Священник Борисовского собора Стефан Мацкевич (учитель и псаломщик Неманицкого прихода)

Писать об отце Стефане Мацкевиче, бывшем псаломщике Неманицкого прихода, весьма непросто, так как он прожил всего 31 год, прослужив священником 5 лет. В Минских епархиальных ведомостях информации о служении и деятельности священника немного. Но все-таки то, что есть в новостях, дает некоторое представление о его жизни.

Привлекающим внимание фактом в биографии священника можно назвать его проект о создании епархиальной кассы взаимопомощи, написанный и опубликованный в 1875 году. Так же есть твердая уверенность, основанная пока на косвенных данных, что иерей Стефан – это отец священномученика Николая Мацкевича. И конечно, не маловажно подчеркнуть, что последние годы своего служения он являлся клириком Борисовского собора Воскресенья.

Из скромной заметки о его смерти узнаем, что Стефан родился в 1846 году[1]. По данным списков учеников Минской духовной семинарии за 1869 год, Стефан Мацкевич сын умершего священника села Коритны, Бобруйского уезда.[2] Богословское образование он получал в Минской духовной семинарии с 1867 по 1871[3].

По окончании семинарии со званием «студента», уже к 1873 году Стефан служил церковному делу в звании педагога местного Неманицкого народного училища, совмещая параллельно работу в должности псаломщика прихода и законоучителя училища[4]. Такая практика привлечения семинаристов сразу в нескользких нишах жизни прихода была отлажена настоятелем Неманицкого Петропавловского храма отцом Василием Мацкевичем. Так бывший студент сразу без раскачки окунался с головой в каждодневный труд пастыря прихода. И надо сказать, что в скором будущем педагогический и пастырский опыт, полученный в Неманице, пригодится будущему священнику Стефану.

27 июля 1873 года псаломщика Неманицкого прихода рукоположили в священника и определили настоятелем в приход вблизи города Пинска в селе Логишин[5]. Этот приход на тот момент был в очень критическом состоянии и материально и духовно. Сложная истории прихода с историей предательства местными жителями своей веры и переход их в католичество, а потом уход в некое подобие секты, все это делало свое дело. Так что молодому новорукоположеному священнику Стефану досталось очень трудное наследство. За месяц до назначения настоятелем отца Стефана Мацкевича, епископ Минский и Бобруйский Александр как раз путешествую по пинским приходам посетил 9 июня Логишин. Увиденное там описали в ведомостях. «Церковь здесь Петро-Павловская деревянная, ветхая и требует капитальной ремонтировки…»[6]. И про логишинцев: «Народ этот до того ополячен, что в течение 10 лет никакия увещевания не могут вразумить его… он чуждается православной церкви»[7]. Первоначально Логишинский храм освящен был в честь Преображения Господня в 1795 году, но в 1842 году деревянное строение сгорело. И местное православное население живя более 20 лет без храма в большинстве своем перешло в католическую церковь. Лишь после польского восстания в 1864 году была построена небольшая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы[8]. Однако в этом же году построена и еще одна церковь в честь святых апостолов Петра и Павла[9]. В будущем правительство обратив внимание на «логишинскую веру», построит прекрасный каменный храм Преображения в 1892 году[10]. А пока вот в таких «боевых» условиях молодому пастырю предстояло нести свое призвание служителя Христова.

Отец Стефан прослужит на данном приходе до 1876 года. За этих три года он трудился законоучителем местного училища, принимал активное участие в работе Пинского духовного училища, в должности члена правления, а также был членом благочиннического совета[11]. В этот период в 1874 году у батюшки рождается первый ребенок – дочь Вера[12]. И служа под Пинском в 1875 году он напишет свой проект по созданию епархиальной кассы взаимопомощи.

Не вникая глубоко в суть проекта, можно отметить само искреннее стремление отца Стефана найти решение той современной ему проблемы – бедноты его коллег православных священников, несущих свой крест пастырства часто в очень финансово нестабильных условиях. Однако проект не лишён утопичности и даже наивности. По мнению отца Стефана, для решения проблемы, надо чтоб все священники епархии единоразово внесли сразу по 300 рублей, и тогда процент от положенных в банк денег поможет стабильно выплачивать всем вдовам, сиротам священников и самим священникам на пенсии пособия из епархиальной кассы[13].

