Синодик священнослужителей каменного собора Воскресенья Христова города Борисова 1874 г. – 1917 г. …
Борисовский каменный собор Воскресенья Христова построен и освящен в 1874 году. Рождение столь величественного и монументального храма в городе на Березине имело свою предысторию, полную драматизма. В 1865 году от пожара сгорел последний деревянный собор города, и верующие во главе с настоятелем протоиереем Павлом Лисевичем на 9 лет остались без вместительного, теплого и доступного храма, перебравшись на кладбищенскую ветхую, весьма холодную и труднодоступную многим церковь святого Андрея Юродивого.
Долгие годы по разного рода причинам, связанными с человеческим фактором и не только, храм никак не начинали строить. Но уже к 1871 году процесс стал набирать обороты. О том, как строился собор, какие были невзгоды и сколько пришлось пережить священству собора и мирянам в ожидании чуда, рассказал в своей обширной исторической записке в Минских епархиальных ведомостях, на тот момент, клирик собора и благочинный отец Климент Гродзицкий (будущий слуцкий архимандрит Феодот), который сам по должности принимал непосредственное участие в различного рода комиссиях и собраниях, связанных с процессом появления каменного храма Борисова. Этот пятнадцатистраничный текст находится в свободном доступе. Его адрес: Минские епархиальные ведомости 1874 года за номером 22 с 703 страницы по 717[1].
Однако история камня и прочего строительного материала, как они складывались и собой являли великое чудо рождения красивого собора, это дело архитекторов и узконаправленных исследователей-историков. Нашему непрофессиональному, но историческому любопытству, не актуальны истории делопроизводства и переписки по строительству храма.
С точки зрения христианского учения о Церкви, называемое в науке экклезиологией, Храм есть Тело Христа. Христос есть Глава Тела. Верующие есть само Тело. И в таком контексте, говоря о истории храма земного: каменного, деревянного, иного, — мы, в первую очередь, под ней понимаем историю общины людей, верующих во Христа.
С такой позиции изучать историю лобового общества православных христиан, актуальнее через исследование и восстановление биографий ее членов. И конечно, будучи, на земном уровне, управляемы пастырями, на примере их судеб и путей, мы в красках раскрываем картину внутреннего бытия любого прихода. Не исключение и Борисовский собор Воскресенья Христова.
Процесс создания каменного собора в Борисове начался раньше 1871 года. К этом году строительство храма, если так можно сказать, материализовалось в конкретной кирпичной кладке и фундаменте. Но до того, шла кропотливая, неустанная работа последнего настоятеля еще деревянного собора Воскресенья протоиерея Павла Лисевича, на глазах которого и произошел пожар 1865 года. Именно его трудами постоянная мысль о необходимости появления в Борисове каменного храма медленно оседала в сознании местного градоправления и не только. Но его смерть 1871 года, не позволила ему физически соучаствовать чуду храмостроения в Борисове.
Последним же настоятелем именно прихода Воскресенья Христова, у которого на 1871 год не было своего приходского храма, из-за чего верующим общины приходилось ютиться, в буквальном смысле, в малом кладбищенском храме, был протоиерей Роман Пастернацкий (будущий слуцкий архимандрит Рафаил). При нем и началась «стройка», дошедшая до своего логического завершения в виде освящения собора 20 октября по старому стилю в 1874 году. С этой даты освящения каменного храма и началась его история.
С 1874 года и по, схематично, 1917 год, год революционной одержимости, сметающей все на своем пути, у каменного храма, как общины людей Христовых, было четыре настоятеля и шесть клириков (священников-помощников настоятеля). Слава Богу, их имена и биографии с помощью церковной периодики и иных источников удалось восстановить. Вот они…
НАСТОЯТЕЛИ СОБОРА
Протоиерей Роман Пастернацкий 01.03.1871 г. – 23.09.1884 г.
(в монашестве архимандрит Рафаил)
Протоиерей Фома Русецкий 23.09.1884 г. – 15.02.1892 г.
Священник Антоний Тучкевич 05.03.1892 г. – 05.01.1897 г.
Протоиерей Николай Фалевич 22.01.1897 г. – 1917 г. …
КЛИРИКИ СОБОРА
- Священник Климент Гродзицкий 02.08.1870 г. – 01.09.1875 г.
- (в монашестве архимандрит Феодот)
- Священник Дмитрий Булгаковский 01.09.1875 г. – 24.08.1876 г.
- Священник Стефан Мацкевич 24.08.1876 г. – 31.07.1878 г.
- Протоиерей Иоанн Волочкович 15.08.1878 г. – 12.08.1885 г.
- Священник Михаил Горбачевский 12.08.1885 г. – 05.03.1897 г.
- Священник Павел Данкевич 10.03.1897 г. – 1915 г. …
[1] Https://yandex.ru/archive/catalog/52179e1e-60cd-498f-8c1f-b41abecd2be8/19
Материал подготовил иерей Антоний Семилет