Пастыри бытчанские
В современном агрогородке Бытча Борисовского района стоит на возвышенности древний храм Святой Троицы. Этот памятник православного каменного зодчества 1891 года строения. Храм и его прихожане были свидетелями многих событий в истории нашего народа. Не были никогда в стороне и православные пастыри-настоятели, всегда в гуще событий, прямые участники, деятельные созидатели-просветители, труженики.
История этой общины верующих во Христа насчитывает многие сотни лет. Изучение глубин истории корней бытчанской веры еще ждет своего исследователя. Мы же попытаемся приоткрыть завесу и заглянуть в историю прихода через призму биографий его пастырей в период с 1859 по 1920 года. Такой временной отрезок обусловлен простым мотивом доступности исторического материала в церковной периодике по «житиям» священников-настоятелей каменного храма. Ведь первый каменный храм появился не в 1891, а в 1868 году[1].
Какие же священники несли свой крест пастырства на Бытчанской земле в указанный период?
Протоиерей Иоанн Проволович 1859 г. – 23.01.1868 г.
Иерей Василий Радкевич 23.01.1868 г. – 01.04.1874 г.
Иерей Феодор Адамович 10.05.1874 г. – 16.02.1910 г.
Иерей Илларион Пастернацкий 01.07.1910 г. – 16.07.1910 г.[2]
Иерей Илларион Бразовский 16.06.1910 г. – 1920 г. …
Минский протоиерей Иоанн Проволович
Отец Иоанн Проволович родился в 1833 году в семье дьячка села Павловичи Бобруйского уезда Проволовича Михаила. Духовное образование получил в Минской семинарии, которую окончил со званием «студента» в 1857 году. В ноябре того же года был рукоположен в диакона, а 21 числа во священника. С его первым приходом возникают вопросы, так как Радчицкий храм Борисовского уезда, указанный как место его первого пастырского опыта[3], в Борисовском уезде по данным ведомостей не существовал. Но зато такой приход храма Рождества Пресвятой Богородицы 1841 года строения был в Пинском уезде[4].
Пребывание на первом приходе продлилось не долго. В 1859 году молодого пастыря переводят служить в церковь Святой Троицы села Бытчи Борисовского уезда. На этом приходе отец Иоанн проявит яркие качества педагога, руководителя-хозяйственника, благодаря которым его приметит епархиальное начальство, что в последствии сыграет важную роль в его дальнейшем пастырском пути.
С 5 августа 1859 года он, исполняя непосредственные обязанности священника, работал и законоучителем Бытчанского училища при местном храме. А с 1863 года при Бытчанском народном училище[5]. С 12 октября 1866 года его назначили управляющим Борисовским благочинием.
Придя на приход, отец Иоанн получил в наследство старый деревянный храм из униатского прошлого. Тут и проявились его организаторские и хозяйственные качества неравнодушного пастыря. Он не стал ждать «манны небесной» и иного «самопроизвольного чуда». А планомерно, но системно, решил с помощью Божьей вопрос о постройке нового храма. Начало строительства нового каменного храма пришлось на 1862 год. И хотя уже в 1863 году храм был готов, его окончательное возведение и освящение состоялось в 1868 году[6].
23 января 1868 года отца Иоанна перевели в Борисов служить священником собора Воскресенья Христова. Так же его назначили благочинным. К этому моменту после пожара 1865 года вся воскресенская община ютилась в малом, холодном и старом кладбищенском храме святого Андрея Юродивого. Разделил все тяготы и новый помощник настоятеля.
В борисовский период священник Иоанн продолжил преподавательскую работу. Он вел Закон Божий в Борисовском уездном училище. Он же основал школу грамотности в борисовской тюрьме, где преподавал Закон
Божий и иное[7].
В 1869 году 10 мая указом № 2112 Св. Синода был награжден скуфьей[8]. Будучи директором Борисовского отделения губернского комитета попечительного о тюрьмах общества, за усердное и живое участие, в 1870 году ему была объявлена благодарность вице-президентом комитета и епископом Александром с занесением в личное дело[9]. 8 августа того же года иерея Иоанна Проволовича перевели служить священником в Минский кафедральный собор[10].
В Минске отец Иоанн прослужил 30 лет. Три десятка насыщенной и плодотворной жизни и деятельности. С 27 марта 1872 года он работал законоучителем 1-го Минского приходского училища[11]. С 1871 по 1877 год состоял в правлении Минского духовного училища. 1 ноября 1872 года состоял в Епархиальном Попечительстве. В 1871, 1886, 1887 был в составе ревизионных комиссий по проверке экономической деятельности Минской духовной семинарии[12].
