Священномученик протоиерей Владимир Зубкович (новое в биографии)

Изучая жизнь и служение отца Владимира Зубковича по данным ведомостей, сопоставляя полученные факты с имеющимися жизнеописаниями святого Борисовской земли, в очередной раз убеждаемся в исторической ценности церковной публицистики, которая раскрывает новые сведения о священническом пути отца Владимира.

Родился Владимир Зубкович в 1863 году[1] в семье священника Гавриила Михайловича Зубковича, выпускника Литовской духовной семинарии 1839 года[2]. Отец Гавриил был с 1856 года настоятелем Никольского храма местечка Смолевичи Борисовского уезда[3]. Значит родился будущий святой в Смолевичах.

Сколько в семье его отца было детей судить сложно. Но о сестре отца Владимира ведомости нам сообщают. Ее имя София. София Зубкович была допущена к поступлению в Минское женское духовное училище в 1877 году[4]. Это значит, что приблизительный год ее рождения 1867.

6 сентября 1874 года Владимир Зубкович был принят в первый класс Минского духовного училища[5]. Окончил училище в 1879 году. И в том же году поступил в первый класс Минской семинарии[6]. Как сообщают ведомости, первый год обучения давался Владимиру не просто: по болезни он пропустил 44 урока[7]. Что как результат отразилось на успеваемости. Ему пришлось пересдавать греческий язык, за который на экзамене до этого он получил ниже 3 баллов[8]. Такие сложности в учебе его не расстроили, но, судя по конечному результату учебы в семинарии, дали силы и импульс преодолевать преграды с успехом. Окончил семинарию Владимир Зубкович в 1885 году со званием студента и аттестатом об окончании курса[9].

С 1 августа 1885 года по 1 сентября 1887 года[10] находился на службе младшим контролером в Минском акцизном управлении[11]. 25 ноября 1887 года Владимира Зубковича определили псаломщиком к Старицкой[12] церкви Игуменского уезда[13]. На этом приходе он пробыл до своего очередного назначения 8 января 1888 года псаломщиком к Изяславской Преображенской церкви Минского уезда[14]. 17 июня 1888 года ему было предоставлено место священника[15]. 29 июня его рукоположили во диакона[16], а 3 июля во священника Никольской церкви Минского уезда[17]. Но уже 23 декабря 1888 года иерея Владимира перевели в Смолевичи к его отцу[18]. В начале пастырского пути отец Владимир пережил смерть молодой супруги, смог найти силы принять это изменение в своей жизни и идти дальше, активно работая на благо церкви и общества.

На своем родном приходе отец Владимир проявил себя как ревностный и заботливый преподаватель и организатор. В 1889 году он написал рапорт, в котором просил выделить для приходской школы 30 рублей на мебель[19], и получил положительный ответ[20]. Он сам преподавал не только Закон Божий, но и пение, создал хор при Смолевичском народном училище. За что он был одарен благодарностью от епископа в 1893 году [21]. С 6 марта 1893 года его избрали членом благочиннического совета[22]. А также в 1893 году – членом Правления семинарии[23]. 22 февраля 1894 года его наградили набедренником[24]. В 1895 году его имя фигурировало в должности духовного следователя[25]. В 1896 году за усердие в преподавании Закона Божия ему выразили очередную благодарность от епископа[26]. 5 декабря 1896 года умер  его отец настоятель храма святого Николая в местечке Смолевичи священник Гавриил Зубкович[27]. Вместо него 16 декабря назначили настоятеля Витуничской церкви Борисовского уезда священника Василия Лисицкого[28].

Пережив смерть отца, иерей Владимир Зубкович продолжил активную работу в сфере церковного образования. В том же непростом для него 1896 году 30 августа его назначили уездным наблюдателем церковных школ[29]. 7 августа 1900 года отца Владимира освободили от должности уездного наблюдателя[30]. И уже 12 октября того же года его переместили со Смолевич в Минск на должность законоучителя Минского женского училища духовного ведомства «и священника церкви онаго»[31]. 16 декабря 1900 года его место на приходе святителя Николая занял священник Иларион Рудаковский[32]. Однако на приходе отец Иларион прослужил совсем не много, так как умер 25 февраля 1901 года[33]. В связи с чем, иерея Владимира Зубковича возвращают из минского училища в Смолевичи 16 марта 1901 года[34]. В том же марте 1901 его наградили бархатной фиолетовой скуфьей[35]. А летом, согласно новой инструкции настоятелям, утверждённой Синодом 8 мая-4 июля 1901 г. за № 1829, епархиальное начальство назначило его настоятелем Смолевичской церкви[36]. 11 мая 1901 за успехи в церковном образовании был награжден от Синода книгой «Библия»[37].

