Борисовский протоиерей Фома Русецкий (1884-1892)

Не рассказать о втором настоятеле нового величественного каменного собора города Борисова, используя фактологию Минских епархиальных ведомостей, которой не мало, просто было бы со стороны современного пастыря-исследователя неисправимой ошибкой. Ведь жизнь отца Фомы с ее перипетиями и резкими изворота судьбы, как никакая иная – яркий пример и назидание нам.

Протоиерей Фома приступил к послушанию настоятеля борисовской соборной церкви в 56 лет. В Борисове он проживет и прослужит остаток своего земного пути, длиной в восемь лет.

Но перед тем, как оказаться в Борисове, отец Фома построит три храма, один из которых величественный и прекрасный храм святого Александра Невского. В поисках единомышленников и средств для осуществления своих идей и планов, он объедет всю губернию, посетит Москву, Нижний Новгород, Казань[1]. Он осуществит свою идею – построит сельскохозяйственную школу для крестьянских детей с учебной фермой. Школу, которая примет на обучение 20-30 учеников с полным обеспечением и проживанием, которая существует и работает по сей день в статусе Марьиногорского аграрно-технического колледжа.

В годы польского восстания 1863-1864 годов он, будучи соратником отца Даниила Конопасевича, переживет два покушения на свою жизнь, станет голосом своего белорусского народа, о боли и чаяниях которого будет открыто писать и говорить в печати. О нем напишут Московские, Херсонские, Харьковские, Калужский, Литовские епархиальный ведомости. Его письма прочтут граф Муравьев, и сам Император. И он же будет работать в комитете по покупке и строительству нового здания для Минского духовного училища, будет заведовать строительными работами, для решения некоторых проблем в этой стройке, поедет даже в Санкт-Петербург. И все это выше перечисленное сделает, осуществить, даст старт один человек – будущий протоиерей Борисова отец Фома Русецкий.

Фома Яковлевич родился в 1828 году[2]. К 1853 году он окончил Полоцкую духовную семинарию. 21 ноября того же года его рукоположили в священника Рождества-Богородичного храма м. Пухович, Игуменского уезда[3]. А через шесть лет 15 июля по старому стилю 1859 года он станет настоятелем прихода Покровской церкви с. Новоселок, того же уезда[4].

На этом приходе отец Фома прослужит большую часть своего пастырского пути, 29 лет. За эти годы он станет активным участником событий политического, религиозного и общественного характера его страны.

В 1859 году его награждают сразу дважды: объявляется от начальства признательность «за честное поведение…» и 3 октября бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте и медалью – на Андреевской[5]. Уже в этот год настоятелем и прихожанами было решено начать искать средства для строительства новой церкви. Так как старая церковь уже больше века без ремонта, из-за чего пришла к необратимому старению[6]. Покровский храм отец Фома отстроит заново и в 1871 году 1 октября его освятит епископ Минский Александр. В тот же день он же заложит основание под строительство Успенской «пещерной» церкви в Марьииной-Горке. Ее построят к 1874 году[7], назовут нижней церковью и будут совершать службы пока строился верхний храм-памятник святого Александра Невского[8].

Но до момента освящения и начала строительства святынь, приход и настоятель пережили сложные и трагичные, и даже смертельные 60-ые XIX века. Отец Фома обладал бесстрашием и твердостью духа, и видимо это у него генетическое, так как его же брат священник Иоанн  получил госнаграду при обороне Новоселок от польских мятежников в виде серебряной медали на Георгиевской ленте с надписью «за храбрость»[9]. Сам же Фома Яковлевич активно давал отпор польским пропагандистам и словом, и делом. К примеру, в 1861 году при местной школе появился некий учитель Легенза, услуги которого навязал местный польский помещик Крупский. Так вот этот учитель стал преподавать без ведома священника и властей польский язык, вкладывать в неокрепшие умы агрессию ко всему русскому. Отец Фома своими действиями заставил выгнать этого лже-педагога. Что в 1862 году и пытались припомнить отцу Фоме разбойники-поляки, напавшие на Новоселки. Но местные жители не дали им этого сделать, правда ценою своих жизней[10]. Второе покушение шайки польских мятежников на отца Фому произошло близ местечка Дукоры. Его в этот момент спасло лишь то, что лощадь от испуга очень быстро поскакала вперед и оторвалась от преследователей[11].

Понимая, что рано или поздно православного пастыря могут все-таки убить, местная власть приняла решение обеспечить отца Фому охраной. Об этом факте напишут и Калужские и Херсонские епархиальные ведомости перепечатывая новости московских коллег[12].

