Соборный протоиерей Николай Фалевич (из истории неманицкого прихода)

Отец Николай Фалевич представляет собой образ пастыря, который обладал талантом организатора и руководителя, неутомимого молитвенника и педагога-проповедника. Кроме того, важно отметить и то, что одно время отец Николай тесно работал с будущим священномучеником Николаем Мацкевичем: как настоятель городского прихода, как руководитель местной образовательной системы.

Не все вехи из жизни неманицкого настоятеля еще известны. Ведомости не дают нам знать когда, в какой семье и где родился пастырь, не знаем и дату смерти. Однако несмотря на то, что мы не обладаем этими данными, сказать о неманицком священнике, основываясь на фактах из известной церковной периодики, есть что.

Анализ списков учащихся Минского духовного училища дает нам представление о периоде, когда Николай Фалевич познавал богословскую науку. Уже в учебном году 1867/68 Николай числится в среднем отделении первом разряде[1]. Есть упоминание его имени и фамилии в списке учащихся в 1870 году[2]. Но вот уже в 1871 году он фигурирует в списках учеников Минской духовной семинарии[3]. А в списке за учебный период 1876/77 он ученик последнего 6 класса первого разряда[4].

Не всегда ведомости отражают все перемещения церковно-священнослужителей. В каком именно году выпускник Минского семинарии Николай Фалевич стал псаломщиком газета не отразила. Зато мы знаем, что до своего рукоположения в священники Николай подвизался псаломщиком в Лавришевской церкви новогрудского уезда. А если учесть, что последний псаломщик данного прихода умер 8 июля 1877 года[5], то возможно Николай Фалевич сразу после семинарии и стал трудится на приходе, ведь к этому моменту он уже выпускник.

Хиротония во иерея состоялась 6 мая 1881 году. Первым приходом новоиспеченного священника Николая стала Очижская церковь, игуменского уезда. И по правилам того времени, его параллельно назначают законоучителем местного народного училища[6]. К слову, имение Очижа к началу 1880-х уже имеет две церкви[7]. На приходе отец Николай сменит умершего ранее настоятеля священника Павла Епифановича[8].

На своем первом приходе будущий неманицкий священник прослужит не долго, всего три года, и это будет единственный случай в его карьере, во всех остальных местах отец Николай будет настоятельствовать многие годы.

Весьма интересен тот факт, что до того, как настоятелем неманицкого прихода стал отец Николай, этому предшествовало служение на данном приходе священника Ипполита Здановича. Странность в том, что отец Ипполит прослужил на нашем приходе всего два месяца и 13 дней, с 18 октября 1883 года по 1 января 1884 года[9], и как бы вы не пытались собрать факты из его послужного списка, ведомости о нем максимально скудны.

Итак, на неманицком приходе, борисовского уезда отец Николай окажется согласно указу с 1 января 1884 года. Об этом тринадцатилетнем периоде его жизни ведомости говорят не мало.

Для понимания того, на какой приход пришел молодой священник, полезно ознакомиться с описанием храма ведомостями за 1886 год: «Приходская церковь…построена в 1816 году от казны. Зданием деревянная с одним открытым куполом; хотя в стенах еще совершенно крепка, но необходимо переделать наружные части, крышу, устроить новую колокольню и вообще придать благообразнейший наружный вид. Внутри также недостаточно благоустроена. Содержится, впрочем, в надлежащем порядке и чистоте. Вся необходимая утварь имеется; ризница хотя и не богатая, но достаточная»[10]. И это состояние храма при внимательности и ответственности, свойственной отцу Николаю!? Теперь можем представить, что было два года назад в 1884 году при принятии им дел? 

Но материальная недостаточность, видим, не испугала молодого пастыря, который начал планомерную и системную работу с верующими. К примеру, он уделял пристальное внимание педагогической, просветительской работе. Заботился с первых дней о качестве преподавания и о быте самих педагогов. В 1886 году за такое усердие и неравнодушие в деле работы народного образования и устройстве церковно-приходских школ ему объявлена благодарность[11]. В 1888 году настоятель неманицкого прихода подает рапорт от 12 января за № 7 на имя Епархиального Училищного Совета, в котором просит назначить пособие учителю неманицкой школы[12]. В результате такого пристального внимания к образовательному процессу в приходе, уже в 1891 году читаем такие характеристики о работе настоятеля: «в 1 благочинии священник Немоницкой церкви и помощник благочинного о. Николай Фалевич, заботами котораго в приходе устроены одна церковно-приходская школа с 30 учащимися и две школы грамоты, в которых… обучалось всего 44 человека. Церковно-приходская школа помещается в доме, принадлежащем священнику, который, кроме того, дает учителю школы квартиру и стол. Учебное дело в школе, благодаря усердию о.Фалевича, поставлено довольно правильно и ведется с должным успехом, так что ученики старшего возраста отлично читают в церкви. При школе организован состоящий из 12 мальчиков хор, который поет в церкви во все воскресные и праздничные дни очень хорошо…»[13].

