В Ляденском монастыре совершен постриг в рясофор
Вечером 25 августа 2023 года, в канун праздника Минской иконы Божией Матери, по завершении всенощного бдения игумен Ляденского монастыря иеромонах Лавр совершил иноческий постриг.
Вступить на путь монашества сподобился послушник Сергий Елкин с наречением имени Максим в честь преподобного Максима Исповедника. Воспоминание преставления и обретения мощей святого совершается Церковью 26 августа (13 августа с.ст.). Брат Максим исполняет в Ляденской обители послушание на клиросе.
Иноческие и монашеские постриги совершаются в монастырях традиционно во время постов. Инок Максим сподобился пострига в конце Успенского поста по благословению Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, управляющего Борисовской епархией.
Игумен Лавр, после положенных молитв и крестообразного пострижения волос посвящаемого, облачил новопостриженного брата в рясу и клобук, испросив у Господа сподобить его «пожити достойно во ангельском сем житии».
Иноков называют рясофорными монахами (от греческого – «носящий рясу»), а монахов – постриженными в малую схиму, или мантийными (носящими мантию). Облачение постригаемого в рясофор состоит из подрясника, пояса, рясы и клобука, ему также даются четки.
В Древней Руси иноками называли всех монахов (чернецов). Слово «инок» – это славянская калька с греческого (инок от «инъ» – один, монах же от «моно» – один). Но язык не терпит неточности: не могло существовать два слова, называющих одно и то же. Так со временем значения слов разошлись. Слово «инок» в России стало означать первую, подготовительную ступень монашества для тех, кто уже приготовился отречься от мира, но еще не дал главные монашеские обеты. А словом «монах» именуется следующая ступень, постриг в малую схиму с принятием монашеских обетов.
Святые отцы, имея благой обычай взирать на рясофор именно как на начальную степень монашеского чина, относились к нему с уважением. Например, преподобный Амвросий Оптинский писал одному из своих чад: «Поздравляю тебя с пострижением в рясофор — это первая степень монашеского образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении и смирении, и во страхе Божием, и хранении совести, как требуют заповеди Божии, начиная с искреннего покаяния пред Богом и духовным отцом».
Русская Православная Церковь однозначно определяет рясофорное иночество как монашество. В «Положении о монастырях и монашествующих», принятом на Архиерейском Соборе 2017 года, сказано:
«Настоящим Положением определяется, что в Русской Православной Церкви иноческий постриг является вступлением в монашеский чин, со всеми соответствующими каноническими последствиями».
«Принявший пострижение любой степени (в рясофор-иночество, мантию, великую схиму) изменяет свой канонический статус и считается вступившим в монашеский чин. Принятие монашества является канонически необратимым. Оставление монашества, согласно церковным канонам, является каноническим преступлением и подлежит определенному наказанию (епитимии), срок и мера которого определяется епархиальным архиереем с учетом особенностей каждого случая».
Конечно, собственно монашеских обетов послушания, девства и нестяжания постригаемый в рясофор не произносит. Но, тем не менее, требование дать обещание пребывать в монастыре постоянно уже говорит о том, что чин пострижения в рясофор далек от простого благословения носить рясу, которое может быть дано и мирянину в особых случаях. Кроме того, что может означать обещание постригаемого «день и нощь преуспевати в добродетелех», как не то, что он с ревностью будет подвизаться в исполнении всех монашеских правил и установлений.
Таким образом, несмотря на отсутствие священных правил Церкви, которые прямо говорили бы о рясофоре как о монашеской степени, очевидно, что монашеское достоинство усваивается рясофорным инокам, во-первых, святоотеческой традицией; во-вторых, самим значением рясофорного пострига, которое нельзя умалять или недооценивать.