В Ляденском монастыре совершен постриг в рясофор

Ве­че­ром 25 ав­гу­с­та 2023 го­да, в ка­нун праз­д­ни­ка Мин­с­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по за­вер­ше­нии все­нощ­но­го бде­ния игу­мен Ля­ден­с­ко­го мо­нас­ты­ря ие­ро­мо­нах Лавр со­вер­шил ино­чес­кий пос­т­риг.


Всту­пить на путь мо­на­шес­т­ва спо­до­бил­ся по­с­луш­ник Сер­гий Ел­кин с на­ре­че­ни­ем име­ни Мак­сим в честь пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка. Вос­по­ми­на­ние пре­с­тав­ле­ния и об­ре­те­ния мо­щей свя­то­го со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью 26 ав­гу­с­та (13 ав­гу­с­та с.ст.). Брат Мак­сим ис­пол­ня­ет в Ля­ден­с­кой оби­те­ли по­с­лу­ша­ние на кли­ро­се.

Иноческие и монашеские постриги совершаются в монастырях традиционно во время постов. Инок Максим сподобился пострига в конце Успенского поста по благословению Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, управляющего Борисовской епархией.

Игу­мен Лавр, по­с­ле по­ло­жен­ных мо­литв и крес­то­об­раз­но­го по­с­т­ри­же­ния во­лос по­свя­ща­е­мо­го, об­ла­чил но­во­пос­т­ри­жен­но­го бра­та в ря­су и кло­бук, ис­про­сив у Гос­по­да спо­до­бить его «по­жи­ти до­с­той­но во ан­гель­с­ком сем жи­тии».

Ино­ков на­зы­ва­ют ря­со­фор­ны­ми мо­на­ха­ми (от гре­чес­ко­го – «но­ся­щий ря­су»), а мо­на­хов – по­с­т­ри­жен­ны­ми в ма­лую схи­му, или ман­тий­ны­ми (но­ся­щи­ми ман­тию). Об­ла­че­ние по­с­т­ри­га­е­мо­го в ря­со­фор сос­то­ит из под­ряс­ни­ка, по­я­са, ря­сы и кло­бу­ка, ему так­же да­ют­ся чет­ки.

В Древ­ней Ру­си ино­ка­ми на­зы­ва­ли всех мо­на­хов (чер­не­цов). Сло­во «инок» – это сла­вян­с­кая каль­ка с гре­чес­ко­го (инок от «инъ» – один, мо­нах же от «мо­но» – один). Но язык не тер­пит не­точ­нос­ти: не мог­ло су­ще­с­т­во­вать два сло­ва, на­зы­ва­ю­щих од­но и то же. Так со вре­ме­нем зна­че­ния слов ра­зо­ш­лись. Сло­во «инок» в Рос­сии ста­ло оз­на­чать пер­вую, под­го­то­ви­тель­ную сту­пень мо­на­шес­т­ва для тех, кто уже при­го­то­вил­ся от­речь­ся от ми­ра, но еще не дал глав­ные мо­на­шес­кие обе­ты. А сло­вом «мо­нах» име­ну­ет­ся сле­ду­ю­щая сту­пень, пос­т­риг в ма­лую схи­му с при­ня­ти­ем мо­на­шес­ких обе­тов.

Свя­тые от­цы, имея бла­гой обы­чай взи­рать на ря­со­фор имен­но как на на­чаль­ную сте­пень мо­на­шес­ко­го чи­на, от­но­си­лись к не­му с ува­же­ни­ем. На­при­мер, пре­по­доб­ный Ам­в­ро­сий Оп­тин­с­кий пи­сал од­но­му из сво­их чад: «Поз­д­рав­ляю те­бя с по­с­т­ри­же­ни­ем в ря­со­фор — это пер­вая сте­пень мо­на­шес­ко­го об­ра­за. Сер­деч­но же­лаю те­бе по­жить от­се­ле по-мо­на­шес­ки, в тер­пе­нии и сми­ре­нии, и во стра­хе Бо­жи­ем, и хра­не­нии со­вес­ти, как тре­бу­ют за­по­ве­ди Бо­жии, на­чи­ная с ис­к­рен­не­го по­ка­я­ния пред Бо­гом и ду­хов­ным от­цом».