Как напишет отец Стефан в своем проекте: «По моему мнению на таких только данных может быть учреждена в настоящее время касса духовенства Минской епархии»[14]. Такое осуществить просто физически было нельзя, так как нищета священников того времени порой доходила до крайних состояний, от чего так много преждевременных смертей в молодом возрасте священнослужителей в тот период. Большая часть из пастырей не имели в год и близко таких денег! А потому и внести в кассу помощи их не смогли б.

24 августа 1876 года отец Стефан по прошению перешел служить помощником настоятеля отца Романа Пастернацкого в Борисовский собор[15], в котором к тому моменту не хватало клирика в связи с уходом в конце 1875 года отца Климента Гродзицкого, бывшего Борисовского благочинного и бывшего настоятеля Неманицкого прихода, в Несвижскую учительскую семинарию.

К сожалению, ведомости не дают информации о его служении в борисовский период. Знаем только, что незадолго до своей неожиданной кончины отец Стефан был избран депутатом от своего благочиния на епархиальных и окружных съездах духовенства[16]. Ну и о его смерти, которая произошла из-за тифа летом 31июля. На этот момент ему было 31 год, и он оставил «по себе жену и двое малолетних детей»[17].

Что же касается твердого убеждения в том, что одним из оставленных в сиротстве малолетних детей был сам будущий священномученик Николай Мацкевич говорят следующие косвенные данные. Во-первых, факт из биографии отца Николая, о том, что он родился 4 мая 1878 года в Борисове. Во-вторых, в городе Борисове в этот временной отрезок никого из священников с фамилией Мацкевич не было кроме отца Стефана, который жил и служил в городе.

Умирать летом 1878 году отец Стефан явно не планировал, так как не было каких-либо тяжелых болезней или возраста ведущих к тому. Его смерть стала чрезвычайной, преждевременной. И вполне реально, что еще в мае у него рождается второй ребенок Николай, а уже летом он заразился тифом.

 В 1879 году его вдова Елизавета Мацкевич получает единоразовое пособие в размере 50 рублей и 55 копеек из кассы взаимопомощи[18]. О том, что Елизавета – вдова иерея Стефана Мацкевича, а не священника села Вилейки, Борисовского уезда, Владимира Мацкевича, говорит тот факт, что даже в 1887 году последний был жив и здоров, получая камилавку в награду[19].

Материал подготовил иерей Антоний Семилет

[1] МЕВ 1878, № 15, С.428

[2] МЕВ 1869, № 2, С. 29

[3] МЕВ 1869, № 17, С. 234; МЕВ 1869, № 2, С. 29; МЕВ 1870, № 2, С 12; МЕВ 1871, № 30, С. 224

[4] МЕВ 1873, № 3, С. 40

[5] МЕВ 1873, № 15, С. 259

[6] МЕВ 1873, № 23, С. 526

[7] МЕВ 1873, № 23, С. 526

[8] МЕВ 1892, № 24, С. 782

[9] Описание церквей и приходов Минской епархии, составленное по официально затребованным от причтов сведениям. Т. VI: Пинский уезд. Минск, 1879. С. 782

[10] МЕВ 1892, № 24, С. 780-785

[11] МЕВ 1876, № 18, С.338; МЕВ 1875, № 7, С. 110-111; МЕВ 1875, № 4, С. 69; МЕВ 1873, № 23, С. 405; МЕВ 1876, № 18, С. 349; МЕВ 1876, № 7, С. 98

[12] МЕВ 1885, № 15, С.194

[13] МЕВ 1875, № 6, С. 174–177

[14] МЕВ 1875, № 6, С. 177

[15] МЕВ 1876, № 17, С. 331

[16] МЕВ 1878, № 14, С. 377 

[17]  МЕВ 1878, № 15, С. 428

[18] МЕВ 1879, № 2, С. 45

[19] МЕВ 1887, № 7/8, С. 143


Return to Top ▲Return to Top ▲