Неманицкие настоятели священники Ипполит Зданович и Тимофей Давидович
Название данной статьи выбрано не случайно. Дело в том, что Минские епархиальные ведомости как источник знаний о жизни и деятельности церковно-священнослужителей Минской епархии за период 1868-1920 года весьма скупы на подробности их биографии, потому об этих неманицких пастырях сведений мало. Второй причиной объединить рассказ о двух священниках сразу, стал общий факт их настоятельства в Неманице: они оба в разные годы мало[1] прослужили на приходе. Так, священник Ипполит – всего два месяца и три дня, а иерей Тимофей – пять лет семь месяцев и девять дней. Кроме того, оба священника скоропостижно скончались: отец Ипполит Зданович на Неманицком приходе, прослужив всего два месяца, что дает косвенное основание для поисков могилы на территории местного кладбища; и отец Тимофей Давидович, который прожил, после перевода на Дубровский приход бобруйского уезда, поменявшись храмами с будущим неманицким пастырем Арсением Волотовским, всего год и двадцать девять дней, скончавшись на бывшем приходе отца Арсения.
Итак, иерей Ипполит Зданович. Когда, где, в какой семье родился и рос отец Ипполит, какое получил образование и где, сведений в ведомостях нет. Мы не знаем, в каком году он начал пастырский путь. Но уже 1869 году он служит настоятелем прихода и местным законоучителем народного училища с. Синявки слуцкого уезда[2]. Что он еще служит на том же приходе говорят данные за 1874 год: о получении от него 9 рублей 20 копеек в фонд Минского Православного Николаевского братства, в котором он на тот момент состоял членом жертвователем[3]; и в этом же году избран членом благочиннического совета третьего округа слуцкого уезда[4]. В его настоятельство в Синявском приходе старостой упоминается в 1870 году Стефан Тамуць[5]. Из всех наград, которые возможно у отца Ипполита были, знаем о набедреннике, полученном в 1874 году[6].
1 июля 1876 года отец Ипполит покинул приход и принял обязанности настоятеля Папернянской церкви минского уезда[7]. Надо сразу сказать, что приход ему достался очень не простой, в том, смысле, что те же ведомости описывали его как «беднейший приход епархии»[8]! Или вот: «Из денег, завещанных в пользу беднейших церквей Минской Епархии статским советником Волковым, назначено в Папернянскую церковь, минского уезда 30 рублей»[9]. Эта участь многих и современных приходом близких по расположению к городам. Папернянский храм находился на расстоянии 14 верст от Минска, грубо говоря, около 15 километров. Как священник Ипполит справлялся с новой бытовой проблемой, к сожалению, ведомости не описывают, хотя было бы интересно иметь такую справку в качестве пособия для многих современных сельских пастырей по приходскому «выживанию». В 1876 году состав прихода был следующим: Паперня, Пильница, Марковщина, Лусково, Боровцы, Касин, Бычки, Перекоп, Белое-болото, Копцы, Косынки[10]. Псаломщиком числился Стефан Смолич[11].
В папернянский период отец Ипполит часто фигурирует в расписании проповедей, публикуемых ведомостями, как проповедник в минском кафедральном соборе в 1881, 1882, 1883 годах, причем по несколько раз в год[12]. А в 1879 и 1880 годах его проповеди даже публикуют в газете[13].
Есть интересный факт, связанный с именем отца Ипполита, очень ярко характеризующий его как человека и пастыря. В 1878 году на заседании Духовной Консистории рассматривали обращение архиепископа Литовского и Виленского Макария к епископу Минскому и Бобруйскому Евгению с просьбой помочь выполнить поручение Синода о выделении и готовности отправить на служение в город Брест-Литовск «15-ти благонадежных священнослужителей» при военно-временных госпиталях № 37 и 42. Ситуация оказалась не простой: из ранее назначенных священников, кто по болезни, кто сам не явились. Так вот отец Ипполит сам просил в прошении от 4 марта 1878 года за № 15 отправить его на это не простое служение. Его взяли в резерв, но, видимо, так и не отправили, так как приоритетом были монашествующие служители, необременённые приходами[14].
В 1882 году по предложению настоятеля Борисовского собора протоиерея Романа Пастернацкого, отец Ипполит назначен членом комитета по управлению свечным складом[15].
Но уже в 1883 году его назначают в Неманицкий приход[16], где отец Ипполит всего через пару месяцев отойдет ко Господу 21 декабря[17]. В ведомостях за 1885 год узнаем, что на момент смерти супруга его жене Любови Зданович было всего 34 года. Этот факт нам помогает косвенно представить возраст и отца Ипполита.
Факт смерти отца Ипполита Здановича в Неманице дает новый импульс для поисков и идентификации его захоронения на территории старинного местного кладбища.
