Протоиерей Сергий Лазурьевский (лошницкий пастырь)

Жизненный путь отца Сергия Лазурьевского достоин пера автора романа. В его судьбе были падения и взлеты, успехи и ошибки. Его жизнь была полна драматизма, противоречий, внутренней борьбы. Он поменял более пяти приходов. Год пробыл в запрете священнослужения. Он побывал на войне, из которой принес контузию. Совершил пастырскую ошибку, приняв обновленчество, участвовал в работе раскольнической Полоцкой епархии. Окончил свой путь в общей яме с могилевскими священниками, расстрелянными за веру в 1937.

Родился Сергей Николаевич[1] Лазурьевский в 1870 году[2] в семье псаломщика[3]. В 1885 году окончил Витебское духовное училище[4], а в 1891 году – Витебскую семинарию по второму разряду[5]. Согласно данным ведомостей он и его брат числились в списках бедных учеников, которым постоянно выдавалось дополнительное пособие[6].

По окончании семинарии 4 июля 1891 года Сергей Лазурьевский был назначен псаломщиком в Успенский собор города Люцин Витебской губернии[7]. 12 мая 1892 года ему было предоставлено место священника при Мухоедовской церкви Речицкого уезда Минской епархии[8]. 28 июня 1892 года его рукоположили во священника[9]. На этом приходе он прослужил до 1895. 4 мая 1895 года он был перемещен к Вербовичской церкви Речицкого уезда[10].

О некоторых чертах пастыря в этот период нам говорят ведомости. В 1897 году ему и прихожанам объявили от имени епископа благодарность за внимание к благоукрашению храма[11]. И в конце того же года новости свидетельствуют о заботливости настоятеля к убранству храма: были куплены иконы св.блг.кн. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца каждая по 25 рублей[12]. Этот год был плодотворным на подарки для этого прихода. Так отцом Иоанном Сергиевым из Кронштадского Андреевского собора было пожертвовано 100 рублей и утвари на сумму 300 рублей. Из них это евхаристический набор, дарохронительница, напрестольный крест, крестильный прибор и малое святое Евангелие[13].

30 марта 1898 года он стал настоятелем Замошско-Слободской церкви Борисовского уезда[14]. На данном приходе отец Сергий активно занимался устройством работы церковно-приходской школы. К примеру, в 1900 году были выделены 973 рубля 10 копеек «на постройку здания»[15]. А в 1901 году в уже построенную школу выделяют 50 рублей на мебель[16]. В 1901 году обновили и иконостас храма за 500 рублей, который подарил судебный пристав минского окружного суда Нил Бурцов[17]. 8 марта в 1901 году отца Сергия перевели в Лошницу[18].

К моменту перехода в Михайловский приход села Лошницы в семье Лазурьевских уже родились три дочки и сын: Евгения[19], Вера[20], Надежда[21] и Михаил[22].

Лошницкий период жизни и служения отца Сергия Лазурьевского был самым продолжительным, около 9 лет, из всех его предыдущих и будущих. Кроме того, этот период стал и самым плодотворным как пастыря и педагога. В его адрес неоднократно объявлялась епархией благодарность[23] за ревность и усердие в деле преподавания Закона Божия, за его заботливость к работе церковного образования. Будучи законоучителем и заведующим приходской школы и школ грамоты, отец Сергий, согласно отчету уездного наблюдателя, наладил систему контроля за учителями и их работой: «учителя школ грамоты в воскресные дни обязаны были являться к заведующим с отчетом о пройденном в течение недели и для получения указаний и разъяснений относительно занятий на предстоящую неделю»[24].

В 1904 году его наградили набедренником[25]. 1907 медалью Красного Креста[26]. В 1908 году в Лошницкой волости произошло природное бедствие, многие хозяйства пострадали от сильного града. В ведомостях этого года сохранилось его обращение к духовенству помочь реально пострадавшим семьям, которые остались без урожая[27]. 1 января 1910 года немало сделавшего для Лошницы отца Сергия переместили служить настоятелем в Чижевичской церкви Слуцкого уезда[28].

За данный период его служения мы находим несколько статей отца Сергия в ведомостях: в первой[29] он предлагает улучшить систему владения землей для священника, для которого, по его мнению, она является единственным стабильным источником дохода; во второй[30] он ставит вопрос перед читающими о целесообразности в пасхальной утрене использовать в момент крестного хода фейерверки и пиротехнику.

Так же в 1911 году ведомости написали о его добром поступке в отношении пересыльных заключенных, расположенных вдали от цивилизации, которым он помогал с причастием и исповедью, иными требами совершенно бесплатно, жертвуя своим временем и средствами ради ближнего[31]. В том же 1911 году в Покровском храме был сделан ремонт[32].

На слуцком приходе отец Сергий прослужил до 1913 года. 5 февраля 1913 года по неизвестной нам причине священника Сергия отправили в запрет «до окончания возникших о нем дел»[33]. 1 июня его направили нести послушание псаломщика в Долматовской церкви Новогрудского уезда[34]. 24 декабря он подал прошение об освобождении его от этой должности[35]. 22 февраля 1914 года отца Сергия восстановили в священстве и направили служить в Вознесенской церкви[36] Угриничского прихода Пинского уезда[37]. Сколько пробыл иерей Сергий на данном приходе установить не удалось. Но уже в 1915 году его имя фигурирует в описании вестей с фронта. Выясняется, что отец Сергий был полковым священником 277 Переяславского пехотного полка[38]. А чуть позже священником 143 полевого запасного госпиталя[39]. На войне отец Сергий себя проявил. В апреле 1915 года его полк вел боевые действия на территории польского Закарпатья.

