Выступление епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина — «Образование и молодежная политика Борисовского района: стратегические ориентиры, новые решения»

Выступление епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина на конференция педагогических работников «Образование и молодежная политика Борисовского района: стратегические ориентиры, новые решения» 29 августа 2017 года.

  

Уважаемые участники конференции!

В современном мире в целом складывается понимание образования, как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, поступательного и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической и культурной ценностью является человеческий ресурс. Модернизация общества не может осуществляться без учета его приоритетного значения. Не случайно в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» интересы личности поставлены на первое место. В этом и других документах системы образования важнейшими качествами, которыми должен обладать выпускник, названы духовность, нравственность, инициативность, трудолюбие, патриотизм, предприимчивость, мобильность. Цель современной школы — создание условий, обеспечивающих полноценную реализацию потенциала каждого ребёнка.

Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в христианском православном сознании почитаются как главные. Это свидетельствует о назревшей потребности в возрождении традиций отечественного воспитания. Правильно усвоенное понятие образования по необходимости предполагает включение духовно-нравственной составляющей, как в образовательный, так и в воспитательный процесс.

Начало нового тысячелетия связано с осознанием того, что решение экономических и социальных проблем невозможно без воспитания человека высокой культуры. Будущие экономист, юрист или медик рано или поздно в своей деятельности столкнутся с вопросами профессиональной этики, с пониманием того непреложного факта, что ни одна экономическая модель не заработает эффективно без учёта культурно-психологических особенностей страны, в которой она реализуется. Следовательно, эти особенности надо постигать и учитывать.

Какова же наша цель? Она ясна и проста — сформировать у подрастающего поколения духовное, национальное, гражданское самосознание, привить активную жизненную позицию, научить делать правильный выбор, уклоняться от зла во всех его видах и образах. И отвлекаясь от бездушной теории, переводя взор на живые души наших детей, заботясь об их будущности, всемерно способствуя их нравственному становлению, мы — священники, педагоги, родители — призваны сплотиться вокруг наших детей, чья жизнь сегодня изобилует такими соблазнами, с которыми не встречались поколения ушедшего XX века. Только сообща мы можем научить их держаться доброй, светлой дороги, привить им навык служения Богу, Отечеству, ближним. И уже в этой земной жизни они обретут награду во сто крат — в высоком нравственном авторитете, добром имени и благодарной памяти соотечественников.

Духовно-нравственное воспитание — это реальная возможность восстановления социального института, преемственного по отношению к лучшим педагогическим традициям прошлого и способного ответить на вызовы времени. Воспитание, восходящее к отечественному, прежде всего православному наследию, обеспечивает условия для становления человека готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить не только окружающий его мир, природу, культуру, но и самого себя. Эта цель достигается только тогда, когда усилиями и государства, и Церкви, и семьи создаётся единое открытое воспитательное пространство.

Программа Сотрудничества Белорусской Православной Церкви и Минского облисполкома в сфере образования, реализуемая в регионе, как раз и предусматривает конкретные шаги в этом направлении и подкреплена значительным практическим опытом, накопленным в ресурсном центре областного уровня ГУО «Учебно-педагогический комплекс ясли сад — средняя школа №24 г. Борисова». Хочется пожелать сотрудникам Центра не останавливаться на достигнутом, развивать и шире передавать свой опыт, который тезисно изложен в журнале «Выхаванне і дадатковая адукацыя» (№ 6 ,2017), в другие учреждения образования.

Какими средствами мы сумеем осуществить всё сказанное? Конечно, лишь в опоре на традиции школы, вобравшей в себя целое тысячелетие наследия православной культуры. Это тысячелетие дало нам христианскую государственность, привило нашему народу тот непобедимый боевой дух, который составляет его немеркнущую воинскую славу, возвеличило личный героизм и мужество, соборность и чувство коллективизма, понимание личной и общей ответственности за судьбы Родины, единство в любви и правде, непримиримое отношение ко греху, ко злу, к проявлениям гордости, злобы и похоти.

Без преувеличения можно сказать, что учительство — дело героическое, особенно в наше время, когда родители во многом уже потеряли представление о том, что такое, по сути, воспитание и как воспитывать подрастающее поколение. Подробнее об этом говорится в передаче «Не хлебом единым», которая выйдет в эфир 3 сентября на местном телеканале «Скиф».

Конечно, без здоровой, крепкой семьи трудно помышлять о воспитательных задачах в школе, но нам не приходится выбирать время, в которое мы живём. Поэтому, прежде всего, хотел бы пожелать вам, дорогие коллеги и соратники, мира в ваших семьях, разумного послушания со стороны ваших собственных детей. Ибо только с крепким тылом за спиной вы сможете осуществить стоящую перед вами задачу — вдохнуть в учеников стремление учиться и трудиться во славу нашей Родины.

Неслучайно ещё в XIX столетии один из виднейших духовных писателей святитель Феофан Затворник, которого называют отцом христианской психологии, считал, что после духовенства педагоги — это самое святое, не передовое, а святое, то есть нравственно чистое, морально устойчивое, сословие общества. И не мне напоминать вам один из законов физики, открытый французским учёным Блезом Паскалем, говорящий о том, что в сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый. Дай Бог, чтобы сердце каждого педагога могло бы делиться с детьми теплотой, человеколюбием и милосердием, искоркой бодрости, радости, энергичности, столь необходимой юношеству в расслабленный XXI век. Очень бы хотелось, чтобы в руке каждого из вас благоухала лилия чистых помыслов, незазорного образа жизни, семейных идеалов.

В текущем году исполняется 500 лет со времени выхода первой печатной Библии на церковнославянском языке. Её издание осуществил уроженец города Полоцка Франциск Скорина. Приведу слова полоцкого просветителя в предисловии к изданной им книги: «Всяко Писание, Богом вдохновенное, полезно есть ко учению и ко обличению, исправлению и ко наказанию правды. Да совершен будет человек Божий и на всякое дело доброе уготован». Юбилей печатной церковнославянской Библии напоминает о важности чтения Священного Писания, которое лежит в основе христианской гуманитарной культуры. В деле нравственного совершенствования уместным будет воспользоваться вашим знанием Библии, и вашим собственным словом, вашим владением литературным языком, который сегодня необходимо возрождать. Ибо не без скорби и тревоги мы наблюдаем деградацию общения молодых людей и беспокоимся о загрязнённости их речи компьютерным сленгом, ненормативной лексикой, которые делают человека неспособным к нравственному преуспеянию.

Надеясь на лучшее будущее для наших детей, хотелось бы пожелать вам, дорогие педагоги, иметь надежду прежде всего на Бога, Всемогущего, Всепремудрого, Вселюбящего Небесного Отца, Который умножает Свою помощь тем, кто просит о ней, иметь веру в приоритет исконных нравственных ценностей, которые воплотились в жизни  лучших сынов и дочерей белорусского народа, святых: преподобной Евфросинии Полоцкой, святителей Кирилла Туровского и Георгия Конисского (Могилевского), блаженной Валентины Минской и многих других.

Всесильной помощи и вдохновения вам от Господа!


Return to Top ▲Return to Top ▲