Духовно-нравственное содержание семейного воспитания

Иваненко Николай Михайлович, заместитель директора по учебной работе ГУО «Вилейская гимназия №2», — 0 духовно-нравственных основах семейного воспитания.

XXI век принес новые технологии и небывалый прогресс. Мы можем в считанные секунды связаться друг с другом, находясь на разных континентах. При этом часто мы не в состоянии поддерживать связь, будучи в одной квартире. Рушится традиционный семейный уклад, на смену живому общению с непосредственной передачей житейского опыта пришел телевизор и Интернет. В этом мире прагматизма и погони за удовольствиями человек чувствует себя неуютно.

Выпуская во взрослую жизнь своих учеников, школа еще долгие годы следит за их дальнейшей самостоятельной жизнью, образованием и карьерой. Государству всегда нужны хорошие работники: инженеры и трактористы, учителя и доярки, журналисты и хлебопеки, фармацевты и сапожники. Они должны быть духовно и физически здоровыми, хорошо воспитанными и социально адаптированными. Все эти качества личности в их глубоком понимании закладываются в семье, но и школа имеет огромный потенциал и призвана не только давать глубокие, всесторонние знания, но и вместе с семьей решать воспитательные проблемы.

В связи с этим основными критериями оценки деятельности современной школы должны быть не проценты поступления в ВУЗы, а состоялись ли ее выпускники как порядочные, честные работники и граждане своей страны, являются ли они хорошими семьянинами, добрыми родителями и любящими детьми. Где вы найдете такую статистику? Кто из учителей награжден за такие показатели? А кто сосчитает наших медалистов и победителей олимпиад, получивших наше бесплатное образование и успешно работающих сейчас в других странах на благополучие других народов? При всем уважении к программам белорусской школы, все же у нас не должно быть часов иностранного языка больше, чем родного, да и история с литературой могли бы занять более достойное место. А поскольку историю, литературу, культуру вне религии понять невозможно, то надо бы продумать и изучение христианской истории, праздников, обрядов и традиций, основ веры.

Педагогический коллектив Вилейской гимназии № 2 вместе с родителями проводит огромную работу по семейному и полоролевому воспитанию, по подготовке учащихся к будущей семейной жизни на основе христианских ценностей. Мы стараемся дать нашим детям четкое понимание, что семья – основа жизни любого общества, воспитать те качества, которые помогут им в будущем ответственно подходить к созданию собственной семьи и устроению ее жизни.

Ведь семья, при правильном устройстве и правильных ценностных ориентациях, может быть (и призвана быть!) уголком рая, где в полноте есть все необходимые условия для раскрытия дарований и возрастания в любви каждого ее члена. Но в условиях семьи, как ни в одной другой социальной структуре, обнажаются и наши язвы душевные. В хорошей семье они врачуются любовью, а в плохой усугубляются и умножаются. 

Семья – малое государство, домашняя церковь, которая предполагает свою иерархию и должна строиться на единомыслии и согласованных действиях. Где живет любовь, там нет борьбы за главенство в семье. Любовью покрываются и уравновешиваются все взаимоотношения: и между супругами, и между детьми, и между разными поколениями, объединенными семейными узами.

Святитель Николай Сербский писал: «Бог есть любовь, но Бог не есть равенство. Равенство изгнало бы и справедливость, и любовь, изгнало бы и нравственность. Любит ли муж жену за равенство? И мать любит ли своего ребенка за равенство? Разве друзья любят друг друга за равенство? Неравенство – основа справедливости и побудитель любви. Пока живет любовь, никто не вспоминает о равенстве… На могиле любви вырастает справедливость, на могиле справедливости растет равенство» [6.82].

