Боящийся Господа — выше всякого страха
Одной из серьезных человеческих проблем является зацикленность на самом себе. Следствием этого тоже является страх. Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Мы боимся бед, которые могут обрушиться на нашу голову: болезней близких, экономического кризиса, продуктов с вредными химикатами, экологических катастроф, конца света… Страхи владеют сердцами многих людей. И очень многое из того, что люди делают каждый день, бывает продиктовано не их собственным желанием или необходимостью, а страхом.
Христианская же позиция как раз другая. В идеале человек должен забыть вообще о самом себе. Есть одна древняя молитва, в которой есть такие слова: «забывающий себя обретает себя». В той мере, в какой я забываю себя, в такой мере я не просто обретаю себя, но и освобождаюсь от страхов. И наоборот, когда человек отдает себя другим, когда человек живет не по принципу «брать», а по принципу «давать», то страхи уходят. Поэтому чем больше будет эгоизма, эгоцентризма, обращенности на себя, тем боязливее, трусливее и неувереннее будет человек, и наоборот. Потому что самость, обращенность на себя — это такая почва, на которой растут всевозможные страхи и боязни.
Борьба со страхом
Человеческая натура такова, что ею легко манипулировать и люди часто боятся совсем не того, чего следует бояться. Тогда как, бояться нам надо совсем иного: «И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10 :28). Мы не боимся Бога, не боимся нарушать Его заповеди. А ведь и коронавирус, и все болезни вообще, и сама смерть являются последствиями этого нарушения. Основанием же для страха в первую очередь является то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и, даже, когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.
Если говорить о страхе с духовной точки зрения, то в его основе всегда кроется недоверие Богу. Поэтому страх является не просто бедой, не просто слабостью и немощью человека, но в то же время и грехом. Если человек чего-либо в своей жизни боится, это, по большому счету, означает следующее: либо он считает, что Бог в какой-то момент о нем не заботится и о нем забывает, что, безусловно, является хулой на Бога, либо он считает, что Бог его не любит, и это тоже хула на Бога, потому что нет никого, кого бы Господь не любил. Или же человек считает, что по какой-то причине Бог хочет сделать ему то, что будет ему вредно и от чего ему будет плохо, – и это опять-таки хула и страшное недоверие. Это еще и очевидная неблагодарность Богу.
Сам страх вызывается с недостатком веры. В подтверждение этого святитель Тихон Задонский увещевает: «Люди боятся человека, но Бога не боятся. Боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся «Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять жизнь вечную. Боятся лишиться богатства, славы, чести и утешения, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского. Боятся уз, темницы и временной ссылки, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки. Боятся временного бесчестия, но не боятся бесчестия вечного. К ним относятся эти слова: «Там убоятся они страха, где нет страха» (Пс. 52, 6). Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства. О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин 4:18). А о страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: «…Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15). Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды»
Вместе с тем, для христианства боязнь чего-либо не свойственна принципиально. Во-первых, Иисус Христос неоднократно говорил, что Он Сам является «гарантом» того, что ученики Его не потерпят от окружающего мира вреда и Церковь как сообщество Его последователей не может быть уничтожена. Вот слова Самого Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.16;18; Ин.28;19). Спаситель открыл Своим ученикам, что приходящих к Нему Он не прогонит от себя, а даст им жизнь вечную, и не погибнут они вовек; и никто не похитит их из рук Его. Да, в мире христиан ждет скорбь. Об этом также говорил Иисус, но при этом добавлял: «мужайтесь, Я победил мир»(Ин.16:33). Во-вторых, Христос говорил, что христиане будут изгоняемы всегда, что труд терпения напастей — это неизбежный и даже необходимый для христиан подвиг. Вот слова Иисуса: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши, претерпевший до конца спасется» (Ин.15:20; Мф.10:22). Есть один замечательный принцип борьбы со страхом, который описан у святых отцов и которого можно придерживаться в жизненных ситуациях: для того чтобы страх победить, нужно на него идти. Нужно, прежде всего, обратиться со вниманием к евангельскому эпизоду, в котором Спаситель приходит к апостолам по водам Генисаретского озера. Для учеников Христовых это момент страха, причем к страху потопления добавляется страх от того, что они видят фигуру Христа, сверхъестественным образом приближающуюся к ним. Что делает в этой ситуации апостол Петр? Он преодолевает свой страх тем же образом, о котором мы говорим: вместо того чтобы зажмуриться, забиться куда-то и не видеть этой пугающей картины, он просит повеления выйти из лодки и идет по бушующим волнам (См.Мф, 14:22–33). Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что если ты будешь идти к смерти, то смерть будет бежать от тебя. Речь здесь идет, конечно, не о каком-то явном безрассудстве, а о том, что, меняя отношение к чему-то нас пугающему, мы избавляемся от него в своей жизни. Для того чтобы страх отступил, на первое место должен выйти здравый смысл. Можно при этом говорить себе так: «Я боюсь, мне очень страшно, но именно потому, что мне очень страшно, я должен перестать бояться – так нужно, чтобы выжить». Нужно осознать, что бояться – это, на самом-то деле, страшнее всего. Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся, и именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало. Боясь страха, надо перестать бояться – такая вот формулировка, как ни парадоксально она звучит.
