Бобруйский священник Николай Понятовский (неманицкий диакон)

 

Отец Николай Понятовский на приходе святых апостолов Петра и Павла с. Неманицы, Борисовского уезда  не служил как священник. Неманицкий путь Николая Понятовского начался в должности псаломщика, а чуть позже диакона. Но его служение после нашего прихода продолжилось именно в качестве пастыря-настоятеля.

Нам не удалось, используя данные ведомостей Минской епархии, узнать дату его рождения и где он обучался. Первое упоминание о нем в епархиальной хронике читаем за 1869 год. В этом году дьячек[1] Пышацкой церкви, Борисовского уезда, Николай Понятовский перемещен к Сморецкой церкви того же уезда[2]. Когда именно юный служитель храма Николай стал псаломщиком данных нет. Скорее всего после реформы, связанной с терминологией, обозначающей лиц входящих и не входящих в состав духовного сословия. Потому особого назначения на должность псаломщика и не было, так как псаломщик и дьячек, в этом контексте, одно и то же. 

В 1870 году он уже числится псаломщиком церкви в с. Сморках, Борисовского уезда[3], построенной совсем недавно в 1853 году.[4] В этот период у него родится старшая дочь Надежда[5]. Показательно, с ранних дней своего пути служения Христу Николай выделяется усидчивостью и ответственностью. Иначе как объяснить столь редкое явление в ведомостях, как публикацию награждения псаломщика деревенской церкви? 2 февраля 1873 года его «за хорошее поведение и усердное исполнение должности» награждают посвящением в стихарь[6].

В 1874 году 1 октября по старому стилю, спустя пять лет служения в Сморках, он переведется на приход Неманицкой церкви[7]. На этой должности он сменит Александра Поплавского[8]. Удивительно, но как и в случае с Владимиром Гаховичем, для псаломщика Николая Понятовского Неманица станет тем местом, где он приобретет драгоценный опыт педагога. Кроме того, сильный пример отца настоятеля Василия Мацкевича, повлияет на Николая в его будущем пастырском служении. В Неманице родится и его вторая дочь Анна[9].

В 1878 году по всей епархии проводились испытания псаломщиков на предмет их профпригодности. Результаты опубликовали в ведомостях. Псаломщик Николай Понятовский в этих списках отмечен в разряде «1+»[10]. Что по меркам ревизоров означало высшую степень знаний! И в этом случае Неманице Бог прислал лучшего!

В храме святых апостолов Петра и Павла Николай прослужит как псаломщик до 1882 года. В этот год, уверен, по старанию отца настоятеля, в понедельник 25 апреля по старому стилю или 8 мая по новому на пятой седмице по Пасхе он был рукоположен в диакона к деревенскому неманицкому приходу на псаломщицком окладе. И в современной деревне священнику не сладко. Диаконов в сельских приходах 21 века и вовсе невозможно отыскать. Что это значит? Только то, что сам диакон Николай знал: настоятелю он нужен, что отец Василий всегда проявит заботу о нуждах подчиненных, не оставит без своего внимания. Попросту говоря, с ним не пропадешь. В истории Неманицкого прихода, диаконская должность существовала дважды. Первый раз у нас служил диаконом Василий Заборовский, второй – Понятовский.

Николай Понятовский прослужит диаконом в Неманице два года. 4 октября 1884 года отец Василий  перейдет на другой приход, на его место поставят Ипполита Здановича. А 11 декабря неманицкого диакона Николая рукоположат в священника и назначат настоятелем Кобылянской Покровской[11] церкви, Бобруйского уезда[12]. Лучшую характеристику новоиспеченному священнику Николаю Понятовскому дают сами ведомости в 1887 году: «За… заботливость в деле обучения своих прихожан грамоте в церковно-приходских школах, выражавшуюся в открытии не менее одной церковно-приходских школ в своих приходах объявляется благодарность Епархиального Начальства…: Кобыланской Николаю Понятовскому…»[13]. В 1889 году находим таблицу с данными о кобылянской школе, в которой обучалось 26 учеников, располагалась в своем собственном доме, обучение вел вольнонаемный учитель под присмотром священника, с библиотекой в 38 книг. А под рубрикой «В каком состоянии находится школа?», читаем ответ «успехи хорошие»[14].

