Церковь против самоубийства. Дар жизни – священный Божий дар

Ни сколько не сомневаюсь, что суицидальные тенденции в психике человека берут начало от безверия. Так ли это?

Обратились с вопросами к протоиерею Илье Гончаруку – благочинному Березинского церковного округа, настоятелю Никольского храма г.Березино.

— Батюшка, откуда берутся корни суицида, стремление уйти из жизни, как Вы считаете?

Самоубийство. Страшное слово… Убийца самого себя…

А почему Вы решили, что имеете право убить самого себя? Вы сами дали себе жизнь? Вы знаете высший смысл своей жизни? Вы считаете, что она случайно возникла и случайно идет в страданиях? А вы в этом уверены??? А если не так? Ах, вы не верите в Бога? Очень жаль, но это Ваше право.

Вспомним то, что говорил великий физик Паскаль, очень верующий человек: «Если Бога нет, но я буду жить по заповедям, то я ничего не теряю, а только приобретаю. А если Бог есть, а я не буду жить по его заповедям, то я теряю всё».

Мысль закончить жизнь самоубийством появляется тогда, когда человеку кажется, что ему очень плохо, а путей улучшить ситуацию он не видит. Причем он думает только о земных радостях. Вот беда – мало радостей, а много скорбей!

А что, у других нет скорбей? Почему тогда не все думают о суициде? У наших предков во многих поколениях было мало скорбей? Почему они этого не сделали и подарили жизнь Вам? Или эгоизм уже настолько силён, что о других и думать не хочется? Вспомните о тех, кому еще хуже, чем Вам. Помогите им!

— Что по этому поводу говорит церковь?

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде и, если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.

— Может ли суицидник рассчитывать на вечную жизнь после ухода?

Обращаясь к читающим эти строки людям, желающим себе самоубийства, говорю – там за чертой жизни вы окажетесь навечно со своим страхом и ужасом, отчаянием и унынием, дикой болью. Зафиксируйте прямо сейчас свое нынешнее душевное и психическое состояние. Представили, осознали? Так вот все это будет длиться вечно, вечно… вечно… Ибо где может найти самоубийца успокоения во тьме адовой? Такое страшное вечное пикирование в ужасе…

То, чего желают самоубийцы – это прекращение сознания, но именно оно и не прекращается со смертью! Душа, как носительница личности, сознания, вечна.

Впрочем, я прекрасно осознаю, что для кого этих слов не будет достаточно, чтобы одуматься, поскольку, по словам Ф.М. Достоевского «если Бога нет – все можно».

— Может ли суицид быть оправданным?

Критикуя, нужно всегда смиряться. Легко здоровому человеку осудить неисцелимо больного, просящего смертельный укол. Легко обвинить в трусости солдата, сдавшегося в плен, особенно если ты не то что не воевал, но даже не служил в армии. Не приведи Бог испытать то, что чувствуют несчастные, лезущие в петлю или перешагивающие через балкон. Мы не хотим их судить, мы просто хотим разобраться.

Может показаться, что на самоубийство человека толкает невыносимость внешних условий: голодные дети, безработица, угрозы и насилие с чьей-то стороны и прочее. Но жизнь опровергает этот первичный взгляд. Примитивные общества, живущие впроголодь и ведущие натуральное хозяйство, не знают массовых случаев самоубийств. Жуткая история ХХ века — история ГУЛАГа и Освенцима — говорит о том, что в этих лагерях смерти, где, казалось бы, легче всего человек мог укоротить себе век и избежать будущих страданий, люди цеплялись за жизнь и вопреки всему старались выжить. Самоубийство, несомненно, имеет другие корни, нежели просто несносность жизни. И эти корни в потере Бога.

— Рассмотрим два случая. Например, на войне человек пожертвовал собой, чтобы спасти товарищей (таких случаев было множество). И второй случай: жена терпит дома от мужа немыслимые издевательства и тоже решает покончить с собой. Что думать о суициде в этих ситуациях?

Это два абсолютно разных случая. В первом случае есть слово пожертвовал. В Священном Писании мы читаем: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12). Подобная жертва – это выражение высшей добродетели – ЛЮБВИ. Подобно как пожарный погибает, спасая из огня человека, как мать при тяжелых родах соглашается на риск умереть, рожая своего малыша и т.д. Таких примеров сотни и даже тысячи. Что касается второго случая, то это конечно самоубийство. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 24.12). Нетерпение скорбей, которые даются человеку по егоже грехам – это отказ от своего жизненного креста. Мы не знаем всей ситуации, в которую попала эта женщина. Но самоубийство – это точно не выход.

— Как церковь может помочь людям, которые не видят больше смысла в собственном существовании? Куда обратиться, с чего начинать, пока не произошло непоправимое?

По единодушному соборному мнению Православной Церкви жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое тебя одолевает в данный момент, ты можешь преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что человек в своем безверии, столкнувшись с проблемами (зачастую они бывают особенно у молодежи надуманными и смехотворными), совершенно не обращается к Богу за помощью через молитвы, покаяние, таинства Евхаристии или Елеосвящения (Соборования), и доходит до черты самоубийства.

Появились мысли о самоубийстве – беги в храм к Богу. Священник всегда поможет. Поговори с ним. Откройся. Помолись. Покайся в грехах. И ты сразу почувствуешь, как отхлынут эти мысли, как Благодать касается твоей души.

— Логичный вопрос, которым задаются многие верующие: можно ли молиться за самоубийц?  

Древний взгляд на вещи, при котором наложивших на себя руки не отпевают и хоронят отдельно, единственно правилен и прост, как все святое и истинное. Каноны, правда, оговаривают возможность молиться за самоубийцу, если он был психически болен и совершил этот поступок в состоянии исступления. Но исключение лишь подтверждает, а не отменяет правило. Молиться за самоубийцу нельзя церковно, соборно, литургически. Единственной возможной молитвой остается молитва близких родственников. Один из Оптинских старцев смысл подобных молитв формулировал так: «Господи, если возможно, взыщи душу раба Твоего (имярек) И не поставь мне во грех молитву мою».

Самое же главное и страшное во всей этой теме то, что добровольно ушедший из жизни человек является добычей диавола, почти что его собственностью. Любая душа, согласно Евангелию, дороже всего миру, а значит, эту бесценную вещь лукавый враг жадно ищет и, найдя, отдавать не хочет. Замечено, что люди, однажды поднимавшие на себя руку, но оставшиеся в живых, все-таки по прошествии времени повторяют попытку самоубийства. Лукавый не хочет от них отстать. Найдя в душе больное место, он продолжает растравливать рану и хочет добиться своего. Рассказывают о случаях, когда человек, к примеру, лезущий в петлю, в последнюю секунду передумывает и хочет вылезти. В это время бесы являются видимо, начинают борьбу и буквально заставляют человека доделать то, что он начал.

Разговор о самоубийстве неизбежно покидает область психиатрии, социальных условий жизни, творчества, несчастной любви и неумолимо приходит к самому важному: самоубийца — это добыча диавола. Самое время осениться Крестом и помолиться Богу.

Беседовал Александр БЫЧКОВСКИЙ.

Березинская панорама


Return to Top ▲Return to Top ▲
error: Право на интеллектуальную собственность