Маски, антисептик и прикосновение лбом. Что изменилось в работе приходов Борисовского благочиния?
Коронавирус затронул не только работу предприятий, школ и поликлиник. Повлиял он и на службу в православных храмах. Здесь также ввели масочный режим и обязательное социальное дистанцирование как для прихожан, так и для работников церкви. Приняли и другие меры, призванные защитить верующих от распространения болезни. МЛЫН.BY отправился в один из самых посещаемых храмов Борисова и узнал, какое место в церкви считается наиболее проходным, почему некоторые обряды и церковные традиции несколько видоизменились,а количество прихожан сейчас не становится меньше.
Дмитрию 48 лет, 18 из них он регулярно посещает церковь. Ходит именно в храм Рождества Христова. По словам мужчины, здесь особая благодать.
— В 2003 году у меня умер дядя, и что-то повело прийти именно в эту церковь, — вспоминает Дмитрий. — С тех пор я стал его прихожанином. Иногда, конечно, посещаю еще и храм Святой Живоначальной Троицы, Воскресенский собор, был и в Печанском храме, но здесь чаще всего.
Мужчина работает станочником на шпалопропиточном заводе. И как только появляется свободное время, он торопится в храм.
— Хоть я и не пропускаю службы, но в последнее время стараюсь посещать в будние дни — работаю по графику, — уточняет Дмитрий. — А сегодня я ушел в отпуск. С приходом такой «заразы», как ковид — в храм ходить не перестал: что в первую, что и во вторую волны. Конечно же, соблюдаю все меры предосторожности — одеваю маску, руки обрабатываю антисептиком, на службе стою на расстоянии, крест не целую.
Сегодня Дмитрий пришел в церковь на утренний молебен. «Чтобы получить благословение на день. И остался на панихиду — этой ночью мне приснилась мама», — уточнил мужчина. Вместе с ним еще около десяти прихожан. Все стоят на удалении один от одного. Батюшка маску снял — вести службу в ней неудобно. Но в этот момент он находится от прихожан на безопасном расстоянии. Как только человек к нему подходит, маску тот же час надевает.
«Сейчас люди как никогда чувствуют необходимость в церкви»
Несмотря на то, что храм Рождества Христова находится в неудобном месте (от остановки нужно прилично пройти пешком вглубь частного сектора), здесь всегда много прихожан. В нынешний период коронавирусной инфекции их не стало меньше. Поэтому священнослужители постарались соблюсти все меры предосторожности, начиная с самого проходного места храма — церковной лавки.
— Мы не можем не переживать за судьбы людей, потому что коронавирус — опасная болезнь, протекает тяжело, особенно у пожилых людей. А именно они, как правило, составляют большую часть наших прихожан, — говорит протоиерей Александр Вербило, настоятель прихода храма Рождества Христова в Борисове. — Поэтому мы предусмотрели все меры безопасности на территории нашего храма.
«Когда у меня заболела супруга — наш храм приехала проверять санэпидемстанция. И были приятно удивлены: все их требования в нашем приходе соблюдены. Только порекомендовали приобрести термометры, что мы сразу и сделали».
Отец Александр поясняет, что это не только памятки на каждом шагу, обязательное ношение маски (можно приобрести за 30 копеек в церковной лавке) и дезинфекция рук.
— Приобрели и установили специальные обеззараживающие лампы, в первую очередь, в церковной лавке. Это, наверное, самое проходное место у нас, — уточняет священник. — Чем эта лампа ценна? Может очищать воздух в присутствии людей. Это делает безопасным пребывание как посетителей, так и наших работников. Последние, к слову, также имеют защитные щитки. К тому же, здесь мы установили и защитные стекла, чтобы минимизировать контакт.
Такие же лампы есть и в самом храме. Обязательно на клиросе, ведь там располагаются певчие. Петь в масках невозможно. Аппарат работает во время службы. Такой опыт священнослужитель рекомендует всем храмам.
— Как не парадоксально, но самое главное в это непростое время — психологически не бояться, — говорит отец Александр. — Этой весной люди были настолько напуганы, что даже боялись браться за дверную ручку. Сейчас, слава Богу, такого страха нет. И мы видим, что в церковь ходить не перестают. Даже наоборот, чувствуют в этом необходимость. Знаете, приближение опасности создает понимание, что жизнь скоропроходящая. Действительно, как говорится, все мы ходим под Богом. И люди стараются укрепиться духовно: помолиться, причаститься, исповедоваться… Где-то быть готовыми ко всему.
«Сейчас концентрация беды чувствуется в храме особенно»
С появление в нашей жизни ковид-инфекции, поменялись и прошения людей к Богу.
