Священномученик Иоанн Пашин (новое: 1881 – 1917 гг.)

О епископе Иоанне (Пашине) написано достаточно много и подробно. Потому найти новые сведения о его жизни и служении было крайне сложно. Но внимательное изучение материалов из церковных ведомостей 2 пол. XIX — нач. XX вв. и новых интернет источников помогло приоткрыть неизвестные подробности из жизни святого.

Итак, родился Иван в семье священника Дмитрия Пашина 8 мая 1881 года[1]. Иерей Дмитрий Пашин на момент рождения сына служил с 1873 года помощником настоятеля Петриковского Воскресенского храма. Отец Дмитрий закончил Смоленскую духовную семинарию[2]. Был достаточно активным пастырем, даже одно время состоял членом благочиннического совета 2 округа Мозырского уезда[3]. В ведомостях сохранилась его статья о суеверных традициях петриковских прихожан[4]. Однако 4 ноября 1881 года, как напишут в церковных новостях, «за нетрезвость» священник Дмитрий Пашин был отправлен служить в Симоничский приход Мозырского уезда[5]. К этому моменту новорожденному Ивану исполнилось почти полгода, и с переводом на другое место служения главы семья переехала из Петрикова в указанное село за отцом. А еще через пять месяцев 27 апреля 1882 года священник Дмитрий Пашин умер[6]. Младенцу Ивану еще не исполнился годик как он потерял своего отца. Такая трагичная история семьи святого конечно повлияла на его миропонимание и принципы в будущем пастырском служении. Ведь его мама Надежда[7] пережила недуг супруга, его смерть в молодом возрасте, будучи сначала на сносях, а затем и кормящей. Ее переживания и стрессы – были переживаниями и стрессами младенца Ивана. Знание таких подробностей появления на свет Ивана Пашина, дает нам понимание причин его будущей активной антиалкогольной деятельности в пределах епархии и не только.

После смерти отца Иван Пашин переезжает жить с мамой в Скрыгалово, где служил отец Надежды Пашиной, священник Василий Завитневич (1827-20.09.1917[8]). Именно он, воспитывая младенца, отрока, юношу, сильно повлиял на будущего пастыря церкви Ивана Пашина. Дед святого был незаурядной личностью, пережившей польский мятеж и исходившую от его адептов опасность для жизни. Он более 50 лет прослужил на одном приходе в селе Скрыгалово Мозырского уезда. Прославился своими педагогическими талантами. Его биографию опубликовали в ведомостях. Автором его некролога за 1918 год стал любимый внук священник Иван Пашин[9].

Любовь к учебе и саморазвитию в отроке Иване тоже воспитал дедушка-протоиерей. В 1890 году юного Пашина приняли в Слуцкое духовное училище, но не в первый класс, а в приготовительный[10], видимо из-за возраста, так как ему еще не исполнилось 10 лет. И по итогу учебы в 1890/91 учебном году его переводят в первый класс училища в первом разряде учеников[11]. Все четыре года учебы в училище он всегда в первом разряде[12]. В 1895 году он окончил училище и получил право автоматически перейти в первый класс Минской духовной семинарии[13]. Семинарская учеба тоже была успешной. Лишь один раз Пашин Иван был во втором разряде в третьем классе[14] и пересдавал алгебру после первого[15]. Благодаря ведомостям и отчетам семинарского правления, мы знаем что каникулы Иван Пашин проводил у любимого деда-отца[16]. Окончил семинарию Иван Пашин в 1901 году и снова в первом разряде[17].