Если б отец Николай не уделял этой работе свое внимание и время, то спустя 7 лет, как он пришел в неманицкий приход, такого описания не было бы в газете. А так мы понимаем, что к 1891 году богослужебная, миссионерская и просветительская, бытовая и иная жизнь на приходе стали совершенно на новый уровень, получили положительное развитие. И, с учетом сказанного, совершенно не удивительно, назначение сельского настоятеля отца Николая вместо соборного протоиерея Фомы Русецкого, благочинным 1 округа борисовского уезда 23 мая 1891 года[14]. К тому времени неманицкого настоятеля уже наградили набедренником (11 декабря 1885 год)[15], скуфьей (1889 год)[16]. 23 июля 1891 года Училищный Совет при Святейшем Синоде его одарил за особенное усердие и ревность в благоустроении местных школ книгой «Библия»[17]. В апреле 1894 года его награждают камилавкой[18].

Очень ярко говорит сам за себя и тот факт, что в 1894 году ведомости публикуют благодарность епископа прихожанам неманицкой церкви за пожертвованные ими 200 рублей для покраски церкви, и оставшимся неизвестными за пожертвование в 100 рублей для благоукрошения церкви[19]. В 1895 году фигурирует имя одного учителя школы при руководстве отца Николая Фалевича Платона Миронова[20].

Таким образом, неманицкий период служения отца Николая, продлившийся 13 лет принес свои благие плоды как для прихода святых апостолом Петра и Павла, так и для самого настоятеля, деятельность которого  оказалась столь значимой и яркой, что уже 22 января 1897 года батюшку переводят настоятелем на еще более ответственный приход собора Воскресения в городе Борисове с оставлением за ним должности благочинного[21].

Однако нельзя не упомянуть, что служение отца Николая в Неманице имело и другую сторону медали, более трагичную, связанную с болью от потери отцом своих любимым деток в 1889 году. Именно здесь в Неманице он теряет двух своих младенцев, умерших, по воспоминанию Волковой Елены Федоровны, родственницы последнего псаломщика неманицкой церкви Гаховича Владимира Ипполитовича, от эпидемии скарлатины[22]. Их могила есть до сих пор на неманицком кладбище.

Конечно, служение отца Николая в городе, настоятелем соборной церкви, благочинным округа, отличалось от настоятельства в сельском формате. Нагрузка ответственного пастыря в городе велика и порой вредна при неграмотном распределении сил и возможностей здоровью физическому. Но исходя из того факта, что протоиерей Николай служил настоятелем в соборе Воскресения города Борисова больше 20 лет, а это мы понимаем из косвенных данных, полученных при анализе ведомостей: последнее упоминание о нем находим в газете за 1917 год, — то можем еще раз убедиться в его таланте. Распределять, систематизировать, руководить наладкой процесса, создавать саму систему той или иной работы, — все это качества одного пастыря в лице отца Николая. Потому прейдя в собор, пастырь с 16-летним стажем стал делать все тоже, что делал и в Неманице: окормлял отцовским попечением все стороны жизни прихода. О том, что это так, мы уже узнаем в ведомостях. В 1900 году 10 октября его усердие и таланты руководителя при работе на ниве народного образования опять выделяют в Синоде в виде награждения «Библией»[23]. В этом же 1900 году его награждают наперстным крестом от Синода[24]. В 1904 году – орденом святой Анны 3 степени[25]. 1906 году — орденом святой Анны 2 степени[26]. В 1904, 1910, 1911, 1912 его усердие и заботу о школьном деле выделяют в епархии в виде благодарностей от Минского Епархиального Училищного Совета[27].

Кроме всего прочего существовала приписная к собору церковь-школа на 300 человек при станции г. Борисов святой мученицы Юлии, председателем попечительства которой долгие годы был отец Николай[28]. В ней кипела просветительская, образовательная, миссионерская и главное богослужебная деятельность.

Ведомости за 1909 год описывают грандиозное торжество, крестный ход от церкви святой Юлии в поселке Новоборисове до прихода в деревне Гливин и обратно. Крестоходцы из Гливина, Забашевич и, во главе с протоиереем Фалевичем, из городского собора шли на встречу друг другу, после чего сообща все пришли к Юльевской церкви, где начали литургию во главе с протоиереем Николаем. Это событие было организовано в связи с выпиской для гливинского прихода святой иконы святителя Феодосия Черниговского, временно находившейся в храме святой Юлии при станции «Ново-Борисов».

И вот интересен тот факт, описываемый автором заметки о крестном ходе, который доказывает, что отец Николай действительно продолжал в своей городской деятельности делать все тоже самое, что и в Неманице, а именно, занимался образованием молодежи, привлечением ее к активному участию в жизни святой Церкви. Так вот когда три прихода соединялись вместе в единый поток, то в этот момент «как колокольчики зазвенели чистые детские голоса…» хора собора Воскресения. Что это? Ведь об этом читаем и при описании его деятельности в сельском приходе… И там, и там дети поют, активно принимают участие в богослужении. Ведь пение — это сложное дело, требующее тренировок и многих усилий ума и духа.

