Неманицкий псаломщик Владимир Гахович 1897-1917…

Описать жизненный путь Владимира Ипполитовича Гаховича, опираясь полностью на Минские епархиальные ведомости не возможно.

Однако не малую часть данных о его церковном служении именно ведомости приоткрывают внимательному исследователю. Некоторая информация до наших дней не была известна даже его родственникам, с которыми мне удалось познакомиться и пообщаться как в Неманице, так и в Москве. Сразу надо отдать должное его правнукам. То как они оберегают и изучают историю своей семьи и в частности судьбу своего прадеда, пример для нас всех. Но все-таки читая воспоминания правнучки Владимира Ипполитовича Волковой Елены Феодоровны, я заметил некоторые неясности, связанные с его церковным служением.

Неманицкий псаломщик Владимир Ипполитович прослужил на приходе более 20 лет. Именно Неманица дала нашему церковнослужителю знакомство с будущей женой, рождение детей. Здесь же он приобретёт знакомство и дружбу с сильным педагогом и священником Николаем Фалевичем, мужем его старшей сестры Александры, под началом которого пройдет его первый удачный педагогический опыт, о котором даже скажут в ведомостях как показательном. За этот временной отрезок он прошел, как и вся страна, события и потрясения начала века. Прослужив большую часть своей карьеры с неманицким священником Арсением Волотовским, он видел укрепление прихода, как возрастала церковная школа, и видел трагическую кончину отца Арсения, как оскверняли храм и его истребление. И надо отметить тот факт из его жизни, что сам он примет страдания и будет расстрелян безбожными слугами в лихие и дикие 37-е.

Вопреки семейной легенде о плохих ученических качествах молодого Гаховича во время его обучения в духовном училище, мне удалось, полностью опираясь на данные ведомостей, доказать что это сильно преувеличено.

Во-первых, из-за того, что священническая династия слуцких Гаховичей весьма обширна, представителей с такой фамилией по всей Минской епархии того периода очень много, потому одноимёнцев и однофамильцев даже в газете можно встретить часто. Так произошло и с Владимиром. Оказалось, что существовали на тот момент два Владимира Гаховича. Только наш на 10 лет старше, с датой рождения в 1866 году[1].

Выясняется, что Владимир Ипполитович учился в Минском духовном училище в период с 1877 года, когда его перевели из подготовительного класса, после пересдачи экзаменов по Закону Божьему и церковно-славянскому чтению, в первый, и по 1881 год[2].

Учеба в училище в сословной системе того времени, подразумевала плату за содержание детей родителями. Отец Владимира священник Говезнянской церкви слуцкого уезда Ипполит Гахович по спискам за 1880 год должен был, для понимания современника,  оплатить за учебу сына 17 рублей[3].

Долгие годы родные Владимира Ипполитовича, опираясь на мнение, что он плохо успевал в учебе, думали, что потому его и отчислили из училища. Но свидетельства ведомостей нам дают конкретную причину, почему он на самом деле в середине четвертого класса ушел. В 1881 году в ведомостях читаем в списках учащихся: Владимир Гахович уволен «по прошению родителей»[4]. Итак, как видим, не из-за неуспеваемости будущий неманицкий псаломщик уволился из Минского духовного училища, но по просьбе обедневших родителей. Изучая причину такого решения родителей ученика четвертого последнего класса, невольно понимаешь, что у отца Ипполита Гаховича и его супруги Юзефины Никодимовны  не стало возможным платить 17 рублей в год. Тем более что в 1879 году отца Ипполита по не понятной причине освободили от должности настоятеля Говезнянского прихода[5], и что странно о нем вообще нет упоминаний в последующих номерах ведомостей. Учитывая вышесказанное, мнение семьи, что родители рано умерли и Владимир Гахович воспитывался в семье старшей сестры Александры, в замужестве Фалевич, вполне вписывается в причинно-следственную связь событий, приведших к тому, что юному 15-летнему Владимиру пришлось искать опоры в жизни и определяться со своей дальнейшей судьбой в ускоренном темпе. Но, слава Богу, читая ведомости, мы понимаем, что этот этап в жизни он принял и прошел с честью. Сделав выбор, он оказывается в списках мужского Свято-Троицкого Слуцкого монастыря как сверхштатный послушник. Сколько лет он проведет в обители сложно сказать. Но есть одна особенность ведомостей: если они не упоминают о ком-то, то это означает, кроме смерти или заштатного положения, что упоминаемое лицо продолжает служить на прежнем месте. Потому имеем основание думать, что в монастыре он проведет с 1883 года[6] по, приблизительно, 1889/90 гг. Почему  по 89/90 год? Потому что уже в 1891 году он упоминается учителем немоницкой церковно-приходской школы[7]. Хотя возможно все-таки его, как думают родственники, через время и забрала сестра Александра Фалевич, которая как раз на тот момент проживала в Неманице с мужем и настоятелем неманицкой церкви.

