Церковь с уникальными росписями и целебный источник: какую историю хранят главные жемчужины Логойска
Камертон нашей души
Нежный ветерок, обдувающий лицо в солнцепек. Кристально чистая и ледяная вода, мигом утоляющая жажду в зной. Живописная природа, песни соловья и аккуратно подстриженный газон изумрудного цвета. Нега. Благодать! Чтобы ее почувствовать, не нужно много часов лететь за океан, ведь она тут, совсем рядом, — в Логойске. Но место это особенное — здесь отдыхают не телом, а душой, получают исцеление от затянувшихся болезней и молятся, прося Бога об укреплении веры.
Маршрут построен
Наверняка многие знают приложение TripAdvisor — это в нем можно найти сотни отзывов на фешенебельные отели и рестораны со всего мира. Удивительно, но там мы обнаружили и пятизвездочную оценку на святой источник Николая Чудотворца в Логойске. Своими впечатлениями поделились с десяток пользователей — говорят, место удивительное, спокойное. Святое!
Что ж, отправляемся в дорогу. Делимся координатами, полезными для минчан: около станции метро «Восток» (да-да, где располагается Национальная библиотека) каждые 20 минут ходит прямая маршрутка до Логойска. И стоит всего ничего — 3 рубля в одну сторону. Дорога занимает примерно 45 минут: обязательно попросите остановить на автовокзале — оттуда идти пешком совсем недолго. Да и адрес не понадобится: почти с любой точки города открывается хороший вид на Свято-Никольский храм. Весь секрет в том, что он стоит на горе, поэтому заблудиться никак не выйдет.
Каждому — по вере
Мы проделали точно такой же маршрут — и оказались здесь, у самого берега реки Гайна. Шум мегаполиса сюда не доходит, а местные изо всех сил стараются беречь тишину. Вокруг источника никогда не бывает пусто, но люди набирают воду с трепетным благоговением и не хотят даже шепотом нарушать особую здешнюю атмосферу. К источнику ведут три ступеньки — это крохотное препятствие будто призывает хотя бы на несколько мгновений погрузиться в молитву и подумать о душе. Многие верят: бьющая из земли криничка предназначена не только для утоления жажды в жаркий день. А для чего же еще?
Девушка в белоснежном платье поправляет на голове шелковый платок и умывает лицо водой, норовящей ускользнуть из ладошек. Рядом с этой хрупкой красавицей, похожей на невесту, восемь разного объема бутылок. И как она все унесет? Предлагаем свою помощь, а заодно и знакомимся.
— Я живу в Минске и обычно приезжаю за водой по вечерам, — рассказывает 29-летняя Ирина. — Но сейчас решила заскочить перед работой, подумала, очередь будет меньше — так и оказалось.
— У вас тут литров 14, не меньше, — оглядываю я бутылки, — надолго хватает?
— Примерно на месяц, — отвечает девушка.
— Святую воду пьет вся семья: обычно утром, натощак. А об источнике я узнала от знакомых, они сюда уже несколько лет ездят. Многие говорят, что вода здесь целебная — и это правда! Мне помогла, но история очень личная, не могу рассказать… Когда пьешь или умываешь лицо, легче становится, голова болеть перестает. И что самое удивительное — она не нагревается: остается такой же холодной даже в жару.
— Но все нужно делать с верой, тогда и помощь будет! — наш разговор услышал местный житель Александр — он приходит к источнику каждый день. — Я на этой воде делаю компоты и чай — настоятель храма не против, только говорит, нельзя пищу готовить. Вы знаете, ни один фильтр не сделает воду такой чистой, как природа. Нам очень повезло жить рядом. Многие мои соседи приходят с ведрами и бидонами, особенно летом — жар она снимает моментально. И серьезные болезни после нее проходят — я слышал, что один паломник излечился от последней стадии рака. Он взял благословение у батюшки и окунулся в купель, а через месяц приехал здоровым!
К источнику спускается пенсионерка Надежда. Она служит в церковной лавке, а после литургии всегда набирает домой святой воды. Делает это непременно с молитвой и признается:
— Пока беда не коснется, некоторые и не понимают, что без Бога жить невозможно. Два месяца назад у меня умер муж, но я не ропщу — знаю, что со мной Христос. Так потерю пережить легче, не впадая в уныние.
Вереница людей не прекращается: по утрам больше всего местных, а вот вечером приезжают люди из столицы и ближайших городов — молва о кринице ходит с 1970-х годов. Сам источник берет свое начало в низине храмовой горы — раньше там образовывались ручейки, из которых логойчане брали воду. В 1999-м при поддержке райисполкома и председателя Николая Гиля криницу благоустроили, а спустя год ее освятил митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Через несколько лет около источника построили купальню, но паломников оказалось настолько много, что в 2012-м рядом появился и второй деревянный домик. Выглядит все очень ухоженно, уютно, да и Логойск — город гостеприимный. Обязательно приезжайте, чтобы посмотреть на это великолепие своими глазами.