24 сентября 1901 года иерей Владимир снова был назначен уездным наблюдателем[38]. В 1902 его освободили от должности члена Правления семинарии[39]. 1 мая 1903 года второго священника прихода Василия Лисицкого переместили к Блужской церкви Игуменского уезда[40], а на его место 10 июня 1903 назначили настоятеля Ухвальской церкви Борисовского уезда иерея Владимира Зенюка[41]. Для отца Владимира Зенюка Смолевичский храм святителя Николая Чудотворца был родным, так как до 1896 года он трудился в нем псаломщиком и после этого года вышел из него на священническое место при Мхерино-Рубежской церкви Борисовского уезда[42]. То есть с отцом Владимиром Зубковичем он был давно знаком.

Никольский храм Смолевичи интерьер 1909

В 1904 и 1906 годах настоятеля Смолевичской церкви как законоучителя Плисской школы грамоты наградили благодарностью за усердие в педагогической деятельности[43]. В 1905 отца Владимира Зубковича наградили камилавкой[44]. 15 августа 1907 года отец Владимир уволился с епархиальной службы[45], чтобы снова отправится в Минск, по решению епархиального начальства от 16 августа, для служения в должности помощника инспектора Минской семинарии[46]. В этой должности отец Владимир прослужил 8 лет.

В 1909 году его наградили наперсным крестом от Синода[47]. В период 1909-1910 года он числился как действительный член Кирилло-Мефодиевского братства[48]. В 1911-1914 годах принимал участие в работе Минского отделения Императорского Православного Палестинского Общества в качестве его казначея[49]. К 1913 году согласно выслуге лет в пять лет в должности помощника инспектора семинарии ему увеличили зарплату до 900 рублей[50]. В жизнеописании отца Владимира игумена Дамаскина (Орловского) приведены такие яркие свидетельства о личности святого в годы его работы в семинарии: «Инспектор семинарии характеризовал отца Владимира как человека, «глубокая религиозность и благонастроенность которого являлись фактором, усугублявшим его благотворное влияние на воспитанников», а ревизовавший семинарию в 1911-1912 учебном году Петр Федорович Полянский писал о нем, что он «человек сердечный, скромный, внимательный к воспитанникам»»[51]. В 1912 году отец Владимир публикует свою проповедь в ведомостях под названием «Слово на Новый год»[52].

В 1913 году в июне месяце иерей Владимир принимал участие в работе Съезда законоучителей средне-учебных заведений Минской губернии в качестве законоучителя Минских женских педагогических курсов[53]. 20 июня на закрытии Съезда отец Владимир управлял хором законоучителей на торжественном богослужении[54]. Он же руководил хором при работе Свято-Николаевского Народного Братства[55]. 6 мая 1914 году его наградили орденом святой Анны 3 степени[56]. Летом в 1915 году отец Владимир по состоянию здоровья уволился от духовно-учебной службы и был определён священником церкви при Минском тюремном замке[57]. 14 декабря 1916 года согласно его прошению уволился с должности священника тюремной церкви[58]. В том же году определением Синода от 23 мая-7 июня за № 3546 был определен помощником инспектора Тамбовской духовной семинарии[59]. В Тамбове он прослужил до самого закрытия семинарии в 1918 году. После чего вернулся в родной приход в Смолевичи[60]. К этому времени приходом управлял отец Владимир Зенюк, который в 1909 году построил и 25 июля 1910 году освятил новый храм святителя Николая в Смолевичах[61].

Прослужив вторым священником, позже отец Владимир снова стал настоятелем храма. К этому моменту власть в стране принадлежала безбожникам. Его настоятельство в лихие годы стало его крестным путем. Неоднократно вызываемый на допросы в НКВД, он был в результате арестован 29 декабря 1937 года[62] и расстрелян 31 января 1938 года[63].

Материал подготовил иерей Антоний Семилет.