Про священника Тимофея Давидовича путем анализа данных ведомостей за разные годы и методом сопоставления этих данных выясняется, что он был сыном псаломщика Копыльской церкви слуцкого уезда Христофора Давидовича, который 1 января 1878 года перешел в эту церковь из Добровольщинской бобруйского уезда[18]. Его мамой была Мария Давидович. Его сестрами — Евдокия и Иулиания, а братом — Сергей[19], который в будущем будет учиться в одно время с неманицким страдальцем за Христа Владимиром Гаховичем в Слуцком духовном училище[20]. Сам же Тимофей будет познавать азы веры в том же заведении в период с 1881 года по 1886 год. Всего пять лет, так как по его же просьбе ему было разрешено пройти повторный IV класс обучения, то есть он остался еще на год и окончил полный курс СДУ в 1886 году[21]. После училища Тимофей Давидович учился в Минской духовной семинарии. Опять сравнительный анализ привел нас к выводу о том, что обучался он с 1886 года по 1895 год[22]. Почему девять лет? Потому что был оставлен на повторный курс во II, III и IV классе[23]. Часто его оставляли на переэкзаменовки: в 1888 – по сочинению, в 1892 – по логике. Но, так или иначе, 6 июля 1895 года выпускник МинДС становиться псаломщиком Волковичской церкви новогрудского уезда[24]. Однако на этом приходе в должности уставщика он пробудет не долго.
Еще летом 27 июня 1895 года умирает настоятель Жаровской церкви речицкого уезда священник Василий Александровский[25] и на его место 2 октября рукоположили Тимофея Давидовича[26]. На этом же приходе он прослужил около двух лет.
23 января 1897 года его перевели к Неманице[27]. В его настоятельство 5 февраля умирает псаломщик Неманицкого прихода Стефан Погодицкий[28]. И на его место 11 февраля приходит, согласно прошению будущий неманицкий исповедник псаломщик Савичской церкви слуцкого уезда Владимир Гахович[29]. Старостой же при нем был Павел Бурко[30]. Членами попечительства прихода были: Авраам Бурко, Стефан Климкович, Никифор Галько, Тимофей Климкович, Алексей Сенькевич, Иоаким Соколовский, Василий Шишло, Андрей Конон, Феодор Райкевич, Петр Слайковский[31].
1 сентября 1902 года его переведут на место служения отца Арсения Волотовского к приходу Дубровской церкви бобруйского уезда. Отца же Арсения назначат настоятелем Неманицкой церкви[32]. 30 сентября 1903 года ведомости напишут о смерти отца Тимофея Давидовича[33], который прослужит на новом приходе лишь один год.
Иерей Антоний Семилет
[1] Мало в сравнении с предыдущими и теми, кто будет после них
[2] МЕВ 1869, № 21, С. 290-291
[3] МЕВ 1874, № 8, С. 255; МЕВ 1874, № 8, С 260
[4] МЕВ 1874, № 20, С. 334
[5] МЕВ 1870, № 20, С. 271
[6] МЕВ 1874, № 24, С. 384
[7] МЕВ 1876, № 14, С. 262-263
[8] МЕВ 1888, № 4, С.95
[9] МЕВ 1882, № 3, С. 43
[10] МЕВ 1876, № 9, С. 438
[11] МЕВ 1876, № 9, С. 437
[12] МЕВ 1881, № 21, С. 362; МЕВ 1881, № 21, С. 361; МЕВ 1882,№ 23, С. 378; МЕВ 1882,№ 23, С. 380
[13] МЕВ 1879, № 13/14, С. 145-151; МЕВ 1880, № 23, С. 517-521
[14] МЕВ 1878, № 7, С. 144-147
[15] МЕВ 1882, № 5, С.89
[16] МЕВ 1883, № 21, С. 495
[17] МЕВ 1884, № 1, С. 11
[18] МЕВ 1877, № 24, С 320; МЕВ 1885, № 22, С. 323
[19] МЕВ 1885, № 22, С. 323
[20] МЕВ 1887, № 20, С. 478
[21] МЕВ 1885, № 15, С. 208; МЕВ 1886, № 15, С. 281
[22] МЕВ 1888, № 21, С. 593; № 13, С. 367; № 8, С. 239;МЕВ 1889, № 21, С. 505; МЕВ 1894, № 14, С. 337; МЕВ 1893, № 19/20, С. 418;МЕВ 1894, № 24, С. 612; МЕВ 1895, № 14, 276
[23] МЕВ 1889, № 13, С. 309; МЕВ 1889, № 21, С. 505; МЕВ 1891, № 17, С. 448
[24] МЕВ 1895, № 14, С. 268
[25] МЕВ 1895, № 15, С. 309
[26] МЕВ 1895, № 19/20, С. 407
[27] МЕВ 1897, № 3, С. 32
[28] МЕВ 1897, № 4, С. 59
[29] МЕВ 1897, № 4, С. 58
[30] МЕВ 1898, № 2, С. 19; МЕВ 1901, № 4, С. 50
[31] МЕВ 1898, № 4, С. 74
[32] МЕВ 1902, № 18, С. 360
[33] МЕВ 1903, № 21, С. 392