С духовной точки зрения, болезнь, по какой бы причине она не возникла, — очень могущественное средство, позволяющее человеку оставить свою греховную жизнь и стать на путь истинный. Хорошо, если теперешняя пандемия подтолкнет людей задуматься о высшем, избавиться от греховных привычек и вернуться к Господу.
Все страхи лечатся обращением к Богу. Вера может укрепиться только личным опытом. Когда ты начинаешь обращаться к Господу, когда у тебя устанавливается живая молитвенная связь с живым Богом, страх, беспокойство отступают. Ты уже знаешь, что ты не один на один с твоими проблемами, ведь рядом с тобой Господь. И чем больше ты приобретаешь опыт молитвы, тем явственнее начинаешь ощущать руку Божию, Его присутствие в твоей жизни. «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54: 23), – свидетельствует псалмопевец Давид. «Душа, познавшая Господа, ничего не боится, кроме греха», – говорит нам преподобный Силуан Афонский. Вера и доверие Богу — это то, без чего мы не сможем преодолеть наши страхи. Апостол Павел обращается: « Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.» (Рим.8:32-33). Христос Сын Божий взял на Себя человеческую природу, чтобы как человек искупить нас от наших грехов, чтобы взять на Себя наши грехи. Господь взял грехи всего человечества с их последствиями. Грехи имеют последствия – это муки, страдания, боль, скорби. Господь всё это взял на Себя и перетерпел, победил. Знак, символ победы Христа над нашим всечеловеческим грехом – то, что Он не впал в отчаяние, как человек, Он не потерял любовь, как человек, к Богу и ближнему. И когда Спаситель висел на Кресте, Он не плакал, не стонал, а молился: «Господи! Прости им (тем, кто распял Его), потому что не ведают, что творят».
В этом году Господь послал нам испытания, которые мы терпим за свои грехи, это -вирусная болезнь. И мы, переживая эти трудности, последствия греха, можем лучше понять и углубиться в страдания Христовы. Когда человек страдает, он больше понимает того, кто страдает. Кроме молитвенной связи с Богом и надежды на Его помощь и защиту беспокойство лечится также укреплением веры в Промысл Божий и покорностью Его святой воле. Всякий страх убегает от нас, когда есть доверие к Богу. Если человек доверяет Богу во всем, тогда он понимает, что все, чем он владеет, — Его дар. Бог как бы позволил прикоснуться нам к этому дару, но не более того.
Верующий человек знает: что ни делает Господь, всё к лучшему. Всё, что нам посылается, для чего-то нам нужно. Это или дар Божий, или урок нам.
Бойся Бога
Святитель Тихон Задонский говорит: «Зачем же мне бояться того, что для меня неминуемо? Если Бог попустит на меня беду, я ее уже не миную; нападет она на меня, хотя бы я и боялся. Если не хочет Он допустить, то, хотя и все дьяволы и все злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают, потому что Он Един, Который сильнее всех, «обратит зло на врагов моих» (Пс.53:7). …. Итак, зачем же мне бояться всего того, что есть, кроме Бога? А что Бог повелит, то не миновать мне. Зачем же и того бояться, что неминуемо? Убоимся же, возлюбленный, единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится».
Совершенно иным по отношению к обыденному, человеческому страху, является «страх Божий». Если от обычных страхов, включая даже такой сильный, как страх смерти, христианину надлежит избавляться, как от признака духовного несовершенства, то страх Божий, наоборот, надлежит приобретать и укреплять в себе, и оба этих процесса — стяжание страха Божия и преодоление всех обычных человеческих страхов — являются взаимосвязанными. Святые отцы постоянно подчеркивали, что страх Божий, поселяясь в сердце человека, изгоняет всякий страх перед чем-либо иным, кроме Бога, и делает человека поистине бесстрашным. Одна из сторон страха Божия — это страх оскорбить Бога, оттолкнуть благодать Божию какими-то своими поступками, которые не совместимы с благодатью Божией. Потому что Бог не может в нечистоте пребывать.
Другая сторона страха Божия — это благоговение. Это ощущение предстояния пред Богом. Страх Божий — когда человек не просто верит в то, что всё, что происходит в его жизни, в присутствии Божием происходит, а когда он каким-то непостижимым чувством реально ощущает присутствие Божие рядом с собою. Преподобный Ефрем Сирин утверждает: «Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему». А по слову преподобного Иоанна Лествичника «Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится».
Страх Божий — это единственный страх, который возвышает человека, а не унижает. Любой страх мучителен. А вот страх Божий не такой. В нем не то что нет никакого мучения, а наоборот, он приносит в душу мир, радость, даже более того — веселье. Об этом же свидетельствует и молитвословие церковной молитвы, читаемой в начале вечерни: «Возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго» («Возвесели сердца наши, чтобы бояться имени Твоего святого»).
Источники:
Игумен Нектарий (Морозов) Страх хуже того, чего мы
Юрий Максимов Христианское отношение к страху по учению святых отцов https://eparhia-saratov.
5 советов Святых Отцов, как преодолеть страх https://spzh.news/ru/
Протоиерей Павел Гумеров Бес, покоя лишающий pravoslavie.ru/
Юрий Белановский Чего на самом деле нужно бояться православным https://aif.ru/
Александр А.Соколовский