[1] МЕВ 1907, № 21, С. 4; МЕВ 1908, № 20/21, С. 262

[2] Выпускники Литовской духовной семинарии 1830-1905, 1907-1914, 1916 гг. – Электронный ресурс: http://petergen.com/bovkalo/duhov/litsem.html

[3] Николай Мурашко. История храма. – Электронный ресурс: https://hramnikolai.cerkov.ru/istoriya-xrama/

[4] МЕВ 1877, № 14, С. 182

[5] МЕВ 1874, № 17, С. 296

[6] МЕВ 1879, № 17/18, С. 480

[7] МЕВ 1880, № 7, С. 200

[8] МЕВ 1880, № 14, С. 370

[9] МЕВ 1885, № 15, С. 198

[10] МЕВ 1907, № 21, С. 4; МЕВ 1908, № 20/21, С. 262

[11] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. – Электронный ресурс: https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-zubkovich#p3

[12] а не Старчицкой, как везде пишут

[13] МЕВ 1887, № 24, С. 542

[14] МЕВ 1888, № 2, С. 34.

[15] МЕВ 1888, № 13, С. 357

[16] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. – Электронный ресурс: https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-zubkovich#p3

[17] МЕВ 1888, 14, С. 386

[18] МЕВ 1889, № 1, С. 2

[19] МЕВ 1889, № 10, С. 214

[20] МЕВ 1889, № 17, С. 411

[21] МЕВ 1893, № 7, С.81

[22] МЕВ 1893, № 17, С. 325

[23] МЕВ 1893, № 16, С. 378; МЕВ 1893, № 17, С. 336

[24] МЕВ 1894, № 6, С. 126

[25] МЕВ 1895, № ¾, С. 61

[26] МЕВ 1896, № 8, С. 149

[27] МЕВ 1896, № 1, С. 3

[28] МЕВ 1896, № 1, С. 2

[29] МЕВ 1907, № 21, С. 4; МЕВ 1908, № 20/21, С. 262М

[30] МЕВ 1900, № 17, С. 367

[31] МЕВ 1900, № 21, С. 423

[32] МЕВ 1901, № 1, С. 10

[33] МЕВ 1901, № 6, С. 114

[34] МЕВ 1901, № 8, С. 144

[35] МЕВ 1901, № 8, С. 143

[36] МЕВ 1901, № 18, С. 377

[37] ЦВ 1901, № 19, С. 172; МЕВ 1901, № 12, С. 223

[38] МЕВ 1901, № 20, С. 421

[39] МЕВ 1902, № 6, С. 130

[40] МЕВ 1903, № 10, С. 258-259

[41] МЕВ 1903, № 13/14, С. 199

[42] МЕВ 1896, № 20, С. 408

[43] МЕВ 1904, № 11, С. 248; МЕВ 1906, № 15, С. 36

[44] МЕВ 1905, № 10, С. 140; ЦВ 1910, № 19, С. 186

[45] МЕВ 1907, № 16, С. 420

[46] МЕВ 1907, № 21, С. 4; МЕВ 1908, № 20/21, С. 262

[47] ЦВ 1909, № 18/19, С. 158

[48] МЕВ 1911, № 4, С. 49

[49] МЕВ 1912, № 2, С. 21; МЕВ 1913, № 7, С. 182; МЕВ 1914, № 18, С. 1 (Приложение к Минским епархиальным ведомостям)

[50] МЕВ 1913, № 6, С. 128

[51] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. – Электронный ресурс: https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-zubkovich#p3

[52] МЕВ 1912, № 2, С. 25-29

[53] МЕВ 1913, № 17, С. 6 (Приложение к Минским епархиальным ведомостям за 1913 г.)

[54] МЕВ 1913, № 19, С. 35-36

[55] МЕВ 1913, № 7, С. 220-221

[56] ЦВ 1914, № 18/19, С. 156; МЕВ 1914, № 14, С. 38

[57] ЦВ 1915, № 32, С. 403

[58] МЕВ 1916, № 1, С. 5

[59] ЦВ 1916, № 25, С. 258; Тамбовские епархиальные ведомости 1916, № 28, С. 997

[60] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. – Электронный ресурс: https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-zubkovich#p3

[61] МЕВ 1910, № 16, С. 366-373

[62] Зубкович Владимир Гаврилович (1863). Открытый список. – Электронный ресурс: https://ru.openlist.wiki/%D0%97%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(1863)

[63] Кривонос Феодор, свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918–1951гг.). — Киевец, 1996. С. 69


Return to Top ▲Return to Top ▲