В 1894 году настоятеля Кабылянского прихода наградили набедренником[15]. В 1897 году 23 января отца Николая перевели на новый приход Пацево-Слободской церкви, Бобруйского уезда[16].

И в этом приходе новости о работе отца Николая говорят о серьезном отношении нового настоятеля к данному вопросу. К примеру, в этом же 1897 году новости выделяют из 71-ого хора, как более выдающихся из них, два бобруйских, среди которых детский хор Пацево-Слобоской церкви[17].  Или вот: из церковно-приходских школ Минской епархии «в учебно-воспитательном отношении наиболее обращают на себя внимание своим благоустройством следующие:… Пацево-Слободская…»[18].

А в 1899 году учителя из этого прихода Ф.Русецкого выделяют как особенно старательного и успешного учителя среди других[19].

И такие успехи при том, что сам приход не самый крупный и финансово сильный. К 1900 году он стаял в списке приходов по закупке свечей посередине. В год покупал свечей на 21 пуд (343 кг), на 732 рубля (42 000 бел.рублей)[20].

Успехи в педагогической деятельности привели к закономерному результату. В 1901 году 11 мая заведующего местной школы священника Николая Понятовского наградили от Святейшего Синода книгой «Библия»[21]. Хотя сами ведомости за пару лет до 1901 года оголили внутри приходскую проблему с учителем церковной школы Иваном Шагулиным, который проявлял агрессивную пассивность в обучении детей, и очевидную оппозицию к настоятелю храма. В конце концов его уволили по плохому поведению в 1901 году[22].

В 1902 году Пацево-Слободской приход опять выделяют как один из лучших в деле преподавания[23]. К 1903 году начата и продолжается стройка нового здания школы, на которую уже выделено более 2000 рублей[24].

Последнее упоминание имени настоятеля Пацево-Слабодской церкви находим в 1912 году в связи с его награждением камилавкой[25].

[1] В Русской Церкви лица, не имеющие посвящения, но исполняющие церковные должности, связанные с участием в богослужении, именовались причетниками, или дьячками. До 1869 г. они входили в состав духовного сословия и в этом смысле принадлежали к Д. После 1869 г. в духовном сословии оставлены были только те причетники, к-рые уже ранее были включены в него, впредь же полагалось именовать лиц, исполняющих аналогичные обязанности, псаломщиками или пономарями, и из духовного сословия они были отчислены.

Взято с: Духовенство // Православная энциклопедия. Электронная версия — https://www.pravenc.ru/text/Духовенство.html

[2] МЕВ 1869, № 4, С 53

[3] МЕВ 1870, № 22, С. 301

[4] МЕВ 1875, № 20, С.564

[5] МЕВ 1883, № 16, С. 406

[6] МЕВ 1873, № 4, С.60

[7] МЕВ 1874, № 19, С. 307

[8] МЕВ 1873, № 20, С.370; 1874, № 15, С.260

[9] МЕВ 1887, № 15, С. 351

[10] МЕВ 1878, № 22, С. 583

[11] МЕВ 1876, № 17, С. 330

[12] МЕВ 1884, № 1, С. 7

[13] МЕВ 1887, № 7/8, С. 160

[14] МЕВ 1889, № 3, С. 104

[15] МЕВ 1894, № 6, С. 126

[16] МЕВ 1897, № 3, С. 32

[17] МЕВ 1897, № 10, С. 80

[18] МЕВ 1897, № 11, С. 93

[19] МЕВ 1899, № 15, С. 34

[20] МЕВ 1900, № 15/16, С. 340

[21] МЕВ 1901, № 12, С. 223-224

[22]МЕВ 1899, № 19, С. 449; МЕВ 1901, № 8, С. 95

[23] МЕВ 1902, № 2, С. 21

[24] МЕВ 1903, № 11, С. 177

[25] МЕВ 1912, № 10, С. 418


Return to Top ▲Return to Top ▲