Виленский протоиерей Иоанн Волочкович

Священник Иоанн Волочкович был клириком Борисовского собора Воскресенья Христова. Его путь пастыря и начался с храма на Березине. В нашем городе он прослужил семь лет при настоятельстве собором протоиерея Романа Пастернацкого. Доминантой профессионального пути отца Ивана была в том числе и педагогическая деятельность, его и рукополагали с должности учителя Минской классической гимназии.

Изучая судьбу борисовского пастыря, поражаешься ее географии: учеба в Пинске в училище, потом в семинарии в Минске, потом в Московской духовной академии в Сергиевом Посаде, после которой работа учителем в Вильно, и опять – в Минске. И вот став священнослужителем, его маршрут жизни был таков: Борисов, Минск и опять Вильно, где и прослужил отец Иоанн до своей смерти 20 лет. И все эти 33 года пастырства он, одновременно со священством – законоучитель, учитель русского языка, педагогики, истории и прочего.

Кроме того, его перу принадлежали статьи, публикуемые в таких периодических изданиях как Виленском календаре, в Литовских епархиальных ведомостях и Минских епархиальных ведомостях. Статьи разнопланового содержания. Это и богословского, пастырской практики, святоотеческого и, последние годы, статьи библейского богословия, экзегетики. Так же, читая так называемые Епархиальные хроники, связанные со служением местного архиерея, постоянно фиксируем факты частого проповедничества отца Иоанна. Его слова-проповеди тоже отражались в публикациях епархиальных СМИ[1].

Итак, каков путь этого яркого пастыря-богослова, публициста-проповедника, педагога? Мы не смогли раздобыть информацию о месте рождения Ивана Осиповича Волочковича. Однако анализ даты окончания его учебы в Пинском духовном училище в 1869 году[2] говорит нам о том, что поступил он в данное учебное сословное заведение в 1865 году, так как срок обучения в училище того времени 4 года. Из этой даты мы заключаем, что родился Иван приблизительно в 1855 году. Откуда знаем? А просто потому, что в те времена сословные законы работали таким образом, что дети из духовного сословия поступали в училище в большинстве случаев с 10 лет.

В том же 1869 году, согласно ведомостям, он принят и учится в Минской духовной семинарии[3]. И надо сказать учится успешно, это тоже становится понятно из списка учеников, окончивших семинарию в 1875 году. В нем Иван Волочкович в Первом разряде и ему присвоено звание студента[4]. Аттестат об окончании он получил, согласно его Личному делу в Московской академии, 19 июня 1875 года[5]. Ну и сам факт, что в августе того же года студент семинарии Волочкович поступает в Московскую духовную академию, тоже говорит о его успехах в учебе. Вступительные испытания в Московской духовной академии он сдал на 4[6]. С сентября 1875 года он принят в число студентов академии на первый курс[7]. Судя по Табелю успеваемости имея отличное поведение в 5 балов, учеба в академии не была легкой прогулкой. Оценки его в среднем бале равнялись 4 с минусом[8]. Проучившись первый курс, он получил право перехода на второй[9]. Однако уже 22 августа 1876 года Иван пишет в прошении на имя ректора академии архимандрита Михаила следующее: «Расстроенное здоровье не дозволяет мне продолжать дальнейшее образование при Московской Академии»[10].

Но талантливого юношу в 1876 году определили учителем русского языка и истории в Виленское уездное училище. Проработав в нем год в 1877 году Иван Волочкович уже преподает в Минской гимназии[11]. В 1878 году его рукополагают во священники и направляют служить в собор города Борисов с 15 августа[12]. Став помощником настоятеля, он сменил почившего 31 июля того же года от тифа отца Стефана Мацкевича. В Борисове он так же продолжает заниматься любимым делом педагогикой[13]. В 1884 году исправлял обязанности благочинного 1 Борисовского округа[14].

В 1885 году он переводиться в Минск в кафедральный собор на должность ключаря и благочинного церквей города Минска[15]. Но уже в 1886 году, согласно прошению, его освобождают со всех должностей (16 августа — с ключаря и священника кафедрального собора, а с сентября и благочинного), и дают возможность заниматься любимым делом – преподаванием. Он занимает должность законоучителя и учителя русского языка в Минском женском училище духовного ведомства[16]. В 1887 году его награждают скуфьей[17]. В 1891 году законоучителя женской гимназии награждают камилавкой[18]. В конце же 1891 года на посту законоучителя Минской гимназии его сменит Василий Павлюкевич, а сам же отец Иоанн переберется служить в уездный город Шавли, Ковенской губернии. Его назначат законоучителем в местную гимназию[19].