Откровенно — об откровениях
Девушка в белом платье — Ирина — призналась нам, что никогда не заходила в храм, который стоит на горе возле источника. На то есть причина: поздно вечером, когда она приезжает за водой, церковь закрыта. Но сегодня нам повезло: литургия закончилась лишь пару минут назад. В этот раз я непредусмотрительно забыла платок, но на помощь пришел небольшой шкафчик в притворе — в одном из ящиков нашлись десятки головных уборов (к любому наряду подойдут).
Внутри храма роспись небывалой красоты: она выполнена в светлых тонах с преобладанием небесно-голубого — такие сочетания красок нечасто встретишь.
Интуитивно я чувствовала, что смотрю на нечто уникальное, но история расставила все по местам. Ею с нами поделился настоятель храма, протоиерей Владимир Шейдак:
— Люди молятся на этом месте с XII века, — возвращается на много столетий назад батюшка. — А нынешний храм построен в 1866 году и освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Одна из великих святынь Логойской земли — икона Божией Матери «Знамение». Еще во времена князя Бориса в XII веке она изображалась на печатях и денежных пломбах. В XIV веке икона находилась в местном Свято-Иоановом монастыре, а в униатский период была утеряна. Но в начале XX века ее обнаружили в коллекции известного собирателя древностей Генриха Татура. После его смерти в 1907-м икону выкупили верующие и с многотысячным крестным ходом перенесли из Минска в Логойск. После закрытия Никольского храма в 1930-х годах она исчезла, но сохранился точный список на холсте. По благословению митрополита Филарета святыню воссоздал известный белорусский иконописец Павел Жаров — ее владыка освятил в 2000 году.
После Октябрьской революции Никольский храм закрыли, а священников отправили в лагеря. Но в разгар войны, в 1942-м, богослужения здесь возобновились — с тех пор народная тропа не зарастала ни на день. Но как же храму удалось выстоять в советский период, известный притеснением христианства?
— Это связано с тем, что рядом проходит дорога — до 1970-х только по ней можно было добраться из Минска в Хатынь и Витебск. Так вот, когда иностранные делегации проезжали здесь, они должны были смотреть на храм и понимать: в СССР нет гонения на верующих, — объясняет отец Владимир. — Более того, наша церковь стала единственной в советский период, стены которой разрешили расписать — мастера Троице-Сергиевой лавры трудились семь лет, чтобы успеть к празднику 1000-летия Крещения Руси.
Но и это не главная уникальность храма. Оказывается, логойская Свято-Николаевская церковь — единственная в нашей стране, стены которой расписаны на тему апокалипсиса. Вопреки расхожему мнению это слово не означает «конец света», с греческого оно переводится как «откровение».
— Апокалипсис — это видения апостола Иоанна Богослова, которые он изложил в последней книге Нового Завета, — говорит настоятель. — В тексте приводится история о будущей судьбе мира и церкви. Христианство — единственная религия, которая говорит о затухании веры. По преданию, мир существует до тех пор, пока есть люди, живущие по заповедям, сохраняющие в себе христианский дух и наследующие Царство Небесное. Если говорить проще: как только Бог увидит, что спасающихся и праведников нет, а мир погряз во грехе, тогда и наступит конец света.
Росписи в храме, будто яркие вспышки, картины, показывающие, что нас может ожидать. Батюшка объясняет: 3,5 года миром будет править царь, именующий себя богом. Он даст людям земные блага, став лучшим правителем всех времен, но взамен будет требовать поклонения себе как богу и попросит принять свою печать. Христиане, которые откажутся это сделать, вынуждены будут бежать в пустыню от цивилизации антихриста. А потом случится второе пришествие Христа и Страшный суд, на котором и определится дальнейшая судьба души каждого человека.
Приумножение талантов
У меня теперь так много вопросов! Не могу упустить шанс задать их именно сейчас. Присаживаемся с настоятелем на скамейку у одной из расписных стен: вокруг мигают огоньки лампад, храм объят запахом ладана…
— Батюшка, вы сказали, что перед концом света люди будут жить в роскоши и богатстве. Но мы ведь всегда стремимся к успеху на работе, к комфортной жизни. Я правильно понимаю, что это не поощряется?
— В Евангелии от Матфея есть такие слова Господа: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и все остальное приложится вам». То есть никто не говорит людям, что жить хорошо нельзя. Но мы должны искать духовной, небесной жизни, ведь наше предназначение на земле — приготовиться к вечности. Если в приоритете именно это, тогда Бог благословит и работу, и семью, и все будет в материальном плане хорошо.
Господь не зря дает притчу о талантах. Он говорит, что человеку даны определенные дары, которые он должен приумножать. Иными словами, найти свое место в жизни, понять, чем он может быть полезен Богу и людям.
И даже в малом мы должны быть верны.
— В Библии есть такие слова: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу — в Царствие Небесное». Но если человек будет развивать свой истинный талант, он непременно достигнет успеха, в том числе материального. Как понимать эту цитату?
— Здесь имеется в виду следующее. В древности Иерусалим был торговым городом, куда стекались потоки купцов. Так вот врата были разные: для людей и верблюдов. Но находились хитрецы, которые хотели пройти с обозом в пешеходные врата — узенькие арки, похожие на игольные ушки. Чтобы все получилось, торговцы «раздевали» верблюда, ставили его на колени, наклоняли голову и протискивали через арку. Это образ того, как богатый человек должен много молиться и ни в коем случае не возгордиться от того, что Бог дал ему таланты.