Надо сказать, что ненавидеть отца Фому Русецкого польские повстанцы начали сразу как он опубликовал свое письмо-воззвание к Императору и всему русскому народу. Этот текст полностью издан в Литовских епархиальных ведомостях. Для понимания природы ненависти поляков к священнику Фоме, процитируем его некоторые слова из данного текста. «…Я осмеливаюсь, во имя торжества в крае православия, просить всех русских, истинно любящих свое православное отечество, выслушать слабый голос православного священника той страны России, где в настоящее время решается так много коренных государственных вопросов, и на которую обращены завистливые взоры народов западной Европы»[13]. В цитируемом письме настоятель Новоселковской церкви просит поддержать православного беларуса. Автор просит помочь в строительстве храма-памятника святому Александру Невскому в местечке Марииной-Горке. «Храм этот будет, с одной стороны, жертва Богу за избавление западно-русского народа от конечной гибели в деле веры, в гражданских правах и в политической жизни, а с другой – торжественное заявление того, что мы наконец уразумели нашу народную силу»[14]. Строительство этого грандиозного по своей красоте храма начнется в 1871 году[15].

В том же тексте отец Фома просит помочь реализовать его мечту построить для местного населения сельско-хозяйственную школу, где бы дети смогли получить техническое образование[16]. Начнут строительство училища в 1876 году. И этот проект он сможет осуществить при поддержке государства[17]. По этому поводу вот что напишет тайный советник Маков в своей телеграмме давнему знакомому отцу Русецкому: «Сердечно благодарю за добрую память. Поздравляю с началом дела, которое, при помощи Божией и ваших трудов, несомненно будет доведено до конца. Маков»[18].

Итак, возвращаясь к «боевым» 60-ым, стоит упомянуть и мирные дела, которые совершались на приходе не смотря на внешние искушения и опасности. В 1863 году местная церковная школа, созданная еще в 1858,   стараниями отца Фомы и всего прихода получает новый статус народного училища[19]. А это привело, как следствию, к тому, что теперь для учеников и работы нового учебного заведения построили новый собственный дом. 27 сентября 1863 года отца настоятеля награждают серебряной медалью с надписью «за усердие». А 17 января 1864 года – набедренником от епархиального начальства. 25 декабря 1864 года – скуфьей[20].

Одновременно с активной локальной жизнью прихода, Фома Яковлевич, обладая внутренней уверенностью в положительном исходе своей задумки, с 1863 по 1865 годы предпринял серьезное путешествие по всей Минской губернии, а так же с целью сбора средств для строительства храма-памятника посетил Москву, Нижний Новгород и даже Казань. Результат этого «турне»  — 15 000 рублей из России и 5 700 от крестьян Игуменского и Бобруйского уездов[21].

В 1868 году 15 декабря в Новоселковском приходе, согласно рапорту благочинного от 24 января 1869 года, при Покровском храме открывается воскресная школа[22]. За ее открытие в 1869 году отцу Фоме епископ выразит письменно признательность[23]. К 1870 году состав клира прихода был следующим: настоятель – иерей Фома Русецкий, клирик его брат священник Иоанн Русецкий, псаломщик Аристарх Кушлянский[24].

В 1871 году отца Фому наградят и камилавкой, и благодарностью от епископа «за честное поведение и усердную и полезную службу»[25]. В этом же году отец Фома принимает участие в составе комиссии в поиске нового здания или места под строительство такового для Минского духовного училища[26].

В 1874 году он участвует в освящении нового каменного собора города Борисова по приглашению старых товарищей по Игуменскому благочинию протоиерея Романа Пастернацкого, настоятеля собора, и бывшего неманицкого настоятеля благочинного Борисовского округа иерея Климента Гродзицкого[27]. Все они прошли с честью 60-ые мятежные. Мог ли представить отец Фома в тот момент, что через 10 лет он и сам станет настоятелем этого собора?!

В 1874 году иерея Фому награждают орденом святой Анны 3 степени «за особые труды в деле устройства ремесленного хозяйственного заведения, с учебною фермою, для детей местного крестьянского населения»[28]. Хотя начало строительства произойдет через три года в 1877. Но его усилия по убеждению правительства в необходимости создания такого учебного заведения именно в Марьиной-Горке были столь чрезвычайными и огромными, что не отметить их было не возможным. Более того, отец Фома не просто идеолог появления училища для крестьян, он же его и строитель. Вот что читаем в ведомостях по этому поводу: «Но ближайшее заведывание строительною и распорядительною частями вверено отцу Фоме, который не щадил и не щадит своих трудов в пользу учреждаемого училища и потому имеет полное право назвать это весьма полезное учреждение собственным детищем, потому что оно возникло по его инициативе, потому что он первый провел в сознание мысль о его необходимости, и первый же потрудился над изысканием средств к осуществлению своего проекта, предприняв в 1875 году поездку по губернии для сбора пожертвований»[29]. Освящение места под строительство зданий будущего Марьиногорского колледжа состоится 26 мая 1877 года[30].