С первых дней брачного союза начинается непримиримая борьба за главенство. Редкая свадьба обходится без обряда откусывания каравая: кто больше откусит, тот и будет главой семьи. Кого в современном мире может интересовать замысел Божий о роли мужчины и женщины, о взаимных обязанностях супругов? Современный мужчина никому и ничем не обязан, а современная женщина не нуждается в опеке! Она сама в состоянии зарабатывать и должна быть первой везде: на работе, дома, в общественных делах. Как долго внушали нам это равенство! Мы пели красивые песни: «Ты ко мне приедешь раннею весною молодой хозяйкой прямо в новый дом. С голубым рассветом тучной целиною трактора с тобой мы рядом поведем!»[2]. Вот что дает женщине это так называемое равенство: день паши трактором целину, а в оставшееся время – молодой хозяйкой прямо в новом дом!.. И пахали, сдавая грудных младенцев в ясли и сады, и теряя из рода в род материнские инстинкты и чувства. Мы забыли колыбельные и потешки, игры и многие другие атрибуты пестования младенцев. Теперь для этого существует манеж и масса игрушек страшных и красивых, вредных и не очень… Боролись за равенство – и оно наступило: в мире все больше деловых, решительных, боевых (проще сказать мужеподобных) женщин и столько же психопатических, безвольных, неприспособленных, женоподобных мужчин. Очень многие не хотят брать на себя ответственность за семью и воспитание детей, заботиться о престарелых родителях, не говоря о родственниках. Семьи разрушаются или становятся адом для всех и прежде всего для детей. Семена родительских ошибок прорастают в душах детей и опытно повторяются ими в новых поколениях исковерканных судеб.

Из-за кризиса семьи наше общество катится к вымиранию. Сейчас говорят о том, что в Беларуси повысился суммарный коэффициент рождаемости, но он продолжает оставаться очень низким. Если для простого воспроизводства поколений этот показатель должен составлять 2,15, то у нас он дотягивается только до 1,5. Большинство белорусских семей (65,8%) ограничиваются только одним ребенком, двоих детей имеют 28,9% семей, троих и более — только около 5% семей [5]. Взрослые и образованные люди вполне серьезно ведут дискуссии о необходимости брачных договоров и планировании семьи, об эвтаназии и ювенальной юстиции.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает важность и значение института семьи: «Где человек может раскрыть свою душу? Где он может взять на себя тяготы другого человека и так исполнить закон Христов? Да только там, где любовь – в семье. Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья. Если разрушается семья – уходит любовь. А если уходит любовь – Христос уходит, потому что это Его закон – закон любви для всего рода человеческого» [8.290]. 

Священное Писание, святоотеческие труды и народные традиции, основанные на христианском вероучении, говорят нам о духовном содержании устроения семьи и ценностях семейного воспитания. Испокон века традиционная семья держалась на четырех основных столпах: вера и благоговейное отношение к святыне, авторитет родителей и взрослых, трудолюбие и отношение к труду как к основе жизни, целомудрие и подчеркнутое уважение девственности и чистоты. Современный мир возносит прямо противоположные ценности и пытается разрушить эти веками испытанные основания.

Вера – важнейшая составляющая человеческой жизни. С верой легче жить и спокойней умирать. Лев Толстой за три дня до собственной кончины, испытывая ужас перед близостью смерти, восхищался умиротворенным покоем простых людей, с верой переступающих порог вечности: «А мужики-то, мужики как умирают!» [7]. Мы хорошо знаем, что счастье человека зависит от его внутреннего состояния в большей степени, чем от внешних обстоятельств жизни. На вопрос фарисеев, когда придет Царствие Божие, Христос ответил: «…Царствие Божие внутрь вас есть» [Лк. 17:21]. То есть от состояния моего внутреннего человека, обусловленного мировоззрением и ценностными ориентациями, зависит смысл и содержание моей жизни. Именно внутреннее духовное состояние человека диктует ему мотивацию поступков, стиль поведения и взаимоотношения с другими людьми.

Из опыта многолетней педагогической практики и собственного отцовского опыта могу утверждать, что воцерковленные дети, участвующие вместе с родителями в церковных таинствах (Исповедь, Причастие), не имеют проблем общения в подростковом возрасте ни с родителями, ни с учителями. Они раньше начинают понимать меру своей собственной ответственности и их поведение, как правило, не вызывает нареканий взрослых.

Только крепкая вера приводит человека к осознанию греховности и покаянию. Через покаяние человек приходит к смирению, через смирение – к рассуждению и (по благодати) к прозрению. От прозрения мы приходим к новой, более глубокой вере и продвигаемся по дороге духовного совершенствования, укрепляясь и возрастая от силы в силу. 

