Неманицкий пастырь Арсений Волотовский

Священник Арсений Волотовский прослужил на неманицком приходе с 1 сентября 1902 года по 1 мая 1917 года[1]. Его путь пастыря пришелся на не простые времена.

Времена перемен в жизни страны и церкви. Период, когда насилие и агрессия в отношении веры Христовой набирали силу. Не смотря на  растущее с геометрической прогрессией революционное безумие умов его современников, неманицкий священник с заботливостью отца, уделял пристальное внимание существованию и работе приходских школ, жертвуя порой от себя и силы, и средства; проявлял пастырское творчество и жертвенность в работе с прихожанами и коллегами священниками; участвовал и делом, и словом в помощи более бедным коллегам и их семьям. В его бытность настоятелем нашего прихода церковно-приходская школа даже в годы I мировой войны продолжала свою миссию, обучая 103 ученика в две смены[2].

О дате рождения отца Арсения Минские епархиальные ведомости не говорят. Об этом свидетельствует молчаливо надгробная надпись на могиле отца Арсения, которая находиться на неманицком кладбище. Родился Арсений Волотовский в 1869 году. Впервые его упоминают в ведомостях в разрядных списках учеников, по которым мы можем получить представление о времени его обучения в Слуцком духовном училище. В ведомостных списках за 1883 год Арсений Волотовский определяется на переэкзаменовку по латинскому языку в первом классе училища[3]. А в списках 1886 года он числится в четвертом классе[4]. После завершения обучения в стенах духовного училища он поступает в Минскую семинарию. В 1889 году его переводят во второй класс семинарии[5]. По непонятной причине, в третьем классе он окажется лишь в 1893 году[6]. По спискам 1894 года мы узнаем, что он уже в четвертом классе и что, оказывается, он обучался вместе с Тимофеем Давидовичем[7], будущим священником с.Неманицы, с которым Волотовский поменяется приходом, перейдя на место последнего. В 1895 году ученику шестого класса Арсению Волотовскому помогают сапогами[8]. А летом  того же года Арсений уже выпускник Минской духовной семинарии. По этим спискам мы узнаем, что наш будущий пастырь учился еще и с будущим строителем храма святого Николая Чудотворца в Смолевичах Владимиром Зенюком[9].

В июне Арсений Волотовский был студентом, а 18 октября 1895 года его определяют псаломщиком к Горновской церкви борисовского уезда вместо умершего 5 августа Адама Москалевича[10]. Очень ярко описывают духовно-нравственный уровень горновских прихожан ведомости Святейшего Синода за 1895 год, которые по случаю дня рождения умершего Государя «постановили закрыть все питейные заведения в районе прихода…»[11].

Прослужив на своем первом приходе псаломщиком всего три месяца, Арсений Волотовский примет священный сан иерея 28 января 1896 года[12], и будет назначен настоятелем Дубровской церкви бобруйского уезда[13]. Ему повезет, эту церковь построили совсем недавно в 1885 году за казенные средства размером 7116 рублей[14].

Надо сказать, что дубровский период служения для отца Арсения станет очень важным профессиональным стартом. Дело в том, что село Дуброва (современный Светлогорский район), на тот момент, имея новый храм святителя Николая Чудотворца, располагалось в 25 км от известного центра православного духовного образования и воспитания девушек – Паричского женского духовного училища. Эти два населенных пункта и сейчас существуют и располагаются в одном районе страны. В современном агрогородке Дуброва возвышается новый храм святителя Николая Японского.

Так вот новоиспеченный священник Арсений всецело, что для молодого человека удивительно, погрузился в работу и прихода, и Паричского училища. В 1899 году его выбирают членом ревизионного комитета по экономической деятельности училища[15]. Чуть позже его же избирают членом правления «Общества вспомоществования нуждающимся воспитаницам Паричского женского училища духовного ведомства»[16]. В 1899 году Епархиальный Училищный Совет возвращает ему 419 рублей 42 копейки за то, что он за свои деньги купил и оборудовал дом для работы дубровской церковно-приходской школы[17].

Все сказанные новости не появились бы в газете, если б отец Арсений не уделял каждодневно свое внимание этим двум направлениям его настоятельской работы на приходе с. Дуброва.

Совершено, уникальна по своей информативности самого характера, менталитета отца Арсения, и в целом пастырей его поколения, новость 1901 года. Речь вообще не о приходе Дубровской церкви. В селе Поблине, бобруйского уезда местный священник Сергей Зубкович за свой счет организовал новогоднюю елку для учеников церковно-приходской школы и их родителей. Закончилось торжество «показывание картин при помощи волшебного фонаря, привезенного священником с.Дубровы о.Арсением Волотовским»[18]. Как это возможно, ведь и сейчас расстояние между этими прихода 94 км!? И какое творческое отношение к работе школы: использование современных средств визуализации темы в педагогическом процессе. Как результат ответственной работы – в 1901 году отцу Арсению объявлена благодарность от Епархиального Училищного Совета[19]. В 1902 году старостой при нем упоминается Никита Друзик[20].