— Однажды захожу в нашу лавку, и моя работница плачет, — вспоминает отец Александр. — Спрашиваю, что случилась. Она поделилась, что в этот день несколько человек приходили и просили отпевание — их родные умерли от ковида. Кто-то находится в тяжелом состоянии в больнице… Каждый рассказал свою беду. Горе каждого пропустила через себя и психологически не выдержала. Сейчас концентрация беды чувствуется в храме особенно. Не так давно приходили ко мне бабушки, молились за своего племянника. Мужчине 47 лет: красивый, высокий, крепкий. На фоне ковида появился тромбоз в ноге. Ногу отрезают, чтобы спасти ему жизнь. Мы помолились. Им пришла смс, что операцию сделали, пришел в себя. Стали молиться, чтобы не было рецидива. Люди сейчас и стекаются в храм, потому что мы чувствуем ответственность и за себя, и за других.
«Как сейчас говорят многие духовники, ковид — это епитимья от Бога. Некое вразумление, которое имеет значение нравственно-исправительной меры. Есть такая проблема, когда человек даже во сне не может, как говорят, ее «выплюнуть». Действительно, мы учимся жить по-новому».
Отец Александр подчеркивает, важно, что во вторую волну нет людей, которые отрицают наличие заболевания и ничего не боятся:
— Так называемых «ковиддиссидентов». Когда беда касается всех, люди становятся более смиренными. Теперь никто не боится панически, просто остерегаются и становятся более осторожными. Учатся жить с этой проблемой, которая уже, скорее всего, никуда не исчезнет.
«Если человек хочет поцеловать икону — не запрещаем. Но…»
— Общаемся с нашими прихожанами по-прежнему, но с некоторыми предосторожностями. К примеру, не рекомендуем целование икон — лучше приложиться лбом. Но это не означает, что, если человек хочет поцеловать, мы запретим. Нет! Просто рядом с иконой поставили антисептик, и каждый после себя протирает. Если человек забыл, это сделает дежурный храма. Следим строго, — уточняет отец Александр. — Также вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан. Во время исповеди человек также должен надевать маску. Вообще, сейчас рекомендуем таинство исповеди совершать в форме общей — не подходя к священнику индивидуально. Прочитывается общее покаяние. Но если прихожанину этого недостаточно, он может подойти и на индивидуальное или даже написать на бумаге.
Священник с сожалением добавляет, что пришлось отменить все занятия Воскресной школы (форма начального обучения детей и взрослых в христианских храмах):
— Очень жаль. Только в сентябре возобновили и опять пришлось закрывать занятия. Очень трудно что-то терять, потом снова собирать. Отменили и практически все мероприятия, которых у нас всегда было много.
Отец Александр советует пожилым прихожанам прийти в храм в будний день, когда людей меньше. Это гораздо безопаснее:
— Сделали больше служб в будние дни, чтобы разгрузить выходные. У нас обязательно служба в четверг и субботу. В эти дни приходят по десять человек. Вот и получается, что на 20 будет меньше в воскресенье. Бережем наших людей. В воскресенье в итоге придет от 40 до 50 человек. Так лучше, чем переполненный храм. У нас хватает помещения, чтобы расставить это количество прихожан на безопасном расстоянии друг от друга.
«В зимний период всегда меньше крестят детей. Хотя в нашем храме для этого таинства есть отдельное просторное помещение и индивидуальное крещение. Вообще, всегда советую прихожанам, чтобы крестили ребенка где-нибудь в 5-6 месячном возрасте. Это раньше старались покрестить сразу же после рождения. На это влияло отсутствие достаточно хорошей медицины, была велика детская смертность. Сейчас такой опасности для малыша нет. Поэтому если мы здесь рекомендуем подбирать удобное для себя и ребенка время, то и при ковидной эпидемии лучше не торопиться. Сейчас такое время — лучше поберечься».
Впереди в храме одно из самых важных богослужений, соответственно, многолюдных — Рождество Христово.
— Будем смотреть по ситуации. Если позволит погода — люди могут молиться на улице. Так как у нас есть уличные громкоговорители.
— Болеют ли ваши работники?
— Конечно же, болеют, как и везде. Ведь помимо коронавируса есть еще и простудные заболевания. Например, учителя — они поют в нашем хоре. Но все стабильно — людей хватает: один заболел, второй — вышел с больничного. Массовости в этом, слава Богу, нет.
Священник отмечает, есть элементарная культура человеческого общения, которая говорит о том, что если ты болен, то надо идти в больницу или вызывать врача на дом, а не подставлять других людей, подвергать их опасности. Это касается всех случаев, а не только посещения храма. И речь не только про коронавирус, но и про любую другую болезнь.
— Почему бы не задуматься: если чувствуете себя неважно, если есть подозрение на вирусное или респираторное заболевание, не надо искушать Бога, не надо подвергать окружающих опасности. Лучше остаться дома, — советует отец Александр. — А если верующий хочет причаститься в таком состоянии, надо пригласить домой священника. Это не какое-то нововведение, известная практика, когда к больному приезжает батюшка. Священник приедет, исповедует, причастит.
«Минская правда»/ Автор статьи: Алёна Дроздовская/Автор фото: Елена Таборко