Еще учась в Минске, Иван Пашин повстречал свою будущую спутницу жизни дочь купца из города Вышний Волочек Тверской губернии, откуда родом был священномученик Василий Измайлов, Антонину Васильевну[18], которая в тот момент обучалась в Минской Мариинской женской гимназии[19]. В 1901 году они обвенчались. А уже 21 октября 1901 года Ивана Пашина рукоположили во диакона, 22 – в священника[20]. Первым приходом молодого образованного пастыря стал Покровский храм в селе Князь-Озеро Мозырского уезда. Он не был настоятелем этой церкви, а вторым священником. Настоятелем же храма на тот момент был священник Александр Самойлович (29.08.1851-04.04.1920), убитый при дороге в лесу ограбившими его разбойниками в 1920 году[21]. На этом приходе отец Иоанн прослужит не долго. 15 февраля 1903 года его дедушка протоиерей Василий по возрасту и состоянию здоровью вышел за штат, а вместо него той же датой управлять приходом в Скрыгалове был назначен отец Иван Пашин[22].

Руководить приходом после столь сильного пастыря, как его дед, конечно, было серьезным вызовом для молодого пастыря. Да, отец Иван Пашин рос и становился как личность в том числе и в родном Скрыгалово, наверняка его все знали. Но помогло ли это ему, когда он занял должность своего дедушки? Так или иначе, но огромный задел, то наследие, которое передал отец Василий своему внуку-настоятелю, требовало от нового кормчего, стой же концентрацией сил и внимания, вести корабль приходской жизни по пути развития. Его дед создал в Скрыгалово много школ, сам прославился на всю округу своими педагогическими талантами. Кроме того, отец Василий стремился увековечить память убитого в 1497 году в Скрыгалово митрополита Киевского Макария.

Судя по новостям из епархиальных хроник, отец Иван Пашин так же очень ревностно и с вдохновением подошел к преподавательской деятельности. В 1906, 1908, 1909 годах его выделяли благодарностями от начальства за наибольшее ревностное отношение в церковно-школьному делу в Скрыгалово[23]. В 1906 году его супруга так же была назначена преподавателем местной женской школы[24]. В 1905 году отец Иван Пашин достроил и 1 мая освятил часовню в память об убитом митрополите мученике Макарии[25]. В том же году на месте убиения святого была воздвигнута каменная Стелла. В период своего настоятельства отец Иван активно участвовал в работе и помогал Церковной историко-археологической комиссии, которой передал в музей рукопись и старинный служебник[26].

После освящения часовни с 1906 года при Скрыгаловском приходе стало существовать Макарьевское братство, которое и испросило у священноначалия отделить святую частицу мощей святого Макария, хранящихся в Киеве. С этой целью отец Иван Пашин предпринял паломничество в Лавру и привез на поезде святые мощи 4 ноября 1907 года. Это событие сопровождалось многолюдными крестными ходами из разных приходов-соседей, а также Божественной литургией. Это торжество подробно описали церковные ведомости[27]. Думается, отец Василий несказанно радовался в свои 82 года участвуя в этом торжественном внесении мощей святителя Макария в тот храм и приход, который он созидал бессменно 50 лет[28].

Из письменного наследия отца Ивана Пашина за этот период можем отметить его письмо в редакцию ведомостей, в котором он просил помочь решить юридически оскорбительное поведение еврея в отношении недавно ставшего православным католика. Отец Иван задает вопрос, как можно законно остановить травлю перешедшего из католичества в православие христианина, ведь это же делают и его бывшие единоверцы[29]?

Примечательно то, что в 1909 году отец Иван уже будучи переведенным в Прилепский приход Минского уезда получил свою награду от начальства в виде скуфьи с формулировкой «за труды по церковно-школьному делу». Эта награда была выдана отцу Ивану 30 июля[30], а 1 июня 1909 года он только вступил в должность настоятеля своего нового прихода храма святого великомученика Георгия Победоносца села Прилепы[31]. Потому награждался отец Иоанн за понесенные труды в Скрыгалово.