Прослужив на Дубровском приходе 6 лет в активном труде, иерей Арсений приобрел важный опыт пастырской деятельности, во все времена многофункциональной и многосторонней. Опыт этот он преумножил на своем последнем приходе в селе Неманица. С 1 сентября по старому стилю 1902 года Арсений Волотовский назначен настоятелем нашего прихода вместо своего однокурсника по Минской духовной семинарии Тимофея Давидовича, который в свою очередь направлен был на место отца Арсения. Новый путь 33-летнего пастыря будет длинной в 15 лет: и опять в работе и трудах по созиданию прихода и общества вокруг себя силой Христовой. Но путь, полный боли и трагизма, изменивших круто жизнь отца Арсения и его потомков.

К моменту появления нового пастыря в Неманице трудами предыдущих настоятелей уже системно работала крупная церковно-приходская школа и школы грамотности. Отцу Арсению предстояла задача: все это сохранив преумножить. Многочисленные благодарности, полученные им в неманицкий период в 1906, 1907, 1908, 1910[21],  свидетели того, что ему это удалось. В 1907 году его активная работа в школьном вопросе была отмечена на уровне Синода, от имени которого он был награжден «Библией»[22].

В этот период старостой храма был Павел Бурко[23]. Псаломщиком с 1897 года Владимир Гахович. С 1907 года отец Арсений член благочиннического совета и строительного комитета округа[24]. В 1908 году награжден фиолетовой бархатной скуфьей[25], а 1914 – камилавкой[26]. В 1912, 1913, 1914 годах – член ревизионного комитета Минского училища[27].

Как пишут ведомости, в 1910 году 25 июля отец Арсений участвовал в торжественном освящении храма святителя Николая в Смолевичах, который построил его товарищ и одноклассник по семинарии отец Владимир Зенюк[28]. А в 1911 году он принимал участие в крестном ходе по случаю перенесения иконы преподобной Евфросинии Полоцкой из самостоятельного прихода с.Оздятич в приписную д.Дроздино[29].

Как видно, священник Арсений Волотовский принимал активное участие в жизни своего прихода, благочиния и даже епархии в целом. И, наверное, неманицкому пастырю еще служить и свершать много великих дел, да только трагическая смерть в 1917 году оборвала его жизнь и в какой-то мере оборвала и жизнь прихода. Странно, но после его смерти нет никаких сообщений в епархиальных новостях до последнего 1920 года работы издания, будто приход исчез с лица земли. Прервали жизнь и труды неманицкого священника китайские рабочие, строившие в Неманице дорогу, которая так до сих пор местными жителями и именуется «китайкой». Как сообщают ведомости в 1917 году: «Убит…толпой вооруженных дубинками и ножами китайцев, явившихся в его усадьбу с целью грабежа – 1 мая»[30].

Тело убитого пастыря было погребено, по преданию сторожил, у стен храма. В 1942 году было совершено перезахоронение его и его же внука Арсения Ивановича в одной могиле на местном кладбище. По свидетельству верующих и родственников умерших очевидцев перезахоронения, когда был поднят гроб с останками  отца Арсения, то его тело имело желтоватый цвет кожи, целостность тела не была нарушена. Что весьма странно, так как прошло с момента смерти до перезахоронения 25 лет. В памяти неманиччан отец Арсений продолжает и ныне волновать сердца и души верующих своей жертвенностью, преданностью делу церковному, готовностью помогать.

Автор иерей Антоний Семилет

[1] МЕВ 1902, № 18, С.360; 1917, № 9/10, С.44.

[2] Волкова Е.Ф., Сеферова Н.И. Реквием 10-му «А». Воспоминания и стихи о Великой Отечественной войне. – М: МЕЙЛ ТЕХНОЛОДЖИ, 2022. – С. 180

[3] МЕВ 1883, № 14, С. 363

[4] МЕВ 1886, № 19, С. 391

[5] МЕВ 1889, № 21, С. 505

[6] МЕВ 1893, № 2, С. 27

[7] МЕВ 1984, № 6, С. 137

[8] МЕВ 1895, № 24, С 588

[9] МЕВ 1895, 14, С. 276

[10] МЕВ 1895, № 16, С. 332; МЕВ 1895, № 21, С. 465

[11] ЦВ 1895, № 47, С. 420

[12] МЕВ 1896, № 4/5, С. 63

[13] МЕВ 1896, № 1, С. 1

[14] МЕВ 1886, № 10, С 239

[15] МЕВ 1900, № 4, С. 75

[16] МЕВ 1903, № 21, С. 397

[17] МЕВ 1899, № 24, С. 579

[18] МЕВ 1901, № 3, С. 59

[19] МЕВ 1901, № 7, С. 110

[20] МЕВ 1902, № 24, С. 469

[21] МЕВ 1906, № 3, С.46; МЕВ 1906, № 15, С. 36; МЕВ 1907, № 1, С. 9; МЕВ 1908, №2, С. 12; МЕВ 1910, № 4, С. 45

[22]ЦВ 1907, № 19, С. 193

[23] МЕВ 1908, № 5, С. 53

[24] МЕВ 1907, № 6, С. 75

[25] МЕВ 1908, № 24, С.341

[26] МЕВ 1914, № 11, С. 139; ЦВ 1914, № 18/19, С.191

[27] МЕВ 1913, № 8, С. 210-211; МЕВ 1914, № 10, С. 131

[28] МЕВ 1910, № 16, С. 368

[29] МЕВ 1911, № 17, С. 544-545

[30] МЕВ 1917, №9/10, С. 44


Return to Top ▲Return to Top ▲