Представьте себе факт, удивляющий и сегодня бывалого пастыря-строителя: все эти стройки в Марьиной-Горке проходили одновременно и с теми, что возглавил отец Фома в Минске, при перестройки нового здания для училища, купленного у дворянина Генриха Шишко в 1872 году[31]. Именно при нем был надстроен 4 этаж и сделана перепланировка с учетом нужд училища в здании. Сейчас это здание находится в Минске на перекрестке улицы Революционной и площади Свободы.

Преодолевая проблемы, возникавшие в ходе ремонта и перестройки здания училища, отец Фома к 1879 году оказался в достаточно неприятном для себя состоянии, когда  ему приходилось отбиваться от претензий своих же коллег о сроках ремонта и прочем. В этом искушении ему многое пришлось переосмыслить. Тем не менее в 1879 году его награждают наперсным крестом от Синода[32].

В 1882 году 27 сентября приход Новоселковского храма посетил с визитом епископ Минский и Туровский Варлаам[33], начавший управлять епархией с 1880 года. Это посещение описанное в ведомостях, дает нам ряд фактов, которые хотелось бы процитировать, чтобы показать читателю с какой заботой и трудами отец Фома всецело отдавался своему послушанию на благо прихода и церкви в общем. «По выслушивании положенной встречи… и… подробном осмотре алтарной части, где все отлично устроено и расположено, а также – утвари и ризницы, состоящих из вещей очень хороших и ценных,  — Архипастырь изволил выйти на солею…»[34]. И далее читаем: «По выходе…Архипастырь изволил тщательно осматривать другую (верхнюю) главную церковь, каменную, обширнейшую, устроенную в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, и эта церковь во всех отношениях отлично устроена, но еще не вполне окончена, и потому, не освящена»[35]. Как видим, созданное им за 29-летний период его настоятельства – все качественное и лучшее по меркам того времени.

Изучая поэтапно труды и старания отца Фомы, его всестороннее служение пастыря, гражданина и патриота своего белорусского народа, невольно удивляешься столь яркой и вдохновенной личности пастыря. Он будто движимый Духом Святым преодолевал пространство и время, стены заблуждений умов и сплетения предрассудков своего поколения. Он вдохновлял и убеждал, он созидал и творил.

Как вдруг, в 1883 году читаем в ведомостях сообщение о его переводе с 1 апреля настоятелем Полберегской церкви, Новогрудского уезда[36]‼! И что еще поражает: буквально через семь месяцев 1 ноября  того же года 55-летнего отца Фому переводят к Изяславскому приходу, Минского уезда[37].

Но уже в 1884 году 23 сентября он становится настоятелем Борисовского собора и сразу благочинным местного округа вместо своего давнего товарища отца Романа Пастернацкого, который после смерти супруги, принял монашеский постриг и перешел в Слуцкий монастырь[38].

Видя такой резкий поворот пастырского пути отца Фомы, рефлекторно задаешься вопросом «почему?», «что случилось?», как так вышло, что столь уважаемый и опытный священник епархии, которому доверяли ответственные участки работ в епархии, оказался в таком что ли изгнании? Но ответить уверенно о причине столь крутого изменения его жизни ведомости нам не дают возможности. Мы можем лишь предположить, что эта история стала следствием событий, последовавших с 1879 года, когда начались искушения в стройке Минского училища, за которую он отвечал, о чем и говорят свидетельства ведомостей.

