Пастырь слуцкий Василий Мацкевич

Пастырь слуцкий Василий Мацкевич (из истории неманицкого прихода).

История отца Василия одновременно показательна и трагична. И вообще судьба нашего батюшки – это жизненный путь многих священников нашей страны в прошлом и нынешнем. О чем речь? О том, что пастыри православные живут жизнью своего времени и своего общества, народа, а потому страны, полностью посвящая себя им порой до остатка. Родившись в семье священника, отец Василий, став на путь священнослужителя проявил на всех своих приходах, не побоюсь этого слова, особые способности находчивости, предприимчивости, умения убеждать и объединять, не бояться физического труда. Где не было служб, он их организовал в полном объёме; где не было храма – строил, был случай, когда многие годы старый аварийный храм не могли заменить новым, а пришел отец Василий и буквально за пару месяцев усилиями и заботливостью пастыря появился долгожданный храм, этот случай описан в ведомостях; ну и просветительская, педагогическая деятельность проходит красной нитью в его жизни и служении: где бы он не находился, всегда либо возглавлял, либо сам принимал участие в работе народных или духовных училищ, приходских школ. И все это он успевал при том, что никто не отменял его пастырско-богослужебной роли: по воспоминаниям его современников, отец Василий служил весьма чинно, благоговейно, долго и в полноте, все требы длились более часа и неспеша. Но полностью отдаваясь служению Богу и его церкви, отец Василий имел видимо очень тонкую структуру психики, очень чуткую и ранимую, иначе как объяснить причину его трагической кончины в петербургской клинике психических расстройств из-за пьяного прихожанина?

Родился будущий неманицкий пастырь в 1844 году 1 января по старому стилю. В семье священника Свислочского прихода Бобруйского уезда. К своим 25 годам в 1869 он окончил полный курс Минской духовной семинарии. Первым его приходом станет тюрьма. 6 декабря 1869 года его рукоположат в священника Минской тюремной Скорбященской церкви и назначат законоучителем Минского 1-ого приходского училища и военных команд: Минского Губернского и Резервного батальонов[1]. Но уже 1 сентября 1870 года 26-летнего отца Василия направят на особое служение сельским пастырем в Неманицу в храм апостолов Петра и Павла[2], где он сменит отца Климента Гродзицкого, с которым Бог его сведет еще раз в конце жизненного пути в славном граде Слуцке. В Неманице он прослужит 13 лет.

Первое, что бросается в глаза при изучении ведомостей за этот срок, это кадровая работа отца Василия. Вопреки существовавшей негласной тенденции относиться к псаломщикам весьма скептично и невнимательно, о чем свидетельствуют сами же ведомости[3], от чего институт псаломщиков находился в упадке, при настоятельстве отца Василия в Неманицком приходе псаломщики имели перспективы. В 1870 при батюшке служит псаломщиком Григорий Сулковский[4]. По 22 июля 1873 года — студент Стефан Мацкевич, который в скором времени станет священником[5]. С 22 июля 1873 по 10 октября 1873 года помогает настоятелю псаломщик Павел Данкевич, будущий священник Борисовского собора Воскресения. Псаломщик Александр Поплавский: 10 октября 1873 – 15 июля 1874[6], в дальнейшем тоже примет сан. Псаломщик Николай Понятовский с 1 октября 1874 года[7] и до 25 апреля 1882 года[8]. С 1882 года станет даже диаконом деревенского Неманицкого храма, прослужив на селе 2 года[9], что само по себе событие уникальное и редкое. И тоже станет священником. И эти кадровые движения все при отце Василии, будто он настоятель собора в городе, красноречиво говорят о серьезном подходе настоятеля к данному вопросу.

Не оставались без внимания настоятеля и прихожане, на заботу которых отец Василий возлагал надежды. Так по традиции того времени, при храмах действовали попечительства. В 1872 году председателем попечительства Неманицкого прихода был иерей Василий, а членами упоминаются: Василий Климкович, Даниил Ясюк, Семен Климкович, Никифор Галько, Василий Шишло, Семен Кончик, Никита Шапчиц, Михаил Кулинок, Алексей Сенькевич, Дмитрий Адамейко, Андрей Колач[10]. Старостой при нем был Тимофей Климкович[11].

Будучи законоучителем Неманицкого народного училища, отец Василий Мацкевич уделял постоянное внимание работе училища. В 1873 году по причине некой болезни его в этой должности заменит студент Стефан Мацкевич[12]. И с тех пор законоучителями были не настоятель храма, а псаломщики! Ответственный подход, проявлявшийся во всех сферах деятельности неманицкого пастыря, был замечен епархиальным начальством, и 5 ноября 1874 года ему была изъявлена признательность «…за весьма хорошее поведение и примерное исполнение пастырских обязанностей…»[13].