Через века наш народ пронес благоговейное отношение к святыне. В каждом доме был красный угол, который украшался особым образом. Рушники с икон стирали отдельно и никогда ими не вытирали руки, даже когда те ветшали. Когда икону переносили из дома в дом или на крестных ходах, то держали ее с трепетом, не ниже уровня груди. Простой хлеб, не говоря о церковном (просфоре или артосе), почитался святыней. Если его нечаянно роняли на пол, то просили прощения у Бога и целовали уроненную краюшку. В каждой семье с молоком матери впитывалось уважение к святости. Церковь говорила человеку о его величии, и человек понимал, что он подобен Богу в обладании свободной волей и словом, в умении творить и любить. Все эти дары он старался пронести по жизни, соизмеряя ее с Божиими заповедями так, чтобы в конце земного пути сподобиться воссоединения со своим Творцом в блаженной Вечности. Вот почему спокойно умирали мужики! У них была твердая вера, закрывающая естественный страх перед смертью радостью встречи с Богом.

Авторитет родителей всегда основывался на взаимном уважении и любви. Зная истинный смысл слова «любовь», люди редко употребляли его. Чаще спрашивали: «Ты меня жалеешь?». Настоящая любовь, в ее божественном проявлении, приходит к супружеской паре после 10–15 лет совместной жизни — и только при условии обоюдного труда, жертвенного служения и терпения. Наши дети должны знать об этом! Не лишения и бедность разрушают семьи, их разрушает гордость и эгоизм. Патриарх Кирилл, говоря о проблемах современной семьи и сокращении рождаемости, подчеркивает, что это происходит «…не потому, что мы бедные. Бедность не является причиной падения рождаемости. Африка, Азия, Латинская Америка, да и дореволюционная Россия тому примеры… Мы перестаем быть способными на жертву» [1.313].

Именно жертвенное служение родителей друг другу и семье, их вера, доброжелательность и чистота духовная, являются основой родительского авторитета и воспитательного примера. Образы матери и отца всегда, за редким исключением, были возвышенными в сознании детей. Этому способствовали традиционные религиозные взгляды, семейные обряды, устное народное творчество, через которые с самого раннего детства шло сознательное воспитание будущего семьянина, готового не только к физическому продолжению рода, но и к передаче всего комплекса духовно-нравственных, социальных, трудовых и других составляющих человеческого «я». Не напрасно поется в песне: «Родительский дом – начало начал…» [3]. Именно «крепкие семейные связи во много раз усиливают личность, придают ей устойчивость в этом бурном мире, дают для нее реальную опору» [1.148].

Семья не может быть крепкой без авторитета родителей, в основе которого всегда лежит взаимное уважение. В современных семьях часто можно услышать: «Это я не тебе купила, а ребенку!» или «Я расскажу папе – он с тебя шкуру спустит!». В первом случае на фоне явного отсутствия авторитета отца процветает культ ребенка. Это всегда приводит к детскому эгоизму и духовному уродству. В другом случае отец выступает пугалом, что тоже не способствует его авторитету. Ведь у детей должен жить не страх перед физическим наказанием, а страх огорчить родителей, в основе которого – любовь. Для поддержания родительского авторитета необходимо постоянное общение с детьми, вовлечение их в мир забот и трудностей семьи, возложение на них посильных ответственных дел.

Трудолюбие – основа воспитания. Путь к успеху лежит через труд. К огромному сожалению, современный мир демонстрирует нашим детям пути быстрого обогащения без особых усилий, невзирая на законы нравственности и чести. Обогащение любыми путями становится целью жизни. Люди забыли евангельское предупреждение: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» [Мф.16:26]. Гораздо важнее для человека жить честно и питаться плодами трудов своих, помогая другим в несении креста житейского, нежели лукаво изживать дни в непотребной суете ради себя любимого.

Честная жизнь в соблюдении заповедей, в труде и молитве накрепко ограждала человека от похотей телесных, сохраняя его в чистоте и целомудрии. А целомудрие – основа любви и доверия в браке. Беда современной семьи еще и в том, что не многие достигают брачного союза в целостной чистоте физической и духовной. В наши дни перед человеком раскрыты все немыслимые бездны разврата и пороков. И более того, грех стали открыто называть нормой жизни. В этих условиях остаться целомудренным очень сложно. Генетическая память человека удерживает нравственные нормы жизни, выработанные людьми на протяжении многих столетий под влиянием христианства, и современный образ жизни, с его постоянным смакованием пороков, приводит душу человека в смятение. Душа болит, и люди мечутся, не осознавая в чем дело. А психологи советуют: «Возлюби себя!». И от этой любви к себе еще более бессмысленной становится жизнь. Замкнутый круг, из которого можно выйти только через веру и воцерковление.

