Пленарный доклад Преосвященного Вениамина, епископа Борисовского и Марьиногорского, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорус-ского Экзархата на Первых Белорусских Рождественских чтениях

Духовное наследие святого князя Владимира

и его значение для будущего развития Беларуси

Пленарный доклад Преосвященного Вениамина,

епископа Борисовского и Марьиногорского,

председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусского Экзархата на Первых Белорусских Рождественских чтениях 2.12.15.

Ваше Высокопреосвященство, высокий Президиум, уважаемые представители науки, культуры, образования и здравоохранения, братья и сестры!

         «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих», — восклицает святой пророк и царь Давид (Пс. 142,5).

Сегодня мы так же обращаемся к нашей истории, чтобы глубже понять и оценить значение духовного выбора св. князя Владимира, 1000-летний юбилей со дня кончины которого ныне широко отмечается Православной Церковью и общественностью.

Это обращение — не просто дань памяти равноапостольному князю. Последние события в мире ярко свидетельствуют о насущной потребности в обращении к минувшему, ибо мир, по словам главы нашего государства Александра Григорьевича Лукашенко, «сошел с ума», встал на грань катастрофы. И чтобы выстоять в этом все более агрессивном, непредсказуемом мире, суметь противостоять нарастающим угрозам, нам надо твердо помнить о том духовном фундаменте, на котором зиждется благополучие государства, общества и каждого человека.

В связи с этим хочется перейти к осмыслению судьбоносного события в истории нашего народа, определившего его цивилизационный выбор, – принятие христианской веры, – и позволившего народу обрести свои лучшие нравственные и духовные качества, осознать себя творцом истории, не исчезнуть во мгле веков, и, несмотря на все испытания и невзгоды, выстоять.

В чем же суть переворота, произошедшего в дшах наших предков, что они отринули и что обрели с принятием евангельского учения?

Вот как писал об этом профессор русской истории Санкт-Петербургского университета Николай Герасимович Устрялов: «Вера во Христа Спасителя, имея основанием мир, любовь и надежду,
должнствовала неминуемо смягчить нравы, обуздать страсти, ослабить право родовой мести… Кроме того, сильнее языка, самых кровных уз родственных, соединяя людей тесными узами единоверия, она сроднила победителей с побежденными, уничтожила между ними различие и решительнее всех уставов содействовала слиянию разноплеменных обитателей Русской земли в один народ, в одно общество гражданское, внушив ему ясные понятия о будущей жизни, о добродетели, о необходимости закона, верховной власти, т.е. о таких условиях, которые служат основами государства благоустроенного».

Крещение Руси подготавливалось самим ходом нашей истории. Христианская вера была известна здесь задолго до князя Владимира благодаря тесным торговым и политическим контактам с Византией и Болгарией. Согласно летописному рассказу, князь Владимир, впечатленный проповедью греческого миссионера, послал посольство в соседние страны, чтобы испытать разные веры. Вернувшиеся из Константинополя рассказали: «Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Так Православие открылось русским людям своей духовной красотой, благолепием богослужения, богатством святости многих поколений христианских подвижников.

Таинственно, невидимо совершается обращение человека ко Христу! Мы не можем с точностью сказать, что определило выбор князя Владимира: соображения ли престижа, планы ли политические, воспитанная ли склонность к христианской вере? Знаем только, что по свидетельству летописца, жил он прежде по страстям своим. Лежали на душе его тяжкие грехи братоубийства, кровопролития, блуда. И тем более они открывались своей мрачной стороной, чем более он знакомился с евангельскими заповедями. Не случайно в летописи крещение Владимира связывается с исцелением от слепоты: «Теперь познал я истинного Бога!» — воскликнул благоверный князь, принесший покаяние о соделанных прежде грехах. Так открылся ему Свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1,9).

Крещение князя привело ко крещению всей Русской земли. Монах Иаков, черноризец Печерского монастыря, так сказал об этом в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру»: «Блаженный князь Владимир, внук Ольгин, крестившись сам, и детей своих, и всю землю Русскую крестил из конца в конец. Храмы и жертвенники идольские всюду раскопал и посек, и идолов сокрушил, города и всю землю Русскую церквами украсил, и память святым в церквах совершал пением и молитвами, и праздновал светло праздники Господни».

Сам Владимир действительно преобразился. Вместо жестокого языческого вождя мир увидел милосердного христианского правителя. «Не могу описать многие его милости — восклицает уже упомянутый монах Иаков, — милосердие проявлял не только в доме своем, но и по всему городу, не только в Киеве одном, но и по всей земле Русской. И в городах, и в селах, везде оказывал милосердие, нагих одевая, голодных кормя, жаждущих поя, странствующим покой давая; церковников чтя, и любя, и милуя, подавал им нужное, нищих и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и страждущих, всех миловал, и одевал, и кормил, и поил». Таким сохранился благоверный князь в памяти народной с добрым именем Владимир Красное Солнышко.