Но все-таки некий свет на произошедшее с ним проливает сам отец Фома Русецкий в своей откровенной речи в день чествования борисовскими соборянами его 35-летнего юбилея пастырства. Это слово исполнено боли и переживания, которыми к 1889 году был исполнен подорванный дух борисовского протоиерея и благочинного. «…Признаюсь пред Вами, исповедаюсь пред Богом – я не заслужил у Вас такой любви и преданности…Прожив в г. Борисове пять лет, я почти ничего не успел сделать добраго…Иначе не могло быть. Сильною, внезапною бурею сорванное с корнями и брошенное на другое отдаленное место плодовое дерево, приносившее тридцать лет на прежнем месте хорошие плоды, может ли сразу, без ухода за ним… прижить на новом… и приносить здоровые, прежние плоды? Нет! На это нужны не только продолжительное время, но и искусная, добрая человеческая рука. Так, братие, случилось и со мною: застигнутый сильною внезапною бурею житейских треволнений и человеческих неправд, вырванный из места тридцатилетнего моего пастырства, оставленный почти всеми, кроме одного Бога, на произвол судьбы, нисколько неприготовленный, я брошен был в город Борисов и тут должен был вновь произрасти и принести желаемые плоды… мне ныне 61 год от роду… пораженный внезапным переводом на другое место, я растерялся и, правду скажу, я было пал духом, изнемог, я не жил, а прозябал… Но, слава Богу, хотя и не видны плоды моих пастырских трудов, но вера в Божию силу… поддерживала меня и не лишила утешений»[39].

В 1888 году протоиерей Фома награжден золотым наперсным крестом, который ему и подарили борисовские прихожане в день его юбилея, организованный ими же без ведома своего настоятеля как сюрприз. Причем саму награду испросили у епископа они же, преданные и любящие борисовские соборяне, ставшие тем Божественным утешением, глубоко раненного воина Христова Фомы Русецкого[40].

В 1891 году 15 мая отца настоятеля Воскресенского собора наградят орденом святой Анны 2 степени[41]. А через 9 месяцев после этого 15 февраля 1892 года борисовский протоиерей марьиногрский созидатель ктитор Минского духовного училища Фома Яковлевич Русецкий покинет этот мир[42], прослужив в Борисове 8 лет.

5 марта 1892 года его сменит в должности настоятеля собора Воскресения Христова города Борисова священник Зачистской церкви, Борисовского уезда, Антоний Тучкевич[43].

[1] МЕВ 1876, № 1, С. 14

[2] МЕВ 1890, № 4/5, С. 111

[3] МЕВ 1878, № 2, С. 41

[4] МЕВ 1878, № 2, С. 41; МЕВ 1877, № 19, С. 381

[5] МЕВ 1878, № 2, С. 41-42

[6] МЕВ 1877, № 19, С. 379

[7] МЕВ 1877, № 19, С. 380

[8] МЕВ 1888, № 3, С. 72

[9] МЕВ 1878, № 2, С. 42

[10] МЕВ 1877, № 20, С. 411-413

[11] МЕВ 1877, № 20, С. 414

[12] Калужские епархиальные ведомости 1863, № 10, С. 182-184; Херсонские епархиальные ведомости 1863, № 13, С. 250

[13] Литовские епархиальные ведомости 1866, № 4, С.130

[14] ЛЕВ 1866, № 4, С. 132

[15] МЕВ 1876, № 1, С. 14

[16] ЛЕВ 1866, № 4, С. 135

[17] МЕВ 1877, № 16, С. 326-329

[18] МЕВ 1877, № 16, С. 329

[19] МЕВ 1877, № 20, 411

[20] МЕВ 1878, № 2, С. 42

[21] МЕВ 1876, № 1, С. 14

[22] МЕВ 1869, № 5, С. 75

[23] МЕВ 1869, № 15, С. 67

[24] МЕВ 1870, № 21, С. 288

[25] МЕВ 1871, № 17, С. 130; МЕВ 1871, № 19, С. 146

[26] МЕВ 1871, № 41, С. 323

[27] МЕВ 1874, № 22, С. 708; МЕВ 1875, № 18, С. 254

[28] МЕВ 1874, № 7, С. 114; Харьковские епархиальные ведомости 1874, № 9, С. 238

[29] МЕВ 1877, № 16, С. 328

[30] МЕВ 1877, № 16, С. 326

[31] МЕВ 1879, № 23, С. 633

[32] МЕВ 1879, № 9, С. 229

[33] МЕВ 1883, № 18, С. 553-554; МЕВ 1883, № 2, С. 45-46

[34] МЕВ 1883, № 18, С. 553

[35] МЕВ 1883, № 18, С. 553

[36] МЕВ 1883, № 8, С. 212

[37] МЕВ 1883, № 21, С. 495

[38] МЕВ 1884, № 20, С. 430-431

[39] МЕВ 1890, № 4/5, С. 110-111

[40] МЕВ 1890, № 4/5, С. 643

[41]  МЕВ 1891, № 11, С. 267-268

[42] МЕВ 1892, № 5, С. 98

[43] МЕВ 1892, № 6, С. 134

 


Return to Top ▲Return to Top ▲