Есть немало примеров среди современных семей, которые живут в счастье. Их объединяют совместный труд и молитва, совместное участие в церковных таинствах и жизни прихода, совместная помощь близким родственникам и посторонним нуждающимся, совместные праздники, обеды и ужины с общением без телевизора. В таких семьях дети вместе с родителями изучают историю своего рода и составляют родоводы, ухаживают за могилами предков и братскими захоронениями, ходят в походы, изучая исторические и культурные особенности своего края. В таких семьях есть маленькие тайны у папы с детьми перед днем рождения мамы, а у мамы с детьми перед днем рождения папы. Каждый готовит свой подарок к празднику, чтобы порадовать другого вниманием. В таких семьях в воскресные и праздничные дни вкусно пахнет пирогами, в доме всегда уютно и комфортно всем: и взрослым, и детям. В таких семьях родители с детьми изучают Священное Писание не ради знания, а ради жизни по Евангелию.

Мы радуемся, что в нашей гимназии есть много таких семей. Это Андрей Николаевич и Людмила Анатольевна Курилович, Иван Александрович и Татьяна Николаевна Клименок, Игорь Станиславович и Ирина Петровна Рындевич, Николай Кондратьевич и Кристина Ивановна Гордынец, Андрей Геннадьевич и Ирина Владимировна Орлович, Михаил Алексеевич и Жанна Зифридовна Босацкие, Сергей Александрович и Ирина Михайловна Филистович и многие, многие другие.

В гимназии с помощью этих родителей налажена четкая система по взаимодействию с семьей, оздоровлению внутрисемейных отношений, семейному воспитанию и подготовке учащихся к семейной жизни. В статусе инновационной площадки Министерства образования Республики Беларусь осуществляется реализация проекта «Внедрение модели взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения в современной социокультурной среде». Научный консультант: Чечет Виктор Владимирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры частных методик Института повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».

В рамках проекта организуется родительский клуб со школами отцовства и материнства, лектории и кинолектории для родителей и старшеклассников о ценностях семейной жизни, конкурсы родоводов, волонтерские акции, краеведческие экспедиции, фольклорные праздники и изучение народной культуры. К работе активно привлекаются священнослужители — в соответствии с Программой сотрудничества Министерства образования с Православной Церковью.

Работа в обозначенных направлениях очень сложная и требует от педагога профессионализма и нравственных качеств, которые будут помогать работать над собой: никому не читать нотаций, не искать виновных, но при любых обстоятельствах стараться находить истину, обязательно учиться уважать мнение своих учеников и их родителей, быть справедливым. Ведь доверие к себе учитель приобретает компетентностью, искренностью, умением хранить тайну и дорожить словом. Надо научиться ждать, не гоняться за любовью детей, она сама придет, когда ее заслужишь. Она обязательно придет, если будешь верен своему делу и искренне сам полюбишь тех, кто волей судьбы находится рядом.

Список использованных источников:

  1. Быть верным Богу: книга бесед со Святейшим Патриархом Кириллом/ сост. А.В. Велько. – 2-е изд. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2010.
  2. Едут новоселы. Текст песни композитора Е. Родыгина на слова Н. Солохиной [Электронный ресурс] – Москва, 2012. – Режим доступа: http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/po/ 15.php. Дата доступа: 19.01.2013.
  3. Родительский дом. Текст песни М. Рябинина [Электронный ресурс] – Москва, 2012. – Режим доступа: http://www.pojelanie.ru/zastol/pesni/po/ 15.php. Дата доступа: 19.01.2013.
  4. Сайт БГУ. [Электронный ресурс] – Гомель, 2012. – Режим доступа: http:// gomel-experts.org/belarus/. Дата доступа: 20.01.2013.
  5. Сайт социологических исследований. [Электронный ресурс] – Минск, 2012. – Режим доступа: http://bdg.by/news/society/16300.html. Дата доступа: 20.01.2013.
  6. Святитель Николай Сербский Мысли о Добре и Зле / Москва: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001.
  7. Толстой Лев. Смерть. [Электронный ресурс] – Москва, 2012. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/haron/101.htm. Дата доступа: 19.01. 2013.
  8. Церковь призывает к единству: Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / Сост. А.В. Велько.- Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010.

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации


Return to Top ▲Return to Top ▲