Сретение Господне

15 февраля Русская православная церковь празднует Сретение Господне —  один из двунадесятых (главных) церковных праздников в году.

Встреча

Слово «Сретение» по церковно-славянски означает «встреча». Христианский праздник Сретение установлен в память об описанной в Евангелии от Луки (2; 22-40) встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова.

Установление празднества

Праздник Сретение Господне известен на Востоке с IV века.  Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили в 544 году. В VI веке, в правление императора Юстиниана, Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. И, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия прекратились. И отныне в 544 году Церковь установила торжественно праздновать Сретение Господне.

Очистительная жертва

По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то 80) было запрещено входить в храм. По истечении же этого срока семья являлась в храм и приносила очистительную жертву. Состоятельные женщины приносили годовалого ягнёнка, и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу.

Старец Симеон и Анна-пророчица

Старец Симеон и Анна-пророчица

По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел старец Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по указанию египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он прочёл слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако, ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).

И в день Сретения исполнилось то, чего старец Симеон ждал всю свою долгую жизнь.

Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши…».

После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал: «Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2: 34-35).

Таким образом, праздник Сретения Господня напоминает нам и о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ибо Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном.

В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя Анна-пророчица. Она боле 60 лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37). Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам весть о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).

Афанасий Великий говорит, что уподобление праведному Симеону и пророчице Анне является нашим долгом. Мы должны встретить Христа, имея в себе чистоту, незлобие, боголюбие и человеколюбие. Иным способ встретить Христа – истинную жизнь – человеку невозможно.

Духовный смысл таинственной встречи

Сретение – Встреча Господа в Храме —  имеет глубокий смысл и содержание.  Епископ Феофан Затворник пишет «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству». В явлении Богомладенца в Храме исполняются и раскрываются все мессианские пророчества о Христе, Который становится главенствующей сущностью всей истории человечества. В Его Личности соединяются человечество и Божество; вечность вступает во время, а время проникает в вечность.

Протоирей Сергий Булгаков так описывает важность происшедшего: «…встреча Господа должна была произойти в Храме. Ему должна была поклониться Ветхозаветная церковь, которая вся только и жила ожиданием «грядущих благ» (Евр.10:1). Его должно было узнать ветхозаветное человечество, которое в лице своих пророков, патриархов, исповедников тысячелетиями всматривалось во тьму грядущих времён. И эта встреча совершилась».

Праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу делающим правду или алчущим и жаждущим правды, — как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония.

Сретение — это не просто день из далекой новозаветной истории. Хотя бы раз в жизни любой человек оказывается в доме Божием — в храме. И там с каждым происходит его личное Сретение — встреча со Христом.

Освящение свечей

Освящение свечей

В Православии чин освящения свечей совершается как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия. В молитвах на освящение свеч в Сретение возносится Богу ходатайство о том, чтобы, как зажжённые свечи своим светом разгоняют ночной мрак, так и наши души, просвещённые Духом Святым, избегали греховной тьмы. Сретенская свеча напоминает православным о зажжённом в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо беречь и сохранять на земном пути.

                   Александр А. Соколовский

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.


Return to Top ▲Return to Top ▲