Храм в Прилепах существовал издревле. Тот деревянный храм, которым стал управлять, в котором стал возносить свои молитвы будущий святой мученик Иоанн был вновь построен «весной 1862-1867 гг.». Сумма потраченная на его строительство равнялась 5899 рублям[32]. Надо отметить и тот факт, что с 1859 года и по 1909 настоятелями прихода было лишь 3 священника, что само по себе говорит о крепкой и долголетней семейности в отношениях прихожан и их пастыря[33]. Четвертым и последним настоятелем этого прихода стал отец Иоанн Пашин. Служение в этом приходе было сопряжено и с радом радостных и трагических событий лично для отца Иоанна и в целом для его страны.

Во-первых, как и в других приходах, отец Иван занимал принципиально активную позицию в вопросе просвещения прихожан и в целом населения Прилеп. Об этом нам говорят очередные благодарности и награды за ревностное служение на ниве церковно-школьного дела. Так в 1909-10 уч.г, в 1910-11 уч.г. читаем о благодарности от Епархиального училищного съезда[34]. В 1912 году его системная педагогическая деятельность была отмечена Синодом в виде награждения 11 мая книгой «Библия» «за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковных школ»[35].

Отец Иван, будучи и в Прилепах, продолжал пополнять музей Церковного историко-археологического комитета епархии. В 1910 году он подарил в этот музей униатскую икону Богородицы на полотне и униатскую кадильницу[36]. В 1912 и 1914 годах участвовал в работе Палестинского общества, читал открытые лекции в своем приходе о святой земле. В 1912 году его лекция собрала за раз 175 слушателей, а в 14 году — 800[37].

В 1913 году его избрали кандидатом к депутатам на епархиальный съезд духовенства от 1 благочиннического округа Минского уезда[38]. К этому 1913 году отец Иоанн Пашин уже принимал живое и активное участие в антиалкогольном движении, которое для него имело, как мы выяснили ранее, личные мотивы. Он создал первым в епархии Прилепское антиалкогольное общество. И от своей епархии участвовал в Санкт-Петербурге в Антиалкогольном съезде, о чем написал обширный текст-комментарий в ведомостях в 1913 году[39]. В ведомостях 1912 года имеется его статья под названием «Сельский пастырь и новобранцы», перепечатанная в «Волынских епархиальных ведомостях»[40], в которой он поднимает вопрос о пьянстве перед уходом в армию призывников, а их распутстве, о том что должно делать священникам дабы все эти перегибы народных мнений изменять[41].

В 1913 году отцом Иоанном было создано кредитное товарищество, которое впоследствии оказывало помощь населению в годы войны[42].

В этом же 13 году отец Иоанн поставил вопрос перед епархиальными властями о необходимости строительства нового каменного храма, так как старый деревянный уже не вмешал в себя всех верующих. Строительство храма началось не так как предполагают некоторые исследователи в 1913, а с началом военных действий Первой мировой в 1914 году. Об этом говорят все те же ведомости: «В большую заслугу строителям храма надо поставить то обстоятельство, что он начат был и сооружен в пору открывшихся военных действий…»[43]. А так же в пользу того, что храм начали строить в 1914 году свидетельствует и факт зафиксированный в ведомостях, что в 1913 году храм в Прилепах отнесли к третьей группе церквей, «могущих остаться более продолжительное время без постройки»[44].

1915 год для отца Иоанна стал трудным, ему дано было от Господа испытание в виде потери от туберкулёза[45] любимой супруги Антонины. Ее смерть изменила жизнь прилепского пастыря. Оставшись один с еще не окрепшими детьми Надеждой и Василием, конечно, священник пережил не самые легкие дни своей жизни. Как он смог преодолеть все это один Бог знает. Но то что он смог найти «почву под ногами» и не опуская рук продолжить с той же ревностью и вдохновением трудиться на благо прихода и Церкви говорят нам события из его дальнейшей жизни.

В 1915 году он был награжден камилавкой[46]. В этом же году 12 февраля Государь Император по докладу Обер-Прокурора «соизволил на назначение пособий от Монарших щедрот на строительные нужды» храму села Прилеп Минского уезда и губернии 800 рублей[47].