8 апреля 1873 года был награжден камилавкой[13]. 27 января 1874 года был назначен редактором Минских епархиальных ведомостей, преподавателем русской истории и географии в женском училище девиц духовного звания[14]. 21 июня 1874 года указом Св. Синода за № 1816 его назначили штатным членом Минской духовной консистории[15]. С 1875 года член Строительного комитета по ремонту и перестройке Минского духовного училища[16]. Секретарь Минского благотворительного общества. В 1881 году удостоили права ношения золотого наперсного креста с украшениями за 10-летнюю службу членом правления окружного училища и семинарии[17].
23 декабря 1883 года, уволили из консистории и назначили настоятелем минской кладбищенской церкви[18].
С 1 сентября 1886 года был избран благочинным церквей городского округа[19]. 12 апреля 1887 года возвели в сан протоиерея[20]. В 1888 году наградили орденом св. Анны 3 степени[21]. Имел опыт работы духовным следователем в 1889 году[22]. С 26 июля 1891 года нес послушание благочинного нового объединённого благочиния 1 округа Минского уезда[23]. 15 мая 1891 года наградили орденом св. Анны 2 степени[24]. В 1896 году – орденом св. Владимира 4 степени[25].
Такая напряженная работа требовала от протоиерея Иоанна полной самоотдачи. Среди современников он был известным трудоголиком. Это в свою очередь привело к надрыву его природного здоровья. Попытки восстановить жизненные силы не дали результатов и 19 сентября 1900 года на 67 году жизни и 43-летии священства он почил[26].
Иерей Василий Радкевич
О пути и служении отца Василия по материалам Минских епархиальных ведомостей мы знаем мало.
Родился Василий Родкевич в 1835 году. Из короткой заметки некролога так же знаем, что он отлично учился в семинарии, о чем свидетельствует звание «студента», данное ему по окончании обучения. 21 ноября 1858 года он принимает священный сан[27]. Мы не знаем на каких приходах 10 лет до Бытчи служил иерей Василий. Священником он прошел путь равный 16 годам, из них 6 лет он посвятил приходу Святой Троицы в селе Бытча Борисовского уезда: с 1868 по 1874.
Время служения отца Василия на Бытчанском приходе совпало с освящением в 1868 году нового каменного храма. 1 апреля 1874 года его перевели на Гнездиловичский приход церкви Рождества Пресвятой Богородицы[28]. Но через два с половиной месяца 17 июня того же года в возрасте 39 лет он скоропостижно умер[29]. Его вдова Юлия Радкевич работала просфирнею с 1876 года в Бытче без жалования, но имела право пользоваться землей[30]. Так же ведомости называют имя сына отца Василия Ксенофонта, окончившего в 1885 году Минскую семинарию[31]. Знаем и имя дочери иерея Ксенофонта, и внучки отца Василия Лидия[32].
Иерей Феодор Адамович
Отец Феодор прослужил в Бытче ровно 30 лет. Это большой промежуток времени, за который он пережил рождение своих детей[33], а также тяжелую ситуацию с каменным храмом, оказавшимся закрытым из-за аварийности. Он прошел это, построив собственноручно, за свои личные средства новый деревянный теплый храм. Казалось, что ситуация давала повод опустить руки поддавшись течению уныния, впасть в печаль и бездействие. Но наш пастырь не только, как видим, не пал духом, но и всем прихожанам показал крепкий пример силы веры и трудолюбия. Что в будущем принесло плоды в виде строительства нового каменного храма на месте прежнего аварийного.
Он был видным педагогом и просветителем, неоднократно удостаивался от епархиального начальства благодарностей по этому поводу[34].
По дате окончания семинарии, можем предположить, что родился Феодор приблизительно в промежутке с 1848–1850 гг. Родом он был из Слуцка. Родился и рос в семье слуцкого дьячка. Учился в Минской семинарии с 1863 по 1869 гг. Живой эпизод находим в официальных ведомостях 1868 года. Просто таблица с именами студентов, которые опоздали с Рождественских каникул. Федор пропустил два дня и ему начислили штраф 50 копеек. Он не явился вовремя с каникул, проведя их в селе Узляны Игуменского уезда у местного священника[35]. Почему не дома с родителями? На этот вопрос дает ответ заметка ведомостей 1869 года. Его отец к окончанию Федором семинарии в 1869 году[36] уже числился умершим[37].