Начиная с городов, христианская вера стала быстро распространяться по всей Руси. Так пришло Православие и на белорусские земли.

Как же утвердилась вера христианская на нашей земле? Конечно, не княжеским мечом, но естественным образом посредством проповеди, школьного обучения, воспитания христианских убеждений. Уже сын Владимира Изяслав полоцкий запомнился современникам своим благочестием: «Бысть же сей князь тих, и кроток, и смирн, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин и иноческий, и прилежаша прочитанию божественных писаний, и отвращаяся суетных глумлений; и слезен, и умилен, и долготерпелив», — сообщает о нраве Изяслава Никоновская летопись. Очень скоро поросль Владимирова корня принесла первые ростки святости в Русской Церкви — благоверных князей Бориса и Глеба. На их примере кротости, незлобия и человеколюбия воспитывались поколения молодых княжичей. Так, Всеслав Брячиславич, князь Полоцкий крестил своих сыновей с именами Бориса и Глеба. С другой стороны, книжное просвещение влекло молодых людей и к подвижничеству. Уже в 13 лет встал на этот путь светило русского монашества прп. Феодосий Печерский, в 17 лет стал послушником первый русский летописец, в 12 лет избрала монашеский путь юная Предслава, будущая прп. Евфросиния, княжна Полоцкая.

Православная вера стала основой внутреннего единства русского народа и его тесной связи со всем православным миром, земным и небесным Иерусалимом. Так, русский паломник игумен Даниил молился в Иерусалиме у Святого Гроба Господня, где повесил лампаду от «всей Русской земли, за всех князей наших, и за всех христиан Русской земли». Здесь он молился за князей и княгинь, епископов и игуменов, за всех своих духовных чад русских. Между прочими поминал Даниил и полоцких князей Всеславичей. Духовная связь с Иерусалимом, Святой землёй ярко раскрывается в житии прп. Евфросинии Полоцкой, которая и упокоилась на Святой земле. Как благословение святой игумении в обители преподобной остался, изготовленный Лазарем Богшей, драгоценный крест, хранивший в себе многие святыни, в том числе — частицу древа Креста, на котором был распят Христос. В надписи упоминается стоимость золота, серебра и драгоценных камней, использованных для изготовления дорогого оклада, но указывается, что древо Креста Христова является бесценным. Здесь со всей ясностью выступает христианская система ценностей, в которой на первое место ставятся не материальные, а духовные блага. Христианское просвещение открыло смысл человеческой жизни, дало ответы на предельные вопросы человеческого бытия, подняло жизнь человека на новый, духовный уровень.

Но вместе с тем, в форме суеверий, народных традиций, порой даже не вполне осознанно самими людьми, продолжало существовать мировоззрение, оправдывающее грех. Вот как писал об этом известный пастырь свщмч. Иоанн Восторгов: «Внутренняя сущность язычества, какое-то обаяние зла, соблазн порока, прельщающая сила нечестия и чувственности, обольщение себялюбия, самообожние и гордыня человеческого разума, восстающего на разум Божий, начало богоборения, — все это остаётся доныне, все это составляет особый мир, против которого постоянно и неизбежно борется и должно бороться христианство».

И сегодня, размышляя над перспективой развития Беларуси, хочется подчеркнуть важность защиты и сохранения духовного наследия, воспринятого от наших благочестивых предков со времени святого Владимира. Речь идет не только о древних храмах или иконах, но также о христианских нормах и правилах жизни. Заповеди «почитай отца и матерь», «не убей», «не прелюбодействуй», «не укради» дал Тот же, Кто заповедал: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня». Когда же первая заповедь о верности Богу забывается, в постепенное пренебрежение попадают и остальные. В современном мире культ страстей приобретает небывалую популярность, словно восстанавливается древнее языческое нечестие. Снова хочется обратиться к мыслям свщмч. Иоанна Восторгова: «Христианство говорит нам, что в жизни личной, семейной, общественной и государственной мы не должны забывать, что мы — христиане, и должны как бы пропитывать святою верою, ея учением и воззрениями весь строй нашей жизни, — а современное язычество уверяет, что религия есть частное дело, она — сама по себе, а семья, общество, государство — сами по себе, что связи между ними нет и не должно быть.

Христианство, поэтому, учит нас в жизни государственной искать исполнения нашего долга пред Богом и ближними, а современное язычество учит человека отстаивать в государстве свое личное и своекорыстное право, тянуться к власти и корысти, к силе и влиянию, оценивать все не голосом нравственного долга, а соображениями удовольствия и пользы.