Отец Иван не оставался в стороне от проблем армии во время военных действий. Так читаем в ведомостях за 16 год о том, что  им было пожертвовано 10 рублей на нужды армии[48].

В 16 году отец Иван решил продолжить свое богословское образование, навереваясь поступать в духовную академию. Вот тут, как в детективе, по документам все переплетено и запутано. Главный вопрос в какой именно академии проучился один год священник Иоанн Пашин? В сети интернет в свободном доступе имеется «Личное дело студента священника Ивана Пашина» Императорской Московской духовной академии[49]. Оно состоит всего из трех страниц, но из них мы узнаем, что священник села Прилеп Минского уезда и епархии просил ректора академии принять его в число студентов первого курса. Дата этого прошения 4 июля 1916 года. По результату испытаний отец Иван был зачислен в академию и числился в списке успеваемости студентов, однако он так и не прибыл на учебу. 20 октября он пишет письмо на имя канцелярии академии, в котором просить выслать его документы назад.

В тоже время 21 августа 1916 года состоялось освящение новопостроенного храма в Прилепах. Это событие тоже описано в ведомостях за этот год[50]. За богослужением владыке Феофилакту сослужили 8 священников при многолюдном скоплении паломников и прихожан[51].

И вот в августе тоже 16 года перед освящением храма отец Иван по неведомым причинам все-таки поступает на первый курс академии в Санкт-Петербурге. Его личное дело студента Петербургской академии[52] Пашина Ивана Дмитриевича датируется 19 августом 1916 года — 31 октября 1917 года. Из этих дат видим, что именно в этой академии отец Иван проучился первый курс и даже начало второго. О том, что он учился в этом учебном заведении, говорят и ведомости Петроградской епархии, где Иван Пашин числился в списке студентов-священников[53]. Причем в этот список он попал как один из тех священников, кому пришлось отлучиться от своих приходов на долгое время, и тем самым остаться без средств к существованию, в связи с чем данные священнослужители просили ректора академии помочь им, разрешив совершать службы и требы в городе Петра и его окрестностей или же назначить законоучителями[54].

Не известно, совпадение ли это, но 20 сентября 1917 года умирает дедушка отца Ивана Пашина протоиерей Василий Завитневич, его дед-отец и наставник по жизни оставил этот мир, а уже в октябре 1917 года отец Иван увольняется со второго курса учебы в академии. Возможно это никак не связано и скорее всего отец Иоанн перестал учиться в академии из-за революционных смятений Петрограда. 31 октября 1917 года он подал прошение и перестал быть с того момента студентом академии.

В селе Прилепах отец Иван Пашин еще прослужит до 1922 года. В 1923 году его вдовца рукополагают промыслом Божьим во епископа. После этого начнется его крестный мученический путь, который подробно описан в литературе и исследованиях

 

 

[1]Иоанн (Пашин Иван Дмитриевич). Православная энциклопедия. — Электронный ресурс: https://www.pravenc.ru/text/469159.html

[2] МЕВ 1873, № 4, С. 58

[3] МЕВ 1878, № 5, С. 102

[4] МЕВ 1880, № 3, С. 58-63

[5] МЕВ 1881, № 22, С. 376

[6] МЕВ 1882, № 12, С. 186

[7] МЕВ 1885, № 23, С. 341

[8] МЕВ 1917, № 19/20, С. 328; МЕВ 1918, № 1, С. 6

[9] МЕВ 1903, № 1, С. 7 и МЕВ 1918, № 19/20, С. 328-331

[10] МЕВ 1890, № 18/19, С. 415

[11] МЕВ 1891, № 21, С. 564; МЕВ 1891, № 14, С. 356

[12] МЕВ 1892, № 19, С. 567; МЕВ 1894, № 15, С. 371

[13] МЕВ 1895, № 14, С. 291; МЕВ 1895, № 21, С. 476

[14] МЕВ 1897, № 19, С. 429

[15] МЕВ 1896, № 12, С. 244

[16] МЕВ 1896, № 24, С. 529

[17] МЕВ 1901, № 12, С. 233

[18] Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, викарий Курской епархии. Святые Туровской епархии. Новомученики Туровской епархии. – Электронный ресурс: https://www.turov.by/eparhia/holy/saint/pashin