Проработав в Шавли год в 1892 он перешел на вакантное место законоучителя 1-й Виленской гимназии[20]. К 1893 году он уже настоятель церкви средних учебных заведений города Вильны[21]. Продолжая свою пастырскую деятельность в виленский период своей карьеры, он проявит себя в еще больших красках проповедника, богослова, публициста и педагога. За что в 1896 году его наградят наперсным крестом от Синода[22].

В 1901 году его награждают 14 мая за архиерейским богослужением саном протоиерея[23]. В 1905 – орденом святой Анны 3 степени[24]. В 1907 году 7 февраля его определяют благочинным церквей города Вильны[25], а 24 мая – настоятелем Пречистенского собора города Вильны[26]. И при столь огромной должностной загруженности, он продолжает самоотверженно заниматься преподаванием, что является сильным примером и современному пастырю-чиновнику. 2 апреля 1908 года его назначают еще и духовным цензором[27].

Столь плотная деятельность пастыря как церковного чиновника, публициста, настоятеля и священнослужителя помноженная на ответственное отношение к делу подорвали его здоровье. В результате чего 27 января 1911 года в возрасте 58 лет сердце бывшего борисовского пастыря остановилось от паралича[28].

Материал подготовил иерей Антоний Семилет

[1] «Универсальный характер Христианства» – МЕВ 1888, № 19, С. 497–505

«Место человека во вселенной» – МЕВ 1890, № 18/19, С. 531–544

Изданные статьи в Виленском календаре: «О книге Руфь» – ЛЕВ 1895, № 50, С. 520

«О книгах Царств и взятых из них церковно-богослужебных чтениях» — ЛЕВ 1896, № 51, С. 543

«Святитель Феодосий Углицкий, архиепископ Черниговской, мощи которого открыты 9 сентября 1896 года» — ЛЕВ 1896, № 50, С. 519

«О первой книге Ездры» и «Новое чудо Знамения Божией Матери, явленное в городе Курске» — ЛЕВ 1899, № ½, С. 18

«О третьей книге Ездры» — ЛЕВ 1902, № 51, С. 425

[2] МЕВ 1869, № 14, С. 186

[3] МЕВ 1869, № 17, С. 238; МЕВ 1870, № 18, С. 249

[4] МЕВ 1875, № 12, С. 163

[5] ЦГА Москвы (Центральный государственный архив). Ф. 229, оп. 4, д. 777.  – Л.2 – данные в публичном доступе по адресу: https://yandex.ru/archive/catalog/db66d74e-8034-4c35-a972-89f0b6c0e7fc/6

[6] ЦГА Москвы. Ф. 229, оп. 4, д. 4958.  – Л. 1– данные в публичном доступе по адресу: https://yandex.ru/archive/catalog/4c3cc5cf-6b64-401b-9a26-9c109e0f187d/58?text=Иван+Волочкович&snippet=стов+тихон.+1.+%5C007%5BИван%5C007%5D+%5C007%5BВолочкович%5C007%5D.

[7] ЦГА Москвы. Ф. 229, оп. 4, д. 777.  – Л.4

[8] ЦГА Москвы. Ф. 229, оп. 4, д. 4958.  – Л. 54

[9] ЦГА Москвы. Ф. 229, оп. 4, д. 777.  – Л.7

[10] ЦГА Москвы. Ф. 229, оп. 4, д. 777.  – Л.5

[11] Вестник Виленского Св.-Духовского братства, № 5, С. 99

[12] МЕВ 1878, № 16, С.457

[13] Вестник Виленского Св.-Духовского братства, № 5, С. 99

[14] Вестник Виленского Св.-Духовского братства, № 5, С. 99

[15] Вестник Виленского Св.-Духовского братства, № 5, С. 99–100

[16] МЕВ 1886, № 17, С. 312; МЕВ 1886, № 19, С. 367

[17] МЕВ 1887, № 7/8, С.143

[18] ЦВ (Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде) 1891, № 20, С. 189; МЕВ 1891, № 11, С. 269

[19] МЕВ 1891, № 24, С.630

[20] ЛЕВ 1892, № 37, С. 304

[21] ЛЕВ 1893, № 9/10, С. 267

[22] ЦВ 1896, № 19/20, С. 205

[23] ЛЕВ 1901, № 19, С. 147; ЛЕВ 1901, № 20, С. 158

[24] ЛЕВ 1905, № 22, С. 199; ЦВ 1905, № 19, С. 166

[25] ЛЕВ 1907, № 5, С. 74

[26] ЛЕВ 1907, № 11, С. 92

[27] ЛЕВ 1908, № 9, С. 36

[28] ЛЕВ 1911, № 4, С. 26–27; Вестник Виленского Св.-Духовского братства, № 5, С.100


Return to Top ▲Return to Top ▲