Христианство говорит, что нравственное и святое — вчера и сегодня одинаковы и вечны по содержанию и внутренней силе обязательности, а язычество уверяет, что нравственность и святость изменчивы и условны, и что можно нарушать легко сегодня то, что вчера еще считалось святым и неприкосновенным…»

Увы, в чертах современной культуры просматриваются признаки духовного противостояния, отмеченные отцом Иоанном Восторговым.

Как же общество, колеблющееся в своих духовных основах, будет стабильно развиваться в социальной и экономической сфере? Последование чуждому образу жизни делает подражателей непохожими на самих себя. Кроме того, внешнее подражание Западу не означает усвоения западных социальных и экономических стандартов. Скорее получается карикатура вроде празднования у нас Хэллоуина или дня святого Валентина. Зачастую за этим стоит обыкновенный коммерческий культ сбыта соответствующей «праздничной» в кавычках продукции. Между тем, на Западе совершенно очевиден духовный кризис, вызванный отходом от живой христианской веры. Причины разнообразны, но среди них определенно выступает почти незаметное, но вместе с тем и неуклонное влияние секулярного мировоззрения, которое отвергает веру в творческую и промыслительную силу Божию. В чём же будет искать себе опору западное общество перед лицом усиливающихся цивилизационных угроз?

Бездуховность таит опасность и для будущего Беларуси. Распущенный образ жизни, пьянство, наркомания причиняют вред духовному и физическому здоровью нации. Забвение традиционных семейных ценностей, разводы, аборты угрожают не только демографическим спадом, но и ставит под угрозу стабильность и даже само существование всего общества.

Поэтому сегодня так необходимо единение всех здоровых сил общества, Церкви и государства.

Обращаясь к конкретным направлениям сотрудничества, хотелось бы остановиться на важнейшем предмете соработничества, а именно – на духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

Необъяснимые вещи происходят в современном образовании. Вспомним, что просвещение и книжность пришли к нам с принятием христианской веры. Христианская школа возвышала человеческий дух, воспитывала нравственную личность. Изначально школа в Европе была церковным учреждением и давала ученикам знание о Законе Божием. Гораздо позднее школьное образование дополнилось научным и техническим знанием. Но сегодня мы видим, что задача приобретения знаний все больше оттесняет на второй план духовно-нравственное воспитание личности. На это у школы остается все меньше времени, а у педагога – сил. Только совместными действиями можно остановить вышеуказанные негативные тенденции. Церковь и школа должны перейти от разовых мероприятий к постоянной системной работе в этой области. Для этого уже создана определенная нормативная база соответствующими договрами между церковными структурами и органами управления образованием разного уровня.

Воспитательная работа не может быть успешной без опоры на семью. Популяризация традиционных семейных ценностей, противодействие пропаганде разврата и распущенности среди детей и молодёжи должна основываться на прочном союзе Церкви, семьи и школы.

Ощущается острая потребность в углублении и расширении сотрудничества и в культурной сфере. Русская православная культура в XIX и в начале ХХ века создала высокие образцы, подарив миру гениальные произведения литературы, музыки, религиозной философии. Однако сегодня в обществе превалирует потребление продуктов массовой культуры, в основном рассчитанной на невзыскательного и недалекого потребителя. Обращение к богатствам православной духовности позволит наполнить глубоким смыслом и дать новый импульс белорусской национальной культуре и искусству.

Нельзя не отметить также сферу социального служения. Церковь учит относиться к человеку как к творению Божиему. «Кто есть ближний мой?» — задавал вопрос евангельский законник. Это всякий человек, нуждающийся сейчас в твоей помощи — последовал ответ Господа Спасителя нашего Иисуса Христа. Христиане должны быть примером исполнения евангельской заповеди: «Просящему у тебя — дай и от хотящего занять у тебя — не отвращайся» (Мф. 6,42). При этом слово Божие, учит, что лечение телесных и социальных недугов невозможно без излечения болезней духовных, о чём красноречиво свидетельствует чудесное исцеление от слепоты князя Владимира.

Дорогие братья и сестры!

Согласие и взаимопонимание Церкви, государства и общества имеют свою добрую традицию и хорошую перспективу в будущем. Хочется выразить общую надежду, что Белорусские Рождественские чтения, которые планируется ежегодно проводить в Минске, внесут значимый вклад в развитие нашего сотрудничества в сфере образования, культуры, науки, социального служения для процветания нашей Беларуси. Давайте объединим наши молитвенные усилия ради благого дела. Как говорится в Евангелии: «Если двое или трое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, чего бы ни попросили, будет им» (Мф. 18,19).  Спасибо за внимание.

Борисовская епархия


Return to Top ▲Return to Top ▲