К 30-летию возрождения Ляденского монастыря: Одна интересная история

В прош­лом на­ше­го мо­нас­ты­ря есть пре­лю­бо­пыт­ные слу­чаи, до­с­той­ные пе­ра усер­д­но­го бы­то­пи­са­те­ля.


В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя Ля­ден­с­кий мо­нас­тырь ни­ког­да не был бо­га­тым. На­з­на­чен­ное го­су­дар­с­т­вом обес­пе­че­ние мо­нас­ты­ря по тре­ть­е­му клас­су бы­ло не­ве­ли­ко, по­э­то­му оби­тель бы­ла тес­но свя­за­на с ок­ру­гой хо­зяй­с­т­вен­ны­ми уза­ми. И час­то ме­ж­ду мо­нас­ты­рём и жи­те­ля­ми со­сед­них по­се­ле­ний воз­ни­ка­ли кон­ф­лик­ты, свя­зан­ные со спо­ра­ми о зем­лях, ле­сах, се­но­ко­сах, по во­п­ро­сам вы­п­ла­ты арен­д­ных де­нег и ох­ра­не мо­нас­тыр­с­ко­го иму­ще­с­т­ва.

К примеру, однажды у нового управляющего Ляденским монастырём иеромонаха Илария произошёл конфликт с местными жителями. Причиной тому была поставленная им «должная ограда», которая перегородила крестьянам «и бродившему по улице скоту» вход в монастырский двор и к колодцу. Крестьяне заявляли, что монастырский двор ― «это их ойчизна».

Национальный исторический архив Беларуси сохранил следующую интересную историю, живописно передающую нравы того времени, сопутствовавшие мирной монашеской жизни.

Вечером 18 сентября 1886 года на монастырском гумне произошла кража: были похищены ременной пас с молотилки стоимостью 15 рублей и зерно на 10 рублей. Урядник произвёл обыск, но ничего не нашёл. Тогдашний управляющий Ляденским монастырём иеромонах Венедикт 19 сентября 1886 года происходившие события описывал правящему архиерею следующим образом (орфографию сохранил, по возможности, авторскую):

«Подозрение, по общему заключению, пало на двух монастырских рабочих с участием Исаевичевых, которые проживают в местечке Лядах, но жители соседи до такой степени от Исаевичевых в страхе, что при допросе поделались почти немыми.

В предосторожность секретно мне передали, что высланные мною рабочие сговаривались обокрасть игумена Всеволода (предыдущего управляющего обителью. – Прим.), о чём тот предварённый, во время служения всенощной высылал несколько раз своего келейника, чем самым и помешал злодейскому намерению, а когда Исаевичевы дознали, что препятствием их замысла был крестьянин Адам Рак, проживающий в м. Лядах, то они, застигши Рака на выгоне, избили его до полусмерти и ежели-бы на крик убиваемаго не прибежали сторонние люди, то Раку на белый свет смотреть пришлось бы недолго, а когда Рак подал жалобу, то свидетели, жители Ляд, боясь мщения Исаевичевых наравне с огнём, от показаний уклонились.

Исаевичевы при жизни игумена Всеволода привыкли располагать монастырскими пожитками как своею собственностию и своими варварскими действиями подчиняли Всеволода под своё над ним влияние, как страшливаго ребёнка. Обыск у Исаевичевых после кражи возбудил ко мне жестокое негодование, и они, кроме личных оскорблений, публично высказываются много ещё сделать вреда монастырю, даже украсть и лошадей.

Стараясь, на сколько можно, охранить монастырь от злодеяний, я едва мог нанять ночнаго сторожа, обещая ему защитительное оружие. Приглашаемые в караульные публично заявляют, что ежели согласиться охранять монастырь, из коего Исаевичевы пользовались как из собственных кладовых, значить нада ожидать или быть обворованными, или убитыми, или подожжонными. В виду такой опасности я доношу Вашему Преосвященству и всепокорнейшее прошу защитить убогий монастырь от угрожающей опасности чрез кого следует, и тем водворить мирный покой.

При сем присавокупляю, что находящийся в Ляданском Монастыре, по указу Минской Духовной Консистории от 31-го Марта 1886 года с №2755-м, на эпитимии, крестьянский мальчик Савва Пахоменко за умышленное поджигательство строений и похищение денег, тайно отлучается в ночное время к Исаевичевым, и из его Пахоменка капризов заметно, что Исаевичевы имеют его своим орудием, через которое может совершится всё; то благоволите Ваше Преосвященство освободить Ляданскую обитель от внутренняго врага, грубаго и своенравнаго».

Минская духовная консистория 13 мая 1887 года просила Игуменское полицейское управление вести «бдительный надзор за действиями» Исаевичевых «для предупреждения подобных краж на будущее время». Вопросом крестьянского мальчика Саввы Пархоменко, подозреваемого в содействии ворам, должна была также заняться полиция.


Return to Top ▲Return to Top ▲