— Звучит вроде бы просто, но попробуй так поступать! А каково вам, священнику, жить в миру? Одно дело подвизаться в почти изолированном монастыре, а другое — справляться со страстями и искушениями, когда они повсюду…
— Во всем помогает молитва. Каждый священник понимает, что прежде всего спасает себя, — живет по Евангелию и заповедям, служит Богу. И в то же время своим примером ведет ко спасению людей. Вообще, я родился и вырос в Минске, но мои корни — из Логойска. Окончил школу, потом вуз по инженерной специальности, отслужил в армии, работал в автосервисе. Часто приезжал сюда в церковь, вот настоятель меня и заприметил — поставил петь на клиросе. А через некоторое время, когда мне было уже 29 лет, предложил стать священником. Сначала рукоположили в сан, а потом я окончил духовную семинарию и академию. Служу уже четверть века, но отношусь к своему призванию с таким же трепетом, как в первые годы. Настоятелем Свято-Никольского храма стал два года назад, сменив своего наставника, отца Владимира Зимницкого. Женат, воспитываю шестерых детей.
Истинное покаяние
— Среди моих знакомых есть много людей, которые хотят прийти на первую исповедь, но стесняются священника. Им невдомек, как можно рассказывать о своих грехах чужому человеку. Как это побороть?
— Человек исповедуется не перед священником, а перед Богом в присутствии священника. Именем Божиим мы только священнодействуем, прощая грехи. Но истинное прощение кающийся получает от Христа, ведь он видит душу человека и искренность покаяния.
— В таком случае зачем вообще проговаривать грехи вслух, если Бог видит нашу душу?
— Власть прощать дана священникам — это Божье установление, и его никто не может отменить. Что касается стеснения — проведу такую параллель: когда приходим к врачу с какой-то проблемой и медик просит раздеться, мы же не удивляемся, правда? Это нужно, чтобы он нам помог. Грех тоже рассматривается как болезнь, но душевная: после исповеди Христос посылает ей исцеление. Кстати, некоторые считают, что заповеди Божии состоят из ограничений, сковывающих человека. Но на самом деле это правила жизни здоровой души.
— Давайте я ненадолго включу скептика и задам такой вопрос: а почему вообще человек должен верить в существование Бога?
— Он должен прилагать усилия в познании Бога. Но тут можно провести параллель с наукой. Допустим, есть утверждение: в физике существует закон Ньютона. Вы спросите: а как ты мне докажешь, что он и правда есть? Я скажу: вот опыт — сбросьте камень с башни, и он будет падать с определенным ускорением, которое и описано в законе. У богословия тоже есть опыт. Христос говорит: блажени чистии сердцем яко тии Бога узрят. Получается, Господа можно увидеть очами — внутренними. И есть люди, которые благодаря своей святости познали это. Вы же не будете спорить, что в свое время жили преподобная Евфросиния Полоцкая или великомученик Георгий Победоносец? Святые, которых мы почитаем, настолько уверовали, что, когда им сказали отречься от Бога, они выбрали мученическую смерть. Христианству уже 2000 лет — за это время не два-три человека, впавших в коллективный психоз, говорили о вере, а миллионы людей. Их опыт для нас значим. Это и есть, на мой взгляд, чисто научное доказательство бытия Бога.
Евангелие: голос совести
— Некоторые спрашивают: зачем мне ходить в церковь и молиться, если Бог живет в душе?
— После грехопадения в человеке осталась ниточка света, которая связывает его с Господом. Мы, православные, говорим, что это голос ангела-хранителя. Психологи и психиатры называют иначе — врожденное нравственное сознание. А еще это называется совесть. Слышали ее?
— Конечно.
— Как совесть говорит?
— Если я задумала сделать что-то нехорошее, она будто сигнализирует — не стоит.
— Верно — это Бог пытается вас остановить. Но инерция греха, которая живет внутри, настолько сильна, что порой мы переступаем через совесть. Есть люди, которые ее заглушают — постепенно она становится тише, а потом и вовсе замолкает. С одной стороны, человек делается слепым, ведь Бог его больше не ведет, а с другой — избавляется от «комплексов» и делается якобы свободным. Но он в итоге придет в тупик, как слепой неизбежно упадет в яму. А есть другой человек — ценящий свою совесть и желающий жить по ней. Он непременно хочет познать истину, чтобы поступать правильно. Евангелие, которое читают на литургии, — это тоже голос Бога, оно и служит ориентиром для совести. Услышав его в церкви, праведный человек старается запомнить и применять в жизни. Знаете, как проверить себя? Почитайте дома Евангелие. Если Бог и правда в душе, то от этой книги невозможно будет оторваться. А если человек понимает, что ему неинтересно, слова не отзываются, то внутри точно не Бог. Подумайте об этом на досуге.
Учреждение Администрации Президента Республики Беларусь «Издательский дом «Беларусь сегодня»