В 1875 году награжден набедренником[14].  В этом же году избран членом благочиннического совета 1-ого округа Борисовского уезда, в котором пробыл до 83 года[15]. В 1876 году стал депутатом от своего благочиния на епархиальных и училищных съездах[16]. В этом году состав прихода по населенным пунктам был следующим: Неманица, Погодица, Селетринки, Стайки, Большая Ухолода, Житьково, Купейка, Завалы и Малая Ухолода[17]. Хотя уже в 77 году принимается решение вернуть Малую Ухолоду назад к Гливинскому приходу[18].

В 1881 году награжден скуфьей[19]. А уже 4 октября 1883 года перемещен на новый в своей карьере приход Лешнянской церкви, Игуменского уезда[20]. Надо сказать сразу, это тот самый храм, который по отчетам ведомостей находился не просто в плачевном состоянии, но в аварийном, где не было возможным даже совершать литургии по причине опасения обвала старинной деревянной церкви и ее кровли[21]. И хотя при покойном священнике Михаиле Борзаковском пытались добиться от властей постройки новой, но так этого и не произошло, от чего вся община страдала без богослужения.

Представьте себе, когда вы стали настоятелем такого храма, а вернее фактически несуществующего храма? Кто-то, наверное, впал бы в уныние. Ведь еще недавно вы были на приходе в Неманице, где был действующий храм, который тоже был стар и по описаниям за 1886 год «…необходимо переделать наружные части, крышу, устроить новую колокольню и вообще придать благообразнейший наружный вид…»[22], но стены еще крепки, и главное, можно служить. А тут разруха и неустроенность. Но отец Василий как «человек умный, деятельный, предприимчивый и, в подобных случаях, решительный»[23], сумел объединить прихожан и убедить их провести сбор средств на постройку нового храма. В результате мотивированные настоятелем прихожане вместе с батюшкой смогли собрать 3,5 тысячи рублей. И что больше всего удивляет в этой истории храм построен «в течение нескольких месяцев, вполне прочно, достаточно благовидно и, сравнительно, дешево…»[24]. Не чудо ли!?

В 1886 году отцу Василию дают камилавку[25]. С 1884 года по 1888 год иерей Василий Мацкевич исполняет обязанности наблюдателя церковных школ 1 округа Игуменского уезда[26]. О том как работал на этом посту отец Василий свидетельствуют его рапорта, которые напечатаны в ведомостях. К примеру, рапорт № 40 от 19 декабря 1887 года. В нем наблюдатель просит помочь Зазерскому приходу, в котором было построено священником Ильей Лебедевым здание церковно-приходской школы, но у прихода нет средств платить за обучение. Епархиальное начальство постановило выделить пособие в 25 рублей[27]. Или рапорт № 4 от 20 января 1888 года, где батюшка уже просит помочь его приходу, на территории которого в трех деревнях открылись школы грамотности, а прихожане, итак, на стройку храма пожертвовали по 30 рублей и плюс нагрузки по содержанию причтовых домов. Помогли 40 рублями[28].

 С 1883 года и по 1888 год отец Василий еще принимал участие и в жизни, работе Минского духовного училища, состояв членом правления училища[29].

1888 год для лешнянского пастыря стал вновь переходным, так как его перевели в Бобруйский уезд к Поповщинской церкви, дополнительно назначив его законоучителем Качеринского народного училища. В этот период с 1889 по 1893 год состоял членом благочиннического совета 1 округа Бобруйского уезда[30].

В 1896 году награжден наперстным крестом[31]. И снова: 1901 – благодарность от Минского Епархиального училищного Совета за «рачительное усердие к материальным нуждам церковных школ»[32]; 1902 год – благодарность за особое отношение к церковно-школьному делу[33]. В 1902 году удостоен ордена святой Анны 3 степени[34].

И наконец, 1903 год. Год, в который неманицкий батюшка был перемещен в очередной раз. В этот раз он стал служить в городе Слуцке в Островской Михайловской церкви[35]. Этот период был не долгим, но весьма плодотворным, и, к сожалению, последним в его служении и жизни.

С 1905 года по 1908 год член благочиннического совета 1 округа Слуцкого уезда[36]. С 1905 года по 19 октября 1907 года – член правления Слуцкого духовного училища[37]. Здесь, на новом приходе не смотря на немолодой возраст, отец Василий снова приводит в порядок свой приход, свой храм. Пичем в этот раз у прихода кроме основной, были еще две приписных церкви. Все три он отремонтировал. Островский храм «благоукрасил до неузнаваемости самостоятельно»[38]. Храм был перекрашен снаружи и внутри, куплены два колокола 50 и 25 пудов, соорудил новые киоты для икон, отремонтировал старые священнические облачения и приобрел новые. Купил в храм дорогие трехсвечники и подсвечники. Многое покупал за свой счет, но при этом умело побуждал проявлять заботу и внимание о своем приходе прихожан. В городе Слуцке для Варваринской кладбищенской церкви приобрел колокол 26 пудов, отремонтировал ограду вокруг кладбища, и что вообще поражает, построил новый дом при кладбище для сторожа «с обширною, светлою комнатою для градскаго духовенства»[39]. В еще одну приписную Хреновскую церковь закупил два маленьких колокола 6 и 3 пуда, капитально отремонтировал постройки для священника. И вот то ответственное отношение к псаломщикам, о чем и писали в начале: «вчерне возвел дом для псаломщика на собранные от прихожан средства и сторожку»[40]. А как же удивляешься, читая такие факты про нашего пастыря: «на священнической усадьбе посадил много фруктовых деревьев самого лучшего качества… На церковном погосте засадил сад в пользу церкви»[41].