По окончании семинарии со вторым разрядом, Федор Адамович не сразу стал священником. Лишь 26 августа 1871 года он принял рукоположение во иерея и был назначен на свой первый приход Матвеевичской церкви Игуменского уезда[38]. Но на первом приходе он прослужил два года, после чего 15 ноября 1873 года его благословили служить в Мхеринской церкви Борисовского уезда[39]. По неизвестным причинам его настоятельство на данном приходе продлилось полтора месяца. 1 января 1874 года его назначили на предыдущий приход[40]. А через пять месяцев 10 мая 1874 года его назначили настоятелем храма Святой Троицы в селе Бытча Борисовского уезда[41].
Пять лет назад отец Федор еще был семинаристом, а теперь ему молодому пастырю пришлось принять приход с одной, но фундаментальной в буквальном смысле проблемой. Ведомости за 1875 год описали летнюю поездку епископа по приходам Борисовского уезда. Бытчанский храм был охарактеризован аварийным по причине бракованного строительного материала и допущенных ошибках в строительных работах[42]. А в описании храма за 1879 год читаем дополнительные данные о том, что из-за того, что в стенах не были сделаны надлежащие скрепы по ним пошли большие трещины. Храм описали как аварийный[43]. Такое наследство многих бы отпугнуло и удручило. Но что читаем в новостях? Во-первых, что отец Феодор «не сбежал» от проблемы, продолжил нести послушание настоятеля, решал обыденные вопросы жизни прихода[44]. Во-вторых, он, не дожидаясь решений комиссий и их членов, взял и сам построил в 1882 году рядом с аварийным храмом деревянную теплую церковь святителя Николая, на что потратил 620 рублей. Такое вот чудо человеческой веры. За этот поступок отца Феодора одарили благодарностью от епископа[45]. Через год каменный храм закрыли и вовсе.
В 1888 году наконец начали строительство новой каменной церкви на месте старой аварийной. Длилось строительство до 1891 года. Такое благополучное разрешение ситуации с храмом воодушевило не только местных прихожан. За 1892 год читаем заметку о том, что капитан лейб-гвардии Гренадерского полка Степан Адамович вместе с прихожанином церкви в селе Бытча Карпом Мигуцким предприняли инициативу по сбору средств для нового построенного храма[46].
В 1893 году отец Феодор снова становиться участником объявления благодарностей от правящего архиерея в связи с тем, что он пожертвовал на починку Никольской деревянной церкви 275 рублей 56 копеек[47]. В 1899 году 25 мая его наградили фиолетовой бархатной скуфьей[48]. В 1904 году – камилавкой[49]. Умер отец Феодор 16 февраля 1910 года[50].
Иерей Иларион Бразовский
Говоря о последнем дореволюционном настоятеле каменного храма Святой Троицы в селе Бытча иерее Иларионе, стоит упомянуть, что согласно данным ведомостей, до него 15 дней «на бумаге» настоятелем храма числился иерей Иларион Пастернацкий. Не вдаваясь в подробности причин таких передвижений священника, скажем лишь то, что он пострадал от клеветников, и история эта длилась даже до 1917 года[51].
Минские епархиальные ведомости не раскрывают подробно и в красках «житейский путь» отца Илариона Бразовского. Что мы знаем? Что он учился в Пинском духовном училище с 1892 по 1896[52]. С 1896 по 1903 получил богословской образование в Минской семинарии. Он проучился на год больше так как по какой-то болезни его оставили на повторный курс в IV классе[53]. В 1904 году 22 июня ему предоставили псаломщицкое место при Койдановской церкви Минского уезда[54]. Однако по неизвестной причине он так и не явился к месту служения[55].
6 сентября того же года ему предоставлено место священника Оздамичской церкви Мозырского уезда[56]. 1 октября его хиротонисали во диакона, а 2 октября в иереи[57]. На данном приходе отец Иларион прослужил три года. 1 марта 1907 года его назначили настоятелем Рубельской церкви Мозырского уезда[58].
В 1908 году его наградили набедренником[59]. В 1909 – благодарностью за усердное отношение к церковно-школьному делу[60]. И на этом приходе он пробудет три года. Уже 2 июня 1910 года его назначили священником Дудичской церкви Игуменского уезда вместо отца Илариона Пастернацкого[61]. Но 16 июня 1910 его определили служить настоятелем в Бытчу[62]. Отец Иларион уделял важное значение образованию, о чем свидетельствуют благодарности, и укреплению народного благочестия. Так в 1912 году он организовал крестный ход с перенесением святого образа святителя Николая Чудотворца из деревни Ляховка в Бытчу. Это событие было сопровождаемо многочисленными молитвами и песнопениями, по пути произносились проповеди[63]. В 1914 году его наградили скуфьей[64], а в 1920 году – камилавкой[65]. Эта новость последнее упоминание в ведомостях об настоятеле Бытчанской церкви.
