Памяти святителя Георгия (Конисского)

В текущем 2017 году исполнилось 300 лет со дня рождения свт. Георгия (Конисского) архиепископа Могилевского (1717—1795). Сорок лет занимал этот выдающийся пастырь Могилевскую кафедру. Ему суждено было служить в тяжелых условиях обострения конфессиональной ситуации в период разделов Речи Посполитой, когда ему по собственному образному выражению приходилось ходить среди волков. Святитель не только смог в эти трудные времена сохранить свою православную паству, но и возвратить в церковную ограду захваченных насилиями и обманом униатов.

Родился будущий святитель на Черниговщине в г. Нежине в семье казачьего урядника и получил мирское имя Григорий. Среди его предков встречались примеры служения не только в воинском звании, но и в звании духовном (инок одного из киевских монастырей — Иов Конисский). После учебы в Киевской духовной академии Григорий принял монашеский постриг с именем Георгий. Как талантливый преподаватель он проявил себя в стенах родной академии, где преподавал философию и богословие. В духовной иерархии он прошел здесь ступени от иеродиакона до архимандрита, а по служебной лестнице от лектора до ректора академии.

В 1755 г. последовало посвящение Георгия (Конисского) на вакантную Могилевскую кафедру. Необходимо заметить, что эта епархия была создана по решению польского сейма в 1632 г. и ее существование было гарантировано польским правительством в статьях Вечного мира 1686 г. с Московским царством. Однако в условиях католического господства и государственной анархии Речи Посполитой число православных церквей постоянно уменьшалось. Из четырех, обозначенных Вечным миром православных епархий, осталась только Могилевская или, как ее еще именовали, Белорусская. Но и здесь к сер. XVIII в. уже больше половины храмов и монастырей были обращены в унию. Когда свт. Герогий вступил на кафедру, их оставалось у православных немногим более 150. Обычными средствами для распространения унии были разъезды католических миссионеров, принуждения крепостных крестьян («хлопов» по терминологии того времени) со стороны панов католического исповедания, препятствия строительству и ремонту православных храмов, католическое крещение и воспитание детей в смешанных браках, наконец, открытые нападки и захват храмов вооруженной рукой.

В таких-то нелегких условиях пришлось начинать свое служение свт. Георгию Могилевскому. Как и некоторые его предшественники, он рассчитывал сначала на поддержку русских посланников при польском дворе. Однако скоро ему пришлось убедиться в их равнодушии к притеснениям православных. Не мог напрямую оказывать свою поддержку и Святейший Синод Русской Церкви. На начальном этапе своего служения святитель вынужден был действовать, полагаясь только на небольшое число своих самых ближайших сотрудников. Без надежды, что его жалобы будут услышаны, он решительно встал на защиту своей паствы словом и примером бесстрашия. При кафедре была открыта церковная школа, преобразованная в последствии в семинарию. В новоучрежденной типографии стали выходить необходимые церковные книги, первой из которых стал «Краткий Катехизис». Стал восстанавливаться архив при Могилевской кафедре, куда выписывались важнейшие документы об основании и имуществах православных храмов и монастырей. Результаты этой кропотливой деятельности сказались в скором времени.

В 1762 г. на российский престол вступила Екатерина II решительно настроенная в «польском вопросе». Речь свт. Георгия о нуждах православных Белорусской епархии на аудиенции у новой императрицы произвела сильное впечатление. В течение нескольких лет он готовил правовую аргументацию для защиты Православия в Речи Посполитой. В 1765 г. перед королем Станиславом Понятовским свт. Георгий произнес блестящую речь, которая была потом переведена на другие языки и стала известна в Европе.

«Вера наша вот единственное преступление, в котором нас обвиняют… Мы христиане, но христианами же утесняемся… за то, что мы не дерзаем толковать вечные Божии законы согласно с преданиями человеческими, и, так сказать, не смешиваем неба с землею, за то, говорю, называют нас схизматиками, богоотступниками. За то, что страшимся противоречить с бесстыдством гласу совести, осуждают нас на заключение в темницы, на раны, на позорную казнь и сожжение!»

(Из Речи свт. Георгия (Конисского) перед королем Станиславом-Августом)

Вместе с тем Конисский представил королю и перечень обид православным с перечислением ок. 200 храмов, отнятых униатами. В течение трех лет своего пребывания в Варшаве свт. Георгий подготовил и издал собрание законов Речи Посполитой, гарантирующих права Православной веры («Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве»), подавал на сеймы через русского посланника требования о возвращении отнятых церквей, добивался издания законов, гарантирующих свободу православного исповедания (права некатоликам занимать государственные должности, восстановить православные кафедры, не препятствовать открытию духовных семинарий, починке старых и строительству новых храмов и т.д.). Когда под давлением русского посланника, дипломатических приемов и демонстрации военной силы эти требования были на бумаге удовлетворены, в Речи Посполитой началась католическая реакция. Одна за другой возникли конфедерации католическая, православная и протестантская. Государство погрузилось в хаос междоусобной борьбы. Жизнь свт. Георгия оказалась в опасности. После ряда посягательств на его жизнь, он был вынужден покинуть страну, и находился до Первого раздела Польско-Литовского государства в 1772 г. в Смоленске.

Чтобы расположить к себе шляхту присоединенных областей, императрица Екатерина II объявила в 1772 г. гарантии сословных привилегий и свободу исповедания католической веры. Между тем, большое число обращенных в унию желало вернуться в Православие целыми приходами, о чем подавались соответствующие прошения вернувшемуся в Могилев свт. Георгию. Только в 1780 г. разрешение было дано, что положило началу воссоединения униатов с православными. В 1795 г. императрица сняла окончательно все ограничения к возвращению униатов в Православие. За короткий период воссоединилось 1,5 млн. человек. Среди них преобладали жители Украины. К этому времени Речь Посполитая уже перестала существовать. По Второму и Третьему разделам к России отошли почти вся территория Украины, вся Белоруссия и Литва. Стараниями свт. Георгия в Слуцке была учреждена православная кафедра, на которую был поставлен в 1785 г. его близкий помощник архим. Виктор (Садковский). В 1793 г. архиерейская кафедра была перенесена в Минск, что послужило началом Минской епархии.

Можно сказать, что свт. Георгий по широте своей деятельности восстанавливал Православие не в одной своей епархии, а по всей Белоруссии. Он известен и богословскими трудами, и историческими сочинениями, и проповедями, и даже разными полемическими трактатами, например, против писем Вольтера, распространявших неверие и циркулировавших в светском обществе. Господь сподобил его увидеть многие плоды неутомимых трудов накануне мирной кончины, последовавшей в 1795 г.

Во время пребывания французов в Могилеве в ходе Отечественной войны 1812 г., были открыты нетленные останки святителя. Канонизация совершена в 1993 г., а память совершается по новому стилю 26 февраля (день преставления) и 6 августа (день прославления). «Радуйся, святителю отче наш Георгие, Церкве Белорусския похвало и града Могилева украшение!»


Return to Top ▲Return to Top ▲