В местечке Ржепенин-Бискупе он организовал всенощное бдение прямо под пулями. Ему пришлось остановить службу только из-за легкой контузии. В 1916 году его подвиги на фронте не остались без внимания священноначалия и его указами Синода от 27 декабря одарили орденом святой Анны 2 и 3 степени[40]. Надо отметить тот факт, что в 1916 году 277 Переяславский полк посещал архиепископ Тихон (Белавин). Есть фото этого события. На нем с епископом запечатлены и два священника, возможно один из них и был отец Сергий.

Как пережил революцию 1917 года и где служил в период с 1917 по 1926 год отец Сергий Лазурьевский выяснить не удалось. Но в 1926 году он числился как участник организации обновленческой Полоцко-Себежской епархии. Его и еще пару священников избирают в епархиальное управление[41].

В 1931 году обновленцам удалось захватить приходы в Лепеле. Но в 1933 году обновленцы стали покидать и эти приходы. С 1933 по 1934 год в Лепельском соборе служил отец Сергий, который числился уже в рядах православного духовенства, восстанавливающего богослужение после обновленческого беспорядка[42].

Дальнейшая судьба отца Сергия скорее всего была связана с Могилевской епархией, так как его имя и фамилия фигурируют в списках расстрелянных за веру могилевских священников 28 сентября 1937 года[43].

[1]Замошско-Слободская церковь Святой Анны (деревня Слобода) Докшицкая волость Борисовский уезд. – Электронный ресурс: http://vilejski-uezd.by/threads/zamoshsko-slobodskaja-cerkov.1420/

[2] Лазурьевский Сергий, протоиерей Биографический справочник. – Электронный ресурс: http://feodorovna.ucoz.lv/publ/raznoe/biograficheskij_spravochnik/l_str_1_alfavitnyj_razdel/51-1-0-721

[3] Полоцкие епархиальные ведомости (далее – ПЕВ) 1883, № 14, С. 476

[4] ПЕВ 1885, № 14, С. 446

[5] ПЕВ 1891, № 13, С. 583

[6] ПЕВ 1884, № 12, С. 370

[7] ПЕВ 1891, № 17, С. 759

[8] МЕВ 1892, № 10, С. 225-226

[9] МЕВ 1892, № 13, С. 328

[10] МЕВ 1895, № 10, С. 164

[11] МЕВ 1897, № 6, С. 107

[12] МЕВ 1897, № 24, С. 260-261

[13] МЕВ 1897, № 6, С. 106

[14] МЕВ 1898, № 8, С. 139

[15] МЕВ 1900, № 5, С. 107

[16] МЕВ 1901, № 1, С. 17

[17] МЕВ 1901, № 5, С. 78

[18] МЕВ 1901, № 7, С. 120

[19] МЕВ 1903, № 15, С. 256

[20] МЕВ 1910, № 13/14, С. 24

[21] МЕВ 1909, № 13/14, С.24

[22] МЕВ 1905, № 21, С. 316

[23] В 1903, 1905, 1908/9 годах. МЕВ 1903, № 1, С. 4; МЕВ 1905, № 14/15, С. 276; МЕВ 1910, № 4, С. 45

[24] МЕВ 1905, № 12, С. 226

[25] МЕВ 1904, № 13, С. 211

[26] МЕВ 1907, № 7, С. 100

[27] МЕВ 1908, № 20/21, С. 747

[28] МЕВ 1910, № 2, С. 17-18

[29] МЕВ 1911, № 23, С. 664

[30] МЕВ 1912, № 8, С. 231

[31] МЕВ 1911, № 23, С. 611

[32] История Свято-Покровского храма г. Солигорска д. Чижевичи. – Электронный ресурс: https://sol-churches.ucoz.org/publ/cerkvi/chizhevichi/istorija_svjato_pokrovskogo_khrama_g_soligorska_d_chizhevichi/2-1-0-3

[33] МЕВ 1913, № 4, С. 48

[34] МЕВ 1913, № 12, С. 303

[35] МЕВ 1914, № 3, С. 22

[36] МЕВ 1914, № 19, С. 294

[37] МЕВ 1914, № 7, С. 96

[38] Вестник военного духовенства (далее – ВВД) 1915, № 13/14, С. 407

[39] ЦВ 1917, № 4, С. 22

[40] ЦВ 1917, № 4, С. 22

[41] Полоцкая и Глубокская епархия // Православная энциклопедия. Том LVII. М., 2020. С. 211

[42] Проект «История православной Лепельщины». – Электронный ресурс: https://vk.com/topic-203013125_48437280?offset=60

[43] Малинина Полина. Жертвы репрессий: их тела исчезли навсегда, но души зовут нас к покаянию. – Электронный ресурс: https://vecherniy-mogilev.by/zhertvy-repressij-ih-tela-ischezli-navsegda-no-dushi-zovut-nas-k-pokayaniju/


Return to Top ▲Return to Top ▲