Протоиерей борисовского собора Павел Лисевич 1842-1871 гг.
Минские епархиальные ведомости как источник биографических данных бесценны для исследователя. И как не странно прозвучит, но «львиную часть» информации по этому вопросу, мы черпаем из так называемых «Некрологов». Из «посмертных речей» и «текстов памяти» мы знаем основные вехи и даты жизни и служения священнослужителей Минской епархии.
В ведомостях 1871 года опубликован один из таких некрологов, в котором узнаем о борисовском протоиерее отце Павле Лисевиче. И надо сказать, что изучив все номера ведомостей, большую часть фактов мы почерпнули из этого «текста памяти».
Отец Павел Лисевич прожил 77 лет. Из них 52 года он прослужил Богу и церкви священником. Из этих 52 лет 29 он отдал борисовской деревянной соборной церкви Воскресения.
Родился будущий борисовский пастырь в 1794 году в семье священника Фаддея Лисевича. В 1817 году он окончил курс философии в Черниговской духовной семинарии. Этот курс был двухгодичным. Эти курсы появились в 1749 году[1]. Вся вышесказанная информация дает нам повод говорить, что Павел Лисевич отучился в семинарии не 4 года, а 6 лет. В этом же 1817 году Павел Лисевич уже числится в хоре кафедрального собора Минска. Певческое послушание продлилось два года. Скорее всего, в этот период он венчался на Агафонии Феодоровне[2]. В 1819 году 21 мая по старому стилю его рукоположили в диакона, а 26 мая – в священника.
Первым приходом отца Павла стал деревенский приход в с.Нача борисовского уезда[3]. В этот период в 1827 году его назначают местным благочинным. 1829 – сотрудником минского епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1834 году в борисовском благочинии происходит знаковое событие присоединения целого прихода деревни Велятичи к Православию[4]. Это за пять лет до Полоцкого собора 1839 года, когда все униаты полным составом перешли, вернулись в лоно Церкви!? Так вот для окормления новоиспеченных православных отца Павла отправляют на новый приход Велятичской церкви борисовского уезда. В этом же 1834 году он награжден набедренником, потом скуфьей. В 1837 году – камилавкой.
В 1842 году его переместили настоятелем в Борисовскую соборную деревянную церковь Воскресения. Будучи благочинным и настоятелем главного храма города, отец Павел находился в центре жизни города и благочиния в целом. Решал те задачи, которые диктовала современная ему жизнь. Например, в 1845 году он активно участвует в работе оспенного комитета, а так же одновременно является член тюремного комитета. И он же законоучитель в местном училище!!!
За усердие в работе благочинного его награждают в 1845 году саном протоиерея[5]. В 1848 – благодарностью от епископа. В 1849 году ему дарят наперстный крест, а в 1854 году – орден святой Анны 3 степени, в 62 году – тот же орден 2 степени. 1864 году он подал прошение об освобождении от должности благочинного.
В 1865 году 10 мая отцу Павлу предстояло пережить серьезное испытание, как для души, так и для здоровья телесного. В этот день произошел пожар, который полностью уничтожил деревянную церковь Борисова. Это была среда. Еще накануне собор торжествовал память перенесения мощей святителя Никола Чудотворца, а уже завтра город лишится единственного православного храма, ведь остальные два, о которых свидетельствуют ведомости[6], существовавшие еще в начале столетия, тоже сгорели. Соборной общине в таких условиях ничего не оставалось, как переехать в малую и очень ветхую кладбищенскую церковь святого Андрея Юродивого на краю города. Отцу Павлу на тот момент уже 71 год. А скоро зима, а храм слаб и мал. До зимних морозов каким-то образом удалось на скорую руку отремонтировать храм и пристроить небольшую колокольню[7]. Однако, как вспоминает неманицкий священник Климент Гродзицкий: прихожане, «… которые вследствие тесноты и отдаленности церкви от центра города затруднялись посещать ее, особенно зимою и осенью, еще и потому, что ветер насквозь продувает эту ветхую церковь. Словом храм сей мал, убог и неблаговиден»[8]. Думаю каждому становиться понятно, что в последние годы своей жизни отцу Павлу пришлось не просто.
В 1866 году осознав, что ситуация в городе стала критической, что в городе не осталось по факту православного храм, власть имущие, наконец, решают построить храм. В этом году был одобрен проект на сумму 40 000 рублей. И казалось вот оно чудо. Но судьбе было угодно и эти планы превратить в бумагу…
По ряду причин, было решено сделать новый проект, более масштабного и вместительного храма на 2000 душ. Интересен факт: в этом процессе проектировщики предлагали строить храм на металлическом каркасе, что ускорило бы постройку и ее удешевило. Так или иначе, но системная ошибка, как говорят программисты, сработала свою миссию, и бюрократическую стену человеческого бытия Божий промысел смог пробить к 1871 году, когда и начались строительные работы. Их отец Павел уже не застанет.
В 1869 году к соборному приходу присоединились прихожане деревень: Брусы от Неманицкого прихода[9] и Любатовщины Бродовского прихода[10]. В этом же году отца Павла награждают орденом святой Анны 2 степени с императорской короной[11]. К 1870 году, как пишут ведомости, клир прихода соборной церкви Воскресенья города Борисова состоял из протоирея Павла Лисевича, благочинного священника Климента Гродзицкого, диакона Романа Тарановича[12].
Прослужил отец Павел в соборной церкви до конца своих дней до 22 февраля 1871 года.
В 1873 году вдова протоиерея Павла Агафония Лисевич пожертвует собору в дар от семьи: «…а) богослужебный серебряно-позолоченный 84 пробы прибор, состоящий из дискоса, потира, звездицы, лжицы и двух тарелочек и б) икону Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряной ризе в 70 руб.»[13].
Автор иерей Антоний Семилет
[1] «В 1749 году по инициативе Амвросия Дубневича был открыт философский класс, который за неимением места стали преподавать в трапезном зале. Философия вместе со следующим за ним курсом богословия составляла более высокую ступень наук superiora, чем курс риторики, предварявший философию. Философия изучалась два года. Со второй половины XVIII века в коллегиуме появились курсы немецкого, греческого и французского языков, арифметики, геометрии и планиметрии». Цит. из: Черниговский коллегиум // Википедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/Черниговский_коллегиум
[2] МЕВ 1873, № 4, С.60
[3] МЕВ 1871, № 24, С. 187
[4] Там же
[5] МЕВ 1871, № 24, С. 187
[6] МЕВ 1874, № 22, С. 703-704
[7] Там же
[8] Там же
[9] МЕВ 1869, № 12, С. 161
[10] МЕВ 1869, № 9, С. 117
[11] МЕВ 1869, № 13, С. 164
[12] МЕВ 1870, № 22, С. 301
[13] МЕВ 1873, №4, С. 60