

На церковной усадебной земле имелись дома для священно- и церковнослужителей, построенные в 1909 году тщанием священника А. С. Шалая на казенные средства и составлявшие собственность церкви.

Церковная школа находилась в нанятом у крестьянина помещении, на содержание которой от Новоселковской волости отпускалось 70 рублей в год. В 1913 году в школе обучалось 44 учащихся (33 мальчика и 11 девочек), а в 1917 году – 59 учащихся (27 мальчиков и 32 девочки).

Школы, располагавшиеся рядом с церковью: одноклассная церковно-приходская в д. Копейное, одноклассная министерская в с. Дричин и одноклассная земская в д. Бору.

В д. Копейное была одноклассная церковно-приходская школа. В 1910 году в ней обучалось 69 учащихся (42 мальчика и 27 девочек). Жалование законоучителя с 1913 по 1915 год составляло от 30 до 60 рублей.

О других школах информацию отыскать не удалось.

В архивах были найдены документы, составленные А. С. Шалаем, с его подписью и печатью Иоанно-Предтеченской церкви с. Дричин.

Сохранение памяти в наше время

25 ноября 2017 года по благословению епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина в Доме культуры п. Дружный состоялось мероприятие «Жива ваша вера, новомученики Пуховщины». Программа была посвящена постреволюционным событиям XX века – одному из самых сложных исторических периодов для нашей страны. Те времена явили целый сонм новомучеников и исповедников российских. Несмотря на скорби и лютые гонения в 1930-е годы, новомученики смогли сохранить веру во Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, претерпеть все испытания и с еще большим горением свидетельствовать о Христе!

Участники встречи смогли ознакомиться с житием четверых новомучеников: протоиерея Михаила Плышевского, иерея Дмитрия Плышевского, протоиерея Владимира Пастернацкого, протоиерея Александра Шалая. Данные о новомучениках также были размещены на стенде, подготовленным приходом храма преподобной Евфросинии Полоцкой г. п. Руденск. 

Особое внимание было уделено новомученику Александру Семеновичу Шалаю, который около 20 лет прослужил в Иоанно-Предтеченской церкви с. Дричин Игуменского уезда. О священнике был показан видеосюжет, подготовленный приходом храма преподобной Евфросинии Полоцкой г. п. Руденск. На видео внучка А. С. Шалая –  Валентина Сахацкая – рассказала о своем дедушке и его семье.

Валентина Сахацкая при изготовлении памятника своему отцу, Александру Александровичу, изобразила рядом с его фотографией фото с иконы А. С. Шалая для увековечения памяти о дедушке.

13 февраля 2019 года на телеканале «Союз» был показан фильм «Новомученик Александр Шалай», подготовленный приходом храма преподобной Евфросинии Полоцкой г. п. Руденск (https://youtu.be/anYpXdXnpds?si=aztZ3gwUcNQOR4GQ).

*до 1917 года даты в тексте приведены по старому стилю.

[1] Минские епархиальные ведомости. Минск, 1868–1920/1901/ № 12, с. 233.

[2] Национальный исторический архив Беларуси – Ф. 1250. Оп. 1. Д. 1.

[3] Национальный исторический архив Беларуси – Ф. 136. Оп. 1. Д. 41155.

[4] Минские епархиальные ведомости. Минск, 1868–1920/1920/ № 1, с. 14.

[5] Национальный исторический архив Беларуси – Ф. 2786. Оп. 1. Д. 67.

[6] Данные предоставлены в 2017 году внучкой А. С. Шалая – Валентиной Сахацкой.

[7] Фото предоставлены внучкой А. С. Шалая – Валентиной Сахацкой.

 

Материалы подготовлены прихожанкой прихода храма преподобной Евфросинии Полоцкой г. п. Руденск Светланой Конончук.


Return to Top ▲Return to Top ▲