То есть, если принят во внимание обе версии, можем восстановить события таким образом: в 1883 году он уже послушник монастыря и через какое-то время его сестра берет в свою семью.

Так Владимир Ипполитович к 1891 году уже живет в Неманице и работает учителем местной школы. И надо сказать, что для якобы «плохо учившегося», он чудным образом выделяется начальством в своем педагогическом послушании. Вот что пишут ведомости: «Из учащих в церковно-приходских школах наиболее ревностное отношение к своему делу оказали нижеследующие лица: по Борисовскому уезду: учитель Неманицкой церковно-приходской школы Владимир Гахович»[8]. И, кстати, его зарплата в год составляла 80 рублей[9].

В этот период до 1892 года, видимо, и знакомится учитель Владимир Ипполитович, сын священника, с будущей своей избранницей Надеждой Стефановной, дочерью неманицкого псаломщика Стефана Погодицкого. Рискну предположить, что где-то в неманицкий период состоится венчание Владимира и Надежды, у которых уже в 1893 году появится первый ребенок. Но первенец родится уже в с. Савичах, слуцкого уезда, куда его переведет начальство в 1892 году 9 декабря[10] в должности псаломщика при настоятеле родственнике священнике Николае Гаховиче. На этом послушании он заменит своего же родственника Михаила Гаховича, отправленного 24 октября 1892 года епархиальным начальством служить псаломщиком в Изяславскую Преображенскую церковь[11].

В Савичах родятся и другие дети, так как на этом приходе Владимир Ипполитович пробудет до смерти своего тестя, псаломщика неманицкой церкви Стефана Погодицкого 5 февраля 1897 года. А уже 11 февраля 1897 года[12] савичского псаломщика Владимира Гаховича назначат на место отца его супруги. Так промысел Божий приведет Владимира в Неманицу опять.

Ему уже не суждено будет послужить вместе с отцом Николаем Фалевичем, так как его переведут за полмесяца до назначения Гаховича в собор города Борисова, а настоятелем станет священник Тимофей Давидович, с которым он будет возносить свои молитвы в неманицкой церкви до 1902 года. С этого года Владимир Гахович будет служить и помогать в богослужении отцу Арсению Волотовскому, смерти которого от рук китайских рабочих он будет свидетелем. Странность смерти от рук китайцев еще и в том, что на тот момент некоторые китайцы уже приняли коммунизм, а революционное волнение дошло и до деревень, и возможно убийство было не на почве грабежа, а даже целенаправленное и циничное уничтожение Церкви и ее служителей.

 Понимал ли это Владимир Гахович? Наверное. Чувствовал ли он грядущую анархию и безбожие. Думаю  — да. Хотя и не представлял, что и он сам как отец Арсений, станет жертвой гонений на служителей Божьих.

До своего ареста, он пережил уничтожение церкви, в которой долгие годы служил, в которой венчался и крестил своих деток. Он даже успел поработать в колхозе. В 1937 году его арестовали, сразу же после ареста его известного в политико-общественных кругах того времени зятя, Хацкевича Александра Исаковича, в честь кого в Борисове названа улица. Из ответа комитета госбезопасности одной из родственниц неманицкого страдальца, узнаем, что Владимир Гахович был приговорен к расстрелу. Его не стало 23 октября 1937 года. 15 ноября 1958 года неманицкого страдальца псаломщика храма святых апостолов Петра и Павла реабилитировали.

 

[1] Волкова Е.Ф. Жизнь неманицкого прихода в 90-х гг. XIXв. – 30 гг. XX – https://borisoveparhia.by/pravoslavnoe-kraevedenie/zhizn-nemanickogo-prikhoda-v-90-kh-gg-xixv-30.html.

[2] МЕВ 1876, № 13, С. 237; МЕВ 1877, № 14, С. 175; МЕВ 1878, № 14, С. 362; МЕВ 1878, № 19, С. 508; МЕВ 1880, № 19, 480; МЕВ 1881, №с 19, С. 319

[3] МЕВ 1880, № 19, 480

[4] МЕВ 1881, № 19, С. 319

[5] МЕВ 1879, № 12, С 310

[6] МЕВ 1883, № 10, С. 242-243

[7] МЕВ 1891, № 17, С.134; МЕВ 1891, № 14, С. 51

[8] МЕВ 1891,. № 14, С. 51

[9] МЕВ 1891, № 17, С.134

[10] МЕВ 1892, № 24, С. 670

[11] МЕВ 1892, № 21, С. 598

[12] МЕВ 1897, № 4, С. 58


Return to Top ▲Return to Top ▲