Кроме хозяйственных забот, отец Василий участвовал в жизни не только своего прихода, но проводил собеседования и в городском храме Воскресения, чем снискал общую любовь случчан.

Удивителен и тот факт, что в эти годы в городе Слуцке славили Христа своей проповедью и делом, и словом два неманицких пастыря. В 1870 году отец Василий сменил в Неманице отца Климента Гродзицкого. Теперь же оба они несли свое служение один в монастыре под именем архимандрита Феодота, а второй на ниве сельского и городского священника. И так Богу было угодно, что в будущем один отпоет другого.

Если касаться смерти отца Василия, то причиной кончины полного сил и крепости 64-летнего пастыря, участвующего в активных строительных и иных заботах церкви, стал не возраст и не переутомление от тех нагрузок от многосторонней его деятельности, а ужасная выходка пьяного мещанина Павла Воробья, «который в ночное время, при возвращении о. Василия из заседания Правления Слуцкого Духовного училища, застиг его на огородах, в урочище Кузминщины, в месте безлюдном и нанес ему настолько тяжкие оскорбления, что нервная система о. Василия совершено разшаталась…»[42]. После непродолжительных попыток справиться с недугом, отец Василий любящими его коллегами и прихожанами был отправлен на лечение в Санкт-Петербург. Но лечение, дав временный положительный эффект, не спасло неманицкого священника от смерти из-за кровоизлияния в мозг. 27 января 1908 года отец Василий умер[43]

Отпевал умершего отец Феодот (Гродзицкий), бывший настоятель Неманицкого прихода отпевал своего приемника по Неманице в торжественно-печальной обстановке при большом скоплении верующих с двумя протоиреями, двенадцатью священниками и четырьмя диаконами. Отпевание длилось 4 часа[44].

Автор иерей Антоний Семилет

 

[1] МЕВ 1908, № 6, С. 144

[2] МЕВ 1870, № 18, С.245

[3] МЕВ 1910, № 24, С. 475-481

[4] МЕВ 1870, №. 22, С.301

[5] МЕВ 1873, № 15, С. 259

[6] МЕВ 1873, № 20, С.370; 1874, № 15, С.260

[7] МЕВ 1874, № 19, С. 307; МЕВ 1876, № 15, С. 267

[8] МЕВ 1882, № 9, С. 137

[9] МЕВ 1882, № 9, С. 137; 1884, № 1, С.7.

[10] МЕВ 1872, № 8, С.62

[11] МЕВ 1874, № 13, С. 219; МЕВ 1879, № 7, С. 192

[12] МЕВ 1873, № 3, С. 40

[13] МЕВ 1874, № 21, С.345

[14] МЕВ 1875, № 14, С. 185

[15] МЕВ 1875, № 1, С.11; МЕВ 1878, № 14, С. 377; МЕВ 1908, № 6, С.144

[16] МЕВ 1876, № 4, С 56-57

[17] МЕВ 1876, № 15, С. 267

[18] МЕВ 1877, № 21, С. 291

[19] МЕВ 1881, № 12, С. 222

[20] МЕВ 1883, № 20, С. 470

[21] МЕВ 1886, № 22, С. 573

[22] МЕВ 1886, № 20, С. 563

[23] МЕВ 1886, № 23, С. 573

[24] МЕВ 1886, № 23, С. 573-574

[25] МЕВ 1886, № 9, С. 162; МЕВ 1908, № 6, С. 144

[26] МЕВ 1908, № 6, С. 144

[27] МЕВ 1888, № 8, С. 225-226

[28] МЕВ 1888, № 11, С. 310-311

[29] МЕВ 1908, № 6, С. 144

[30] МЕВ 1908, № 6, С. 144

[31] МЕВ 1896, № 11, С. 222

[32] МЕВ 1901, № 1, С. 12

[33] МЕВ 1902, № 2, С. 21

[34] МЕВ 1902, № 10, 199

[35] МЕВ 1908, № 6, С.144

[36] МЕВ 1908, № 6, С.144

[37] МЕВ 1908, № 3, С. 25

[38] МЕВ 1908, № 6, С.144

[39] МЕВ 1908, № 6, С.144

[40] МЕВ 1908, № 6, С.144

[41] МЕВ 1908, № 6, С.144

[42] МЕВ 1908, № 6, С.147

[43] МЕВ 1908, № 5, С.54

[44] МЕВ 1908, № 6, С.148-150


Return to Top ▲Return to Top ▲