[19] МЕВ 1906, № 4, С. 63

[20] МЕВ 1901, № 22, С. 465

[21] МЕВ 1920, № 1, С. 31

[22] МЕВ 1903, № 5, С. 71

[23] МЕВ 1906, № 15, С. 39; МЕВ 1908, 3 2, С. 13; МЕВ 1910, № 4, С. 46

[24] МЕВ 1906, № 4, С. 63

[25] Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, викарий Курской епархии. Святые Туровской епархии. Новомученики Туровской епархии. – Электронный ресурс: https://www.turov.by/eparhia/holy/saint/pashin

[26] МЕВ 1908, № 8, С. 225; МЕВ 1909, № 11, С. 280

[27] ЦВ 1907, № 50. С. 2262-2263 (Прибавление к церковным ведомостям)

[28] МЕВ 1907, № 23, С. 464

[29] МЕВ 1908, № 8, С. 224

[30] МЕВ 1909, № 13/14, С. 189

[31] МЕВ 1909, № 12, С. 166

[32] Вестник Виленского Св.-Духовского братства 1913, № 6, С. 124

[33] Священник Василий Мацкевич (1859) (МЕВ 1868, № 24, С. 344), священник Кирилл Зубкович (1859-1889) (МЕВ 1889, № 18, С. 420), священник Михаил Зубкович (1889-1909) (МЕВ 1889, № 18, С. 420; МЕВ 1909, № 12, С. 166

[34] МЕВ 1911, № 7, С. 79; МЕВ 1912, № 7, С. 3 (Приложение к №7 оффиц.ч.1912)

[35] ЦВ 1912, № 19, С. 185

[36] МЕВ 1910, № 15, С. 350

[37] МЕВ 1912, № 2, С. 24; МЕВ 1914, № 18, С. 4

[38] МЕВ 1913, № 3, С. 36

[39] МЕВ 1913, № 13, С. 364

[40] ВЕВ 1912, № 46, С. 915-916

[41] МЕВ 1912, № 20, С. 798-801

[42] Иоанн (Пашин Иван Дмитриевич). Православная энциклопедия. — Электронный ресурс: https://www.pravenc.ru/text/469159.html

[43] МЕВ 1916, № 13, С. 430

[44] МЕВ 1913, № 6, С. 136

[45] Сусанна Смирнова. Священномученик Иоанн Пашин // Журнал «Ступени». Архив номеров за 2018 год. Ступени № 4(72). – Электронный ресурс: https://old.minds.by/zhurnal-stupeni/arhiv-nomerov-za-2018-god/ctupeni-%E2%84%964-72-s-rozhdestvom-hristovym/svyashhennomuchenik-ioann-pashin

[46] ЦВ 1915, № 18/19, С. 203

[47] ЦВ 1915, № 9, С. 66

[48] Вестник военного и морского духовенства 1916, № 9, С. 263

[49] Личные дела студентов Пашин Иван // ЦГА Москвы, фонд № 229, опись № 4, дело № 2941 – Электронный ресурс: https://yandex.ru/archive/catalog/6c4f08c4-a4cc-4e18-ad2c-13a75f2e73fc/4

[50] МЕВ 1916, № 13, С. 428-430

[51] МЕВ 1916, № 13, С. 429

[52] ЦГИА СПб фонд № 277, опись № 1, дело № 183

[53] Известия по Петроградской епархии 1917, № 2, С. 2

[54] Известия по Петроградской епархии 1917, № 2, С. 1


Return to Top ▲Return to Top ▲