Рус­ская Пра­во­с­лав­ная Цер­ковь од­но­з­нач­но оп­ре­де­ля­ет ря­со­фор­ное ино­чес­т­во как мо­на­шес­т­во. В «По­ло­же­нии о мо­нас­ты­рях и мо­на­шес­т­ву­ю­щих», при­ня­том на Ар­хи­е­рей­с­ком Со­бо­ре 2017 го­да, ска­за­но:

«На­с­то­я­щим По­ло­же­ни­ем оп­ре­де­ля­ет­ся, что в Рус­ской Пра­во­с­лав­ной Цер­к­ви ино­чес­кий пос­т­риг яв­ля­ет­ся всту­п­ле­ни­ем в мо­на­шес­кий чин, со все­ми со­от­вет­с­т­ву­ю­щи­ми ка­но­ни­чес­ки­ми по­с­лед­с­т­ви­я­ми».

«При­няв­ший по­с­три­же­ние лю­бой сте­пе­ни (в ря­со­фор-ино­чес­т­во, ман­тию, ве­ли­кую схи­му) из­ме­ня­ет свой ка­но­ни­чес­кий ста­тус и счи­та­ет­ся всту­пив­шим в мо­на­шес­кий чин. При­ня­тие мо­на­шес­т­ва яв­ля­ет­ся ка­но­ни­чес­ки не­об­ра­ти­мым. Ос­тав­ле­ние мо­на­шес­т­ва, со­г­ла­с­но цер­ков­ным ка­но­нам, яв­ля­ет­ся ка­но­ни­чес­ким пре­с­ту­п­ле­ни­ем и под­ле­жит оп­ре­де­лен­но­му на­ка­за­нию (епи­ти­мии), срок и ме­ра ко­то­ро­го оп­ре­де­ля­ет­ся епар­хи­аль­ным ар­хи­е­ре­ем с уче­том осо­бен­нос­тей каж­до­го слу­чая».

Ко­неч­но, соб­с­т­вен­но мо­на­шес­ких обе­тов по­с­лу­ша­ния, дев­с­т­ва и не­с­тя­жа­ния пос­т­ри­га­е­мый в ря­со­фор не про­из­но­сит. Но, тем не ме­нее, тре­бо­ва­ние дать обе­ща­ние пре­бы­вать в мо­нас­ты­ре по­с­то­ян­но уже го­во­рит о том, что чин по­с­т­ри­же­ния в ря­со­фор да­лек от про­с­то­го бла­го­с­ло­ве­ния но­сить ря­су, ко­то­рое мо­жет быть да­но и ми­ря­ни­ну в осо­бых слу­ча­ях. Кро­ме то­го, что мо­жет оз­на­чать обе­ща­ние по­с­т­ри­га­е­мо­го «день и нощь пре­ус­пе­ва­ти в доб­ро­де­те­лех», как не то, что он с рев­нос­тью бу­дет под­ви­зать­ся в ис­пол­не­нии всех мо­на­шес­ких пра­вил и ус­та­нов­ле­ний.

Та­ким об­ра­зом, не­с­мот­ря на от­сут­с­т­вие свя­щен­ных пра­вил Цер­к­ви, ко­то­рые пря­мо го­во­ри­ли бы о ря­со­фо­ре как о мо­на­шес­кой сте­пе­ни, оче­вид­но, что мо­на­шес­кое до­с­то­ин­с­т­во ус­ва­и­ва­ет­ся ря­со­фор­ным ино­кам, во-пер­вых, свя­то­оте­чес­кой тра­ди­ци­ей; во-вто­рых, са­мим зна­че­ни­ем ря­со­фор­но­го по­с­т­ри­га, ко­то­рое нель­зя ума­лять или не­до­оце­ни­вать.

Монастырское благочиние


Return to Top ▲Return to Top ▲