[1] Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. II: Борисовский уезд. Минск, 1879. С. 194
[2] МЕВ 1910, № 12, С. 132 и МЕВ 1910, № 13/14, С. 141
[3] МЕВ 1900, № 20, С. 421
[4] Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. VI: Пинский уезд. Минск, 1879. С. 166
[5] МЕВ 1900, № 20, С. 421
[6] с194; смотрите так же — https://hram-bytcha.com/istoricheskaya-spravka/
[7] МЕВ 1870, № 3, С. 21
[8] МЕВ 1869, № 13, С. 163
[9] МЕВ 1870, № 3, С. 21
[10] МЕВ 1870, № 16, С.213
[11] МЕВ 1872, № 17, С. 134
[12] МЕВ 1900, № 20, С. 422
[13] МЕВ 1873, № 9, С. 125
[14] МЕВ 1874, № 5, С. 97
[15] МЕВ 1874, № 12, С. 201
[16] МЕВ 1879, № 23, С. 637
[17] МЕВ 1881, № 7, С. 120
[18] МЕВ 1900, № 20, С. 424
[19] МЕВ 1900, № 20, С. 423
[20] МЕВ 1900, № 20, С. 425
[21] ЦВ 1888, № 19, С. 133
[22] МЕВ 1900, № 20, С. 424
[23] МЕВ 1900, № 20, С. 424; МЕВ 1891, № 15, С. 374
[24] МЕВ 1891, № 11, С. 267–268
[25] МЕВ 1896, № 11, С. 222; ЦВ 1896, № 19/20, С. 173
[26] МЕВ 1900, № 20, С. 420
[27] МЕВ 1874, № 13, С. 221
[28] МЕВ 1874, № 7, С. 120–121
[29] МЕВ 1874, № 13, С. 221
[30] МЕВ 1876, № 17, С. 332
[31] МЕВ 1884, № 21, С. 459
[32] МЕВ 1898, № 14, С. 327
[33] Варвара,1877 года рождения — МЕВ 1887, № 15, С. 347; Елизавета, приблизительно 1881 года рождения – МЕВ 1891, № 24, С.643; Евгения, приблизительно 1885 года рождения – МЕВ 1895, № 14, С. 296
[34] МЕВ 1892, № 18, С. 532–533; МЕВ 1898, № 3, С. 31–32; МЕВ 1899, № 15, С. 331
[35] МЕВ 1868, № 14, С 192–194
[36] МЕВ 1869, № 11, С. 5; МЕВ 1869, № 14, С. 181
[37] МЕВ 1869, № 2, С. 27
[38] МЕВ 1871, № 35, С. 273
[39] МЕВ 1873, № 23, С. 404
[40] МЕВ 1874, № 3, С. 67
[41] МЕВ 1874, № 10, С. 171
[42] МЕВ 1875, № 20, С. 563
[43] Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. II: Борисовский уезд. Минск, 1879. С. 194
[44] МЕВ 1876, № 15, С. 267; МЕВ 1877, № 17, С.226
[45] МЕВ 1882, № 22, С. 370–371
[46] МЕВ 1892, № 4, С. 75–76
[47] МЕВ 1893, 24, С. 543
[48] МЕВ 1899, № 12, С. 241
[49] МЕВ 1904, № 10, С. 157
[50] МЕВ 1910, № 6, С. 76–77
[51] МЕВ 1917, №13/14, С. 244–246
[52] МЕВ 1892, № 22, С. 629
[53] МЕВ 1896, № 12, С. 250; МЕВ 1899, № 19, С. 440; МЕВ 1903, № 13/14, С. 204
[54] МЕВ 1904, № 14, С. 219
[55] МЕВ 1904, № 19, С.343
[56] МЕВ 1904, № 18, С. 330
[57] МЕВ 1904, № 21, С. 374
[58] МЕВ 1907, № 6, С. 75
[59] МЕВ 1908, № 24, С. 342
[60] МЕВ 1909, № 14, С. 55
[61] МЕВ 1910, № 12, С. 132
[62] МЕВ 1910, № 13/14, С. 141
[63] МЕВ 1912, № 18, С. 708
[64] МЕВ 1914, №15, С. 226
[65] МЕВ 1920, № 1, С. 14