В рассказе об крестном ходе есть еще один важный, на наш взгляд, факт: во время всего богослужения несмотря на то, что храм святой Юлии был просто набит людьми, царил «образцовый порядок, благодаря все предусмотревшей распорядительности о.Фалевича…». И это то, о чем писали выше, подчеркивая таланты отца Николая[29].

В 1907 году протоиерей Николай освобожден от должности благочинного[30]. В 1908 назначен духовником благочиния[31].  Существует информация о том, что в 1908 году отец Николай Фалевич освящал храм в Зембине[32]. В 1910 уволен с должности наблюдателя церковных школ борисовского уезда[33]. На этом посту его и сменит будущий мученик за веру Христову отец Николай Мацкевич, который к тому же будет причислен сверхштата клириком Воскресенского собора[34].

Отец Николай был общественником и благотворителем. С 1909 года в Борисове работало Христианское благотворительное общество. Отец Николай принимал непосредственное участие в его работе, будучи членом его правления[35].

В 1913 году его наградят золотым наперстным крестом с цепочкой и драгоценными камнями, из Кабинета Его Императорского Величества[36]. В 1915 году его наградят орденом святого Владимира 4 степени[37].

Последнее упоминание о протоиерее Николая находим в ведомостях от 1917 года, где перечисляются члены союза священнослужителей епархии[38]. О дальнейшей судьбе неманицкого пастыря пока данных нет.

На фото: могила на неманицком кладбище детей отца Николая

На фото: могила на неманицком кладбище детей отца Николая

Автор иерей Антоний Семилет

[1] МЕВ 1868, № 13, С. 183

[2] МЕВ 1870, № 3, С. 24

[3] МЕВ 1871, № 39, С. 306

[4] МЕВ 1876, № 19, С. 354

[5] МЕВ 1877, № 13, С. 164

[6] МЕВ 1881, № 11, С. 208; МЕВ 1881, № 9, С. 192

[7] Гарады і вёскі Беларусі: энцыклапедыя. Т. 8. Мінская вобласць. Кн. 5 / под научн. ред. А. И. Локотки. — Минск: БелЭн, 2014. — С. 278—279.

[8] МЕВ 1881, № 22, С. 387

[9] МЕВ 1883, № 21, С.495; 1884, № 1, С.10.

[10] МЕВ 1886, № 20, С. 563

[11] МЕВ 1886, № 9, С. 209

[12] МЕВ 1888, № 8, С. 232

[13] МЕВ 1891, № 14, С. 39

[14] МЕВ 1891, № 11, С. 270

[15] МЕВ 1885, № 24, С. 355

[16] МЕВ 1889, № 8/9, С. 181; ЦВ (Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде) 1889, № 15/16, С. 156

[17] МЕВ 1891, № 20, С. 519-520; ЦВ 1891, № 32, С. 273

[18] МЕВ 1894, № 11, С. 243-244; ЦВ 1894, № 20, С. 209

[19] МЕВ 1894, № 20, С. 478

[20] МЕВ 1895, № 21, С. 470

[21] МЕВ 1897, № 3, С. 31

[22] Волкова Е.Ф. Жизнь неманицкого прихода в 90-х гг. XIX в. – 30-х гг. XX в. // из личного архива автора.

[23] МЕВ 1900, № 24, С. 481-482; ЦВ 1900, № 49, С. 372-372

[24] МЕВ 1900, № 10, С. 210; ЦВ 1900, №

[25] МЕВ 1904, № 9, С. 143; ЦВ 1904, № 24, С. 268

[26] МЕВ 1906, № 10, С. 145; ЦВ 1906, № 18, С. 218

[27] МЕВ 1904, № 9, С. 152; МЕВ 1910, № 4, С. 45; МЕВ 1911, № 7, С. 78; МЕВ 1912, № 7, С. 1

[28] МЕВ 1912, № 9, С. 104

[29] МЕВ 1909, № 21, С. 557-560

[30] МЕВ 1907, № 2, С. 19

[31] МЕВ 1908, № 20/21, С. 252

[32] История храма – https://zembin.by/sample-page/istoriya-xrama

[33] МЕВ 1910, № 23, С. 220-221

[34] МЕВ 1910, № 23, С. 220-221

[35] Смотрите: Свято-Иулиевская церковь в 1896-1950 гг. —  https://www.blagobor.by/article/history/svajto-iulevskaj

[36] МЕВ 1913, № 3, С. 35

[37] ЦВ 1915, № 18/19, С.176

[38] МЕВ 1917, № 15, С. 269